Статья «Развитие познавательной активности у учащихся через кружок "Физика вокруг нас"»
МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа
имени Подольских Курсантов
Учитель физики: Косарева А.М.
Тема: «Развитие познавательной активности у учащихся через кружок «Физика вокруг нас».
Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания — теоретическими и экспериментальными, приближающимися к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер. Можно использовать такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом:
1-я стадия — от любопытства к удивлению;
2-я — от удивления к активной любознательности и стремлению узнать;
3-я — к прочному знанию и научному поиску.
1 стадия. У учащихся возникает интерес, который проявляется при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т. д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. И любопытство перерастает в любознательность.
2 стадия. Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Необходимо так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.
3 стадия. Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике. В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем — возможность их объяснения; потом — глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира. Все темы кружка «Физика вокруг нас» содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Как же пробудить у учащихся интерес к предмету? Нужно искать пути к сердцу и уму учащихся. При первой же встрече школьников с физикой как учебной дисциплиной я добиваюсь максимально возможного эмоционального всплеска, т. к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников. На первом этапе кружка «Физика вокруг нас» (7–8-й класс) можно выделять на некоторых занятиях время (5–7 мин.) для непродолжительных бесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На этих беседах можно говорить об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, причем беседу нужно проводить эмоционально. Трудно четко спланировать эти краткие беседы, отразить их содержание в поурочном планировании, т. к. зачастую они бывают импровизированными. Немалый интерес к кружку «Физика вокруг нас» прививают исследовательские проектные работы. Их можно организовать в 8-9 классах и обычно связывать с вопросами научно-технического прогресса, например, «Движение искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели» , «Магнитные бури», «Давление на разных высотах» и так далее. За неделю до проведения исследовательской деятельности учащимся сообщается его тема, дата, перечень литературы. Готовятся все ученики, а выступают по желанию; обобщения делает ученик сам. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления учащихся, развивают их эрудицию. Практика моей работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников, которые связаны с их жизнью. Ребята такие задания выполняют с удовольствием, проявляют активность, и урок-исследование проходит живо, интересно, ученики хорошо запоминают применения тепловых двигателей, понимают, где и почему они используются. Также использование художественной и научно-популярной литературы, телевизионных научно-популярных передач (тележурнал «Галилео» — телеканал «СТС», передача «ACADEMIA» — телеканал «Культура» и т. д.), в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе можно разбирать басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова: «Ехала деревня мимо мужика» и др.
Использование на кружке «Физика вокруг нас» произведений изобразительного искусства повышает эмоциональную восприимчивость учащихся, тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус. На кружке «Физика вокруг нас», демонстрируются репродукции художественных произведений, которые должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался. Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание, на мой взгляд, нужно уделять решению экспериментальных задач на разных этапах кружковой работы и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения материала.
Основными этапами кружковой деятельности являются:
I. Иформационно-аналитический этап
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы
2. Диагностика учащихся
II. Технологический этап
1. Составление программы работы с учащимися
2. Разработка методических и дидактических материалов
III. Практический этап
Применение методов и приемов по активизации во внеурочной деятельности
IV. Аналитический этап
1. Диагностика и мониторинг знаний и умений учащихся.
2. Подведение итогов, выводы.
Технологии используемые на занятиях кружка: «Физика вокруг нас»:
-Поисково-исследовательская деятельность;
-Проблемное обучение;
-Интерактивные технологии;
-Проектные технологии.
Результаты кружка «Физика вокруг нас»: Повышение интереса к учению и развитие учебных мотивов; Обогащение и активизация словаря детей; Активизация творческой деятельности учащихся; Более прочное и неформальное усвоение знаний; Повышение уровня сформированности ключевых компетенций. Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применение активных форм обучения приносит свои плоды. Все приведенные приемы были многократно практически апробированы на кружке и уроках, имели положительный результат в формировании как кратковременного, так и устойчивого интереса к изучаемому материалу и всего предмета в целом, что в конечном итоге способствовало повышению продуктивности, эффективности урока, раскрытию, реализации и развитию индивидуальности учащихся.
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на кружке «Физика вокруг нас» можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс — работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность ребят.
Соколова Наталья