«Фольклорные образы нечистой силы».
Верхнесалдинский городской округ
Городской конкурс публичной защиты
исследовательских работ и проектов обучающихся 2-6 классов
«Волшебный мир детства»
Фольклорные образы нечистой силы
Автор работы:
Телятникова София,
ученица 2 Б класса
МБОУ СОШ № 1 им А. С. Пушкина
Руководители:
Сенчева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов,
педагог – психолог,
Исламова Александра Владимировна,
родитель
г. Верхняя Салда
2024 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. 1 Что такое сказка…………………. ………………………………………...5
1. 2. Характеристика образа Бабы - Яги…………………………………….....6
1. 3. Характеристика образа Кощея Бессмертного..…..……………………....9
1. 4. Характеристика образа Лешего …………………..…………………......11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. 1. Анализ результатов анкетирования учащихся …………………………13
2. 2. Герои русских народных сказок: Баба - Яга, Кощей Бессмертный,
Леший и их поступки в сказках, мультфильмах, фильмах ...………………..17
2. 3. Поделки сказочных героев: Баба - Яга, Кощей Бессмертный, Леший...18
Заключение……………………………………………………….……………..20
Список литературы…………………………………………………..…………21
Приложение……………………………………………………………..………22
Сказка – ложь, да в неё намёк,
Добрым молодцам урок.
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте!
Услышав слово «сказка», мысленно переносимся в волшебный мир…
У каждого своя любимая сказка, и пришла она к нам из детства.
Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям. Были такие люди, которые сохраняли и развивали сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Именно в сказка заключается мудрость. Сказки родились с человеком, и пока живет человек, живет и сказка. Сказки, не находящие отражение в душе народа, быстро умирают, подобно тому, как капли воды скатываются со ствола дерева. Только подлинные истории с глубоким смыслом подобны смоле, которая застывает и навсегда сохраняет волшебный миг сказки. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес, волшебства. Актуальность темы видится нам в приобщении к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам. Именно обращение к традициям русского народа и актуально на сегодняшний день. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. С помощью сказок можно рассказать о добре и зле, справедливости и чести, мужественности и героизме. Она закладывает в наше сознания представления о родных местах. И только сказка может рассказать ребенку о них так доступно, так ненавязчиво и так подробно.
Где живет сказка? Да повсюду: в поле, в дремучем лесу, на дорогах. В шорохе листьев…
Читая русские волшебные сказки, я решила узнать, а такие ли уж плохие эти сказочные герои: Баба - Яга, Кощей Бессмертный, Леший. Хотелось бы в этом разобраться.
Так появилась тема нашего научно-исследовательского проекта «Фольклорные образы нечистой силы».
Актуальность: очень важно знать мудрость сказки и уметь использовать ее уроки в повседневной жизни.
Цель работы: раскрыть образ Бабы - Яги, Кощея Бессмертного, Лешего, определить их место в добрых и не добрых делах.
Задачи:
познакомиться с русским фольклором;
изучить образы русских народных сказок: Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Лешего;
провести анкетирование учащихся;
провести анализ поведения Бабы - Яги, Кощея Бессмертного, Лешего в разных сказках, мультфильмах, фильмах;
сделать поделки сказочных героев: Бабы - Яги, Кощея Бессмертного, Лешего;
сделать книжку с рисунками и фольклором по сказочным персонажам: Бабы - Яги, Кощея Бессмертного, Лешего.
Объект исследования: герои русских народных сказок Баба - Яга, Кощей Бессмертный, Леший.
Методы:
изучение литературы и Интернет-ресурсов о сказочных образах нечистой силы: Бабы - Яги, Кощея Бессмертного, Лешего;
провести социологическое исследование;
анализ и обобщение информации.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Что такое сказка
Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке.
У сказки есть свои законы, традиционные сюжеты и особые «сказочные» правила. Разобраться, что такое сказка и как она пишется, поможет история возникновения её. Сначала появилась фольклорная сказка. Этот жанр долгое время воспринимаясь как «песнь», «баснь» (от глагола «баять» — говорить).
Слово «сказка» появилось на Руси только к середине XV века. Название жанра указывает на традицию устной передачи сказочных сюжетов. Русский народ бережно хранит их в памяти. Сказки бывают народными и авторскими.
Сказки бывают нескольких видов.
Самым древним видом являются сказки о животных.
Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса завсегда хитрая, волк глупый и жадный, заяц трусливый.
Бытовые сказки – герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в истинном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря смелости, находчивости и уму.
Волшебные сказки-герои волшебных сказок сражаются не на жизнь, а на смерть, осиливают врагов, спасают друзей, встречаясь с нечистой силой.
В каждой культуре есть и свои сказки, родившиеся в недрах национальной души. Они повествуют, кого в данной стране находят красивым, добрым, благородным, какие действия и поступки ценятся, а какие осуждаются, о чём мечтают простые люди.
Мир изменяется, а сказка остаётся такой же насущной потребностью детского сердца, как луч солнца, как любовь матери. Этот жанр не умрёт никогда.
2. Характеристика образа Бабы - Яги
Все с раннего детства знают, кто такая Баба - Яга, и хорошо помнят о ее проделках. Они весьма несимпатичны, а саму героиню относят к нечистой силе. Хотя, в любой сказке Баба - Яга выполняет важную роль. Баба-Яга, живущая в избушке на курьих ножках, в наше время воспринимается как интересный персонаж русского фольклора. И эта загадочная старушка и ее избушка имеют по-настоящему пугающие черты. Если убрать ее из текста, герой ничего не сможет: не достанет меч-кладенец, не получит точное указание, где искать и куда идти, и обязательно окажется голодным и грязным, а эта вредная старушенция изначально его кормит, поит и в парит баньке, а уж потом творит все остальное. В общем, без нее никуда.
Первое упоминание о Бабе-Яге датируется 1588 годом, то есть, если считать до 2024 года, то ей уже 436 лет.
Село Кукобой с 2004 года объявлен родиной Бабы - Яги, день рождения которой празднуют 26 июня. Селу более 500 лет. Первое упоминание о селе относится к 1526 году. Кукобой находится в 430 км от Москвы, в 160 км от Ярославля, на границе Ярославской и Вологодской областей.
По русским народным сказкам мы знаем ее как уродливую, злую и сварливую старуху – волшебницу. Давным-давно, у наших предков-славян Баба Яга была могущественной богиней: хозяйкой зверей, леса и царства мертвых. Ее избушка считалась входом в подземное царство.
Выражение «Баба - Яга», Яга-баба состоит из двух слов. Баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница. Во многих уголках России старушку, которая помогала родиться, называли бабкой, бабушкой и уважали, как человека, одарённого особыми силами, умениями, мудростью.
Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. При помощи этой одежды определялась любая старшая женщина в роду.
Происхождение и значение имени.
1. Баба - Яга (Яга-Ягинишна, Ягишна, Ягибиха) – очень давнее славянское божество, хранительница традиций, детей и домашнего хозяйства домашнего очага, рода.
2. По информации В. Даля, первое слово «БАБА» происходит от слова «БАБАЙКА», которым пугают детей. Второе слово «ЯГА» означает лесную женщину с ворчливым, наглым характером, ведьма, которой подневольны вихри и вьюги.
3. Существует версия, что имя Яги произошло от слова «ЙОГ», а сама она из Индии.
4. Жители Севера считают, что Яга родом с Севера. Жители ставили избы на высоких столбах, чтобы её не замело снегом. Отсюда и название, «Избушка на курьих ножках».
5. Баба-Яга - прибыла на Землю из космоса. Она умеет летать. В сказках часто упоминается, что ступа у нее железная. Не исключено, что это не ступа, а космический корабль!
У учёного А. Н. Афанасьева несколько образов Бабы - Яги:
1) Яга–воительница: сражается с героями и побеждает многих из них. Прилетев в избу и если застаёт в ней постороннего человека, то избивает его;
2) Яга – похитительница: в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи;
3) Яга–советчица: сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью;
4) Яга – повелительница: повелевает волками, медведями, другим лесным зверям;
5) Яга–покровительница: берет героя под свою опеку, следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героев;
6) Яга–дарительница: дарит героям различные предметы.
Старые женщины всегда были хранительницами народной мудрости. И Баба Яга сумела до наших дней донести многовековые знания народа. Если прочесть сказки правильно, можно заметить, что матери посылали к ней своих дочерей не для того, чтобы их съели. Девочки учились у Яги разным женским премудростям: учились готовить, прясть, ткать.
Оказывается, Баба Яга была целительницей. В сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в печи. Но это не вся правда. У маленьких детей есть такая болезнь «сухота», или «собачья старость». Чтобы вылечить ребенка, его обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и быстро трижды засовывали в натопленную печь. Баба - Яга отлично знала этот народный метод и вылечила немало деревенских детишек. О том, что Яга занималась лечением, свидетельствуют её инструменты. Пест и ступа всегда использовались в медицине для измельчения различных корешков в порошок и изготовления лекарств. А уж она понимала толк в волшебных травах и корешках, ягодах и грибах?!
В общем, Баба - Яга — настоящий запас знаний.
3. Характеристика образа Кощея Бессмертного
Хочу представить вам еще одного героя нечести, который, является самым могущественным – это Кощей Бессмертный.
Кощей Бессмертный – хранитель Царства мёртвых.
Кощей Бессмертный означает «пленник», в восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в волшебных животных и предметах.
В словаре В. И. Даля слово «кошной» означает добрый, хороший, чистый. Значит, Кощей Бессмертный - добрый персонаж?
По поверьям, (которые приводит в пример тот же В. И. Даль) в древности, для того, чтобы путники имели возможность отдохнуть и поесть, а так же найти дорогу сквозь дремучий лес, ставили в лесных кущах хижины для странников. Этих странников называли кушниками, т.е. жителями лесных кущ. В слове Кощей и в слове кушник имеется один и тот же корень.
Если вновь заглянуть в словарь Даля, то можно увидеть, что слово «кушенник» - означает опытного человека. Это может указывать на мудрость Кощея Бессмертного.
Имя Кощея от славянского "кош" - связка кожаных шнурков, по образу узелкового письма. Такими письменами записывали историю рода. А хранителя узелков называли КОЩЕЙ. Титул бессмертный, получен за связь времен между предками и потомками.
Ещё было такое слово – кощюнить, значит колдовать, а кощюнник означает волшебник. А еще слово «кощун» означает – костлявый, тощий. Кощей всю жизнь сидит на черной горе и корпит над своим златом (золотом), которое он прячет от людей.
Его, обычно, изображают в виде скелета в чёрном плаще. Это исключительно творящий зло персонаж. В современном русском языке сохранились слова «кощунствовать» – творить зло и «костерить» – ругать.
Царство его находится очень - очень далеко: герою приходится отправляться «на край света». Путь самый длинный, сложный и опасный: герой снашивает железный сюртук, железные сапоги и железную шляпу, ему приходится преодолевать много трудностей, съедает три железных хлеба. Жилище Кощея Бессмертного это дворец, замок, большой дом.
Смерть Кощея спрятана очень далеко, ещё его называют бессмертным. «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб, на дубу – сук, на суку – сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощея». Много добрых молодцев сгинуло, добывая смерть кощееву.
Кощей посылал на землю засуху, иссушал её, делал бесплодной.
Магическая сила Кощея в воде, которая придает Кощею огромную силу.
От его дыхания герои-богатыри «летят как комары». Он способен поднимать меч «в пятьсот пудов», драться с героем целый день и побеждать.
Во многих сказках Кощей Бессмертный не ездит, не ходит, а летает, подобно птице или вихрю. Полет его вызывает бурные изменения в состоянии природы: «Вдруг гром гремит, град идет, листья с деревьев полетели, ветер ужасный Кощей Бессмертный летит».
Сам Кощей часто превращается в ворона.
Сказок про Кощея очень много и в конце сказки он обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему ломают иглу.
В разных сказках Кощей умирает по-разному, но это не меняет смысла его гибели. Зло наказано.
1. 4. Характеристика образа Лешего
У людей никогда не вызывало сомнений, что мир живой. У всех вещей в мире есть хозяин, тот, кто печётся, и заботиться о них. Мир вокруг нас населён: в водоёмах живут – водяные, в домах – домовые, а в лесу хозяйничают - лешие.
Леший. Толковый словарь Даля: ЛЕШИЙ, лешня, злой дух, воплощение леса как враждебной человеку части пространства.
Леший – очень древнее существо. Может обернуться деревом, зайцем, мхом, диким жеребёнком, медведем, птицей. Леший может преображаться в ветер, вихрь, бурю. Говорят, что куда дует ветер, туда и Леший идёт.
Это персонаж огромного роста. Внешность Лешего сливается с родной стихией – лесом. Всё его тело поросло волосами, характера вольный, с шумным, необузданным нравом. Он, иногда меняет свой рост: издали он велик, как самая большая сосна в лесу, а подойдёт поближе – станет меньше травинки. Он без шапки, у него длинные волосы, цвет лица синеватый, глаза выпученные, зелёные и горят, как угли. Его узнавали по отсутствию правого уха. Считается, что кровь у Лешего синего цвета, его кафтан застёгнут на левую сторону и обувь на ногах перепутана (вместо правой надета левая). Распознать его просто: он не оставляет следов. Характер у него неприятный, злобный, он не столь опасен, хотя любит зло и грубо пошутить, но людей не губит. Леший иногда описывается как одиночка, иногда – как существо семейное, у которого есть жена – лешачиха – и дети. Он нем, но голосист, любит петь без слов во всё горло.
Он без причины не тронет человека, но и с ним лучше не встречаться. Леший может водить грибников по лесу кругами, валит с ног. Нужно соблюдать определённые правила, чтобы избежать неприятностей в лесу, нельзя шуметь, нельзя произносить проклятья и не оставаться в лесу в сумерки. Леший любит повторять последнее слово собеседника, как это делает лесное эхо. Иногда он приходит в деревню сватать за себя самую красивую и молодую девушку, которую и уводит с собой в лес.
Говорят, что Леший помогает в гаданиях. Когда пропадает скот, к нему обращаются за помощью. Нужно ночью отнести на перекрёсток кусок хлеба и горшок каши, а если на утро горшок исчезал, то считалось, что Леший вернёт коров. Пастухи заключают с лешим договор – пастушеский «отпуск». Он помогает пасти стадо, охраняет его от диких зверей, за что пастух отдаёт ему одну корову. А пастух должен не стричься и не бриться, не здороваться ни с кем за руку, не убивать лесных зверей, не собирать грибы и ягоды.
Все Лешие подчинены лесному царю. Это – величественный старик в белой одежде с кнутом в руке, которым он гонит перед собой стаю волков.
Ему подвластны все лесные птицы и звери.
Опасен он только раз в год, на Ерофея-мученика – 17 октября, в этот день ему указано заснуть на зиму и он бесится от злобы. Всю ночь и весь день Лешие безобразничают, дерутся, ломают деревья, понапрасну гоняют зверьё, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю и появляются когда весной она оттает.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. 1. Анализ результатов анкетирования учащихся
Изучив литературу, прочитав сказки по данному вопросу мне стало интересно, а что думают ученики о сказочных героях. Я провела опрос среди учащихся нашей школы во 2 б, 4 а, 6 а классах. Всего в анкетировании приняло участие 81 ученик. У меня получились следующие результаты.
Согласно результатам анкетирования, 60 % (49 учеников) считают, что Баба - Яга – старая ведьма, 19 % (15 учеников) считают, что Баба Яга – злая старушка, 21 % (17 учеников) считают, что Баба Яга – сказочный персонаж.
Вывод. Большинство учеников 2 б и 4 а классов считают, что Баба – Яга - это старая ведьма, а ученики 6 а класса считают, что она сказочный персонаж.
Далее я спросила, кто такой Кощей Бессмертный?
63% (51 ученик) считают, что он злодей, 27 % (22 ученика) думают, что он бессмертный колдун, а 10 % (8 учеников), что он скелет, очень худой человек.
Вывод. Большинство учеников нашей школы считают, что Кощей Бессмертный - злодей.
Кто же такой Леший? Спросила я у учеников нашей школы.
«Царь леса» – считают 37 % (30 учеников), «Хранитель леса» – 28 % (23 ученика), «Дух леса» – 30 % (24 ученика), «Лесной человек» – 5 % (4 ученика).
Вывод. Большинство учеников 2 б класса считают, что леший – это царь леса, ученики 4 а класса – дух леса, а вот ученики 6 а класса считают, что Леший - это хранитель леса.
Результатами опроса какой из персонажей, Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Леший - добрый или злой стало следующее: 21 ученик 2 б класса, 17 учеников 4 а класса и 8 учеников 6 а класса считают, что добрым персонажем является Баба – Яга и Леший, 3 ученика 2 а класса, 6 учеников 4 а класса и 3 ученика 6 а класса считают, что только Баба – Яга добрый персонаж, добрый персонаж Леший думают 9 учеников 2 б класса, 4 ученика 4 а класса и 5 учеников 6 а класса. Злым персонажем для 17 учеников 2 а класса, 8 учеников 4 а класса, 12 учеников 6 а класса является Кощей Бессмертный, а Баба – Яга для 2 учеников 2 б класса, 7 учеников 4 а класса и 12 учеников 6 а класса.
Вывод. Большая часть учеников считает, что добрыми являются Баба – Яга и Леший, злым является Кощей Бессмертный, а некоторые ученики считают, что и Баба – Яга является злым персонажем.
На вопрос каким из указанных персонажей ты не хотел бы стать, ребята ответили следующим образом:
Бабой – Ягой -57 % (46 учеников), Кощеем Бессмертным – 34 % (28 учеников), Лешим – 9 % (4 ученика).
Вывод. Большинство учеников 2 б класса не хотели бы стать Бабой – Ягой, ученики 4 а и 6 а классов не желали бы стать Кощеем Бессмертным.
Далее я спросила у ребят, если бы ты умел колдовать, ты бы был добрым или злым персонажем? 90 % (73 ученика), считают, что были бы добрым персонажем, а 10 % (8 учеников) хотели бы быть злым персонажем.
Вывод. Большинство учеников нашей школы ответили следующее, что были бы добрым персонажем. Те, кто ответил - злым, скорее всего обижены на кого – нибудь и может хотели бы как – то отомстить за обиду.
Итак, я сделала вывод, что учащиеся нашей школы знакомы с персонажами Бабой – Ягой, Кощеем Бессмертным и Лешим.
Если бы умели колдовать, то совершали бы добрые дела, не хотели бы стать персонажами Кощеем Бессмертным, Бабой – Ягой, но не смотря на это большая часть ребят считает, что Кощей бессмертный является самым злым сказочным персонажем.
2. Герои русских народных сказок:
Баба - Яга, Кощей Бессмертный, Леший и их поступки в
сказках, мульфильмах, фильмах
Я прочитала и просмотрела несколько сказок, мультфильмов, фильмов, где встречается Баба - Яга, Кощей Бессмертный и Леший. И оказалось, что не во всех сказках - это обязательно злые персонажи.
Подводя итог, я составила таблицу, в которой есть доказательства, что сказочные герои Баба - Яга, Кощей Бессмертный и Леший не всегда злодеи, они совершают как добрые, так и недобрые поступки.
Баба - Яга | |||
№ | Название сказки | Поступок | Хороший или плохой поступок |
1 | Художественный фильм. Сказка. «Морозко». | Хотела погубить героев | Плохой |
2 | Мультфильм. «Летучий корабль». | Сказали заклинание | Хороший |
Кощей Бессмертный | |||
№ | Название сказки | Поступок | Хороший или плохой поступок |
1 | Русская народная сказка «Царевна – лягушка» | Украл у Ивана Царевича Василису Премудрую | Плохой |
2 | Художественный фильм. Сказка. «Последний Богатырь» | Разрубает кристалл. Этим он спасает Ивана, но губит себя | Хороший |
Леший | |||
№ | Название сказки | Поступок | Хороший или плохой поступок |
1 | Сказка про Лешего | Украл деда Илью у внука | Плохой |
2 | Сказка. Алексей Толстой. «Мишка и леший». | Выполнил желание Мишки: сделал пчёл золотыми, а ульи - хрустальными | Хороший |
Поделки сказочных героев: Бабы - Яги,
Кощея Бессмертного, Лешего
Изучив всю эту информацию мы сделали сказочных персонажей Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного и Лешего из подручного материала.
Поделка Баба - Яга.
Голова- капрон, набита синтепоном и прошита для предания черт лица. Волосы сделаны из швабры для мытья пола.
Тело сшито из ткани и набито синтепоном.
Вся конструкция держится на толстой проволоке, приделанной через ступу к спилу бруса, для придания устойчивости.
Ступа сделана из старой плетеной корзины. Метла - ветка от черемухи.
Декор: подручные средства, ткани, материалы. Бусы в форме грибов- слеплены из пластилина, затвердевающего на воздухе. Так же использовался горячий клей и нитки.
Поделка Кощей.
Голова сделана по аналогии с Бабой ягой. Корона вырезана из фоамирана и украшена при помощи горячего клея декором. Волосы- сделаны из искусственного сена.
Тело состоит из толстой проволоки, на которое нашита одежда в виде мантии, плаща. Основанием для фигуры является спил дерева, куда закреплена проволока.
«Злато», над которым чахнет персонаж - это поздравительный конверт из тонкой фанеры, задекорированный при помощи горячего клея декором, в виде бусин, камней, металла, имитирующего сокровища.
Поделка Леший.
Основой для головы служит основание перевернутой корзины. Для лица, волос и мантии использованы нашитые толстые вязальные нитки разного размера и цветовой гаммы. Для бороды, усов применялось мочало. Основой для туловища является высокий спил бруса, к которому приделано основание корзины, перевернутое ручками вниз.
Сверху ручек корзины нашито полотно из ветоши, внутрь которого набит синтепон. На ветошь пришит декор из натуральных веток, обрамленный искусственными кленовыми листьями.
Для декора поверхности головы: слепили грибы из воздушного пластилина, добавили искусственные цветы и травы.
Заключение
Рассмотрев образы отрицательных героев, можно сделать следующий вывод: Баба–Яга, Кощей Бессмертный и Леший защищают и берегут свою территорию от чужих, а если вдруг видят перед собой силу, мудрость и доброжелательность, даже оказывают помощь. Герои с нечистой силы на самом деле не такие уж злые и коварные, просто они требуют особого отношения к себе, ведь человек вторгается в их мир, а они только защищаются.
Наше социологическое исследование подтвердило тот факт, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого произведения, и только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые выводы.
Данная работа необходима для дальнейшего изучения русского народного творчества, фольклора. А сказочные герои, сделанные своими руками, могут понадобятся для выставки в школе и для выставки в детском саду, который посещает мой брат.
Список литературы
Детская энциклопедия. Я познаю мир. Нечистая сила: – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», - 2001 – 400 с.
Леонид Яхнин. Мифы и герои Древней Руси. – Москва «Стрекоза – пресс», 2006 г.
Русские сказки. Былины. – Москва «АДЛ», 1993 г.
Русские народные сказки. – Москва: Детская литература, 2002 – 203 с.
Сказки о царевичах. – Москва «Станок-Пресс», 2001
http://www.zankovcom/lit-met3.htm - статьи по изучению народных сказок
http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по теме
Приложение 1
Анкета для исследования
Кто такая Баба – Яга?
Кто такой Кощей Бессмертный?
Кто такой Леший?
Какой из них, по вашему мнению добрый или злой персонаж?
Каким из указанных персонажей ты не хотел бы стать?
Если бы ты умел колдовать, ты бы был добрым или злым персонажем?
Приложение 2
Результаты анкетирования в диаграммах
Приложение 3
Фото сказочных персонажей (поделки и рисунки)
27
Спицына Любовь Ивановна
Легоцкая Вера Сергеевна