12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Забелина Маргарита Владимировна31832 Россия, Забайкальский край, п. Карымское Материал размещён в группе «Учителя физики» |
Технологическая карта урока по теме «Равнодействующая сила. Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой»
Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме «Равнодействующая сила. Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой».
Тема | «Равнодействующая сила. Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой». | ||||
Тип урока: | Урок открытия новых знаний. | ||||
Цель | расширение представлений учащихся о силах и их вычислениях посредством введения понятия равнодействующая сила. | ||||
Задачи | Образовательные: 1.используя занимательные задачи и демонстрационный эксперимент ввести понятие «равнодействующая сила»; 2.работая над задачами из литературных произведений, выполняя упражнение «тихие дебаты» сформулировать правила определения равнодействующей силы; 3.в ходе решения задач, обучающиеся должны увидеть связь данной темы с ситуациями из жизни. Развивающие:
1.используя занимательный материал и демонстрационный эксперимент продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету; 2.используя упражнение «тихие дебаты» развивать у обучающихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы; 3.в ходе решения задач продолжить развитие вычислительных навыков. Воспитательные: 1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение; 3.работая в группах воспитывать коммуникативную культуру школьников. | ||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о силах и правилах их вычисления; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь использовать динамометр для измерения сил. 2.уметь определять равнодействующую силу. | УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | ||||
Основные понятия темы | Сила, равнодействующая сила, вектор, модуль. | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся | Основные технологии | Основные методы | Формы работы | Ресурсы Оборудование | |
1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 2.Самостоятельная работа с раздаточным материалом. 3.Наблюдение за демонстрациями учителя. ДЭ 4.Постановка фронтальных опытов. ФЭЗ 5.Решение текстовых качественных задач. 6. Решение расчетных задач. | Игровая технология и технология сотрудничества. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая. | Ресурсы. Мультимедийный проектор, презентация, цветные стрелочки, магниты, листы бумаги фломастеры. Оборудование. Динамометр, грузы, динамометр демонстрационный. |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент | ||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Ритуал приветствия. Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 2 мин. |
2. | Этап мотивации. | Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Предлагает обсудить пословицы и назвать тему урока, определить цель. | Слушают. Определяют тему урока и цель. | Личностные, познавательные, регулятивные | 2 мин. |
3. | Актуализация знаний | Обеспечить деятельность по актуализации знаний. | Задача – шутка. Работа с моделью. | Отвечают. Выполняют. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. |
Операционно – исполнительный компонент | ||||||
4. | Изучение нового материала. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1.Задачи из художественных произведений. 2.Упражнение «Тихие дебаты». 3. ФЭЗ и ДЭ. 4.Работа с физическим словарем. 5.Решение задач. | Работают индивидуально, в парах и группах. Общеклассная работа. | Личностные, познавательные, регулятивные | 28 мин. 5 мин. 8 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент | ||||||
5. | Контроль и самопроверка знаний. | Выявить качество усвоения материала. | Предлагает физический диктант «Плюс или минус». | Решают. Обсуждают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. |
6. | Подведение итогов, рефлексия. | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | Рефлексия «Выбор за тобой!» | Выбирают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 2 мин. |
7. | Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на слайде в презентации. | Записывают в дневник. | Личностные | 1 мин. |
Учитель.
1. Ритуал приветствия «Настроение». (Слайд№1)
Здравствуйте! Я рада вновь видеть вас! Давайте настроимся на совместную продуктивную работу.
Посмотрите на меня.
Если вы сейчас на что - то сердиты, то закройте глаза.
Если вы считаете что у вас сейчас хорошее настроение - подмигните.
Если вы сейчас чем-то недовольны, то покачайте головой.
Если вы рады встречи со мной, то улыбнитесь.
Я вижу улыбки на ваших лицах. Значит, вы готовы к работе и общению со мной.
2. Мотивационный этап. Целеполагание. (Слайд№2)
А еще я заметила, как дружно вы выполняли мои задания. Ведь совместными усилиями можно многого добиться и много сделать. Об этом говорится в пословицах, которые мне очень нравятся. «Если двое возьмутся – валун с места сдвинут, если трое – на другое место перенесут» или «Девять мышей вместе потянули и крышку с кадушки сыра стащили». Как вы думаете, с точки зрения физики, почему такое возможно? Обсуждение.
Молодцы! О чем сегодня нам предстоит узнать, что понять, чему научиться? Совершенно верно! Мы продолжим наш разговор о силах. Видимо, мы еще не все о них узнали.
3. Актуализация знаний. (Слайд№3)
А для начала я предлагаю вам ответить на один вопрос.
Задача-шутка. «Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, какие три графы были бы в этих удостоверениях личности сил»?
Ответ: не национальность. И не злость или доброта. Три графы в паспорте каждой силы были бы: модуль, направление, точка приложения. А еще может быть графа: характер или происхождение. Потому, что они бывают, например, гравитационные или электрические.
Работа с моделями на магнитной доске.
Давайте проверим, что действие каждой силы характеризуется: 1)модулем, 2)направлением, 3)точкой приложения.
Какие силы вы знаете? Ответ: сила тяжести, сила упругости и сила веса.
На доске рисунок физического тела массой 2кг. Ученик показывает с помощью цветных стрелок и цветных круглых магнитов направление и точку приложения сил. Вычисляет значение силы тяжести и силы упругости. Сейчас мы убедились в том, что действие каждой силы характеризуется: 1)модулем, 2)направлением, 3)точкой приложения.
4. Изучение нового материала.
Физики не делят силы на добрые и злые. Но в мир сказок я все-таки предлагаю заглянуть.
Задачи из художественных произведений. (Слайд№4-5)
1.«Волшебник Изумрудного города» — сказочная повесть Александра Мелентьевича Волкова.
«Мыши сбегались отовсюду, их было многие тысячи, всех величин и возрастов…Трудно было запрячь в телегу такое количество мышей: пришлось привязать к передней оси целые тысячи ниток. Притом Дровосек и Страшила торопились, боясь, что Лев умрёт в маковом поле, и нитки путались у них в руках. Наконец каждая нитка была одним концом привязана к телеге, а другим – к мышиному хвосту и порядок установился.
Нелегко было двум друзьям взвалить тяжёлого Льва на телегу. Но они всё же подняли его и мыши с помощью Страшилы и Железного Дровосека быстро вывезли телегу с макового поля».
Вопрос. Почему друзьям удалось вывезти льва с макового поля? Как физика им в этом помогла? Скажите, есть ли модуль, направление и точка приложения у сил, о которых говорится в данной ситуации?
Обсуждение. Итог: «тысячи ниток» - множество точек приложения мышиных сил, да и по величине силы все разные, но направление одно, поэтому тяжелую телегу маленькие мыши «с помощью Страшилы и Железного Дровосека быстро вывезли …».
Не только в сказках, но и в большинстве случаев, с которыми мы встречаемся в жизни, на тело действует не одна, а сразу несколько сил. Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил и обозначается в физике буквой R.
2. «Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»!
Вопрос. Почему лебедь рак и щука не смогли сдвинуть воз? Почему «воз и ныне там»?
Ответ: равнодействующая сил равна нулю, хотя автор басни допустил физическую ошибку.
А как вычислить равнодействующую силу? На этот вопрос я предлагаю найти ответ совместными усилиями. Организуем «тихие дебаты». (Слайд№6)
Дебаты (с греческого «читаю») — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.
Это упражнение дает возможность учащимся на основе их информированности, личного опыта составить свое мнение и выразить его письменно. Преимущество упражнения в том, что свое мнение может высказать каждый ученик.
Для проведения упражнения необходимы большие листы бумаги, фломастеры. В центре большого листа пишется провокационное утверждение. Каждый член микрогруппы должен опровергнуть его и написать замечание по данному высказыванию. После того как все ученики группы примут участие в обсуждении, можно предоставить возможность группам обменяться своими аргументами вслух и сформулировать правила для вычисления равнодействующей силы.
«Провокационное утверждение».
1. Тело будет двигаться, если к нему приложены равные по величине и противоположные по направлению силы.
Вывод. Тело будет находиться в покое. R=0
2. Тело находиться в покое, когда разные по величине силы будут приложены к нему с разных сторон.
Вывод. Тело будет находиться в движении. Движение будет происходить в сторону большей силы.
3. Тело будет летать, если сверху и снизу на него подействуют с равными по величине силами.
Вывод. Тело будет находиться в покое. R=0
4.Санки не сдвинутся с места, если мы все вместе начнем тянуть их за веревку в одну сторону.
Вывод. Тело будет находиться в движении. Движение будет происходить в сторону действия силы.
5. Во время соревнований по перетягиванию каната мы точно победим, если нас будет трое, а учеников 7-б класса 10 человек.
Вывод. Тело будет находиться в движении. Движение будет происходить в сторону большей силы.
В результате вашей работы вы получили формулы для расчета равнодействующей силы для трех ситуаций.
Проверим ваши выводы экспериментально.
Проведём опыт.
ФЭЗ№1
К динамометру подвесим один под другим два груза весом 0,5Н и 0,5 Н.
Отметим длину, на которую растянулась пружина.
Заменим эти два груза одним, который растягивает пружину динамометра до той же отметки. Вес этого груза — 1Н.
ДЭ №1
Заполните физический словарик.
Физическая величина | Определение | Формула | Единицы измерения | Прибор |
Равнодействующая сила R | Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил. | R = F1 + F2 R = F1 - F2 R =0, если F1 = F2 | Н | Динамометр |
4. Закрепление. Решение задач. (Слайд№7-13)
5. Контроль и самопроверка знаний.
Вам необходимо поставить знак «+» или «–».
Если для расчёта равнодействующей, силы необходимо сложить, то ставим знак «+».
Если для расчёта равнодействующей, силы необходимо вычесть, то ставим знак «–».
1. Два мальчика тянут канат в противоположные стороны. Рассчитать равнодействующую сил тяги мальчиков… (-)
2.Спортсмен держит на вытянутой руке гирю. Равнодействующая силы тяжести спортсмена и гири…(+)
3. Парашютист с раскрытым парашютом опускается на землю. Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления воздуха… (-)
4. Маленький мальчик сел к папе на колени. Равнодействующая силы тяжести мальчика и папы…(+)
5. Камень бросили в воду, и он опускается на дно озера. Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления…(-)
6. Итог. Подача домашнего задания. (Слайд№14)
Подведем итог нашей работы. О какой силе вы сегодня узнали? Как вы думаете, информация об этой силе вам пригодиться?
7.Рефлексия «Выбор за тобой»! (Слайд№15)
«Выбор за тобой»! Прикрепи стикер.
1.Корзина
2.Чемодан
3.Мясорубка
презентация к уроку
PPTX / 1.4 Мб
Источники.
Комментарии (6)
сменить сортировкуВ ответ Евгений Алексеевич