12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31832
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
20

Технологическая карта урока по теме «Равнодействующая сила. Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой»



Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме «Равнодействующая сила. Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой».

Тема

«Равнодействующая сила. Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой».

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Цель

расширение представлений учащихся о силах и их вычислениях посредством введения понятия равнодействующая сила.

Задачи

Образовательные:

1.используя занимательные задачи и демонстрационный эксперимент ввести понятие «равнодействующая сила»;

2.работая над задачами из литературных произведений, выполняя упражнение «тихие дебаты» сформулировать правила определения равнодействующей силы;

3.в ходе решения задач, обучающиеся должны увидеть связь данной темы с ситуациями из жизни.

Развивающие:

 

1.используя занимательный материал и демонстрационный эксперимент продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;

2.используя упражнение «тихие дебаты» развивать у обучающихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

3.в ходе решения задач продолжить развитие вычислительных навыков.

Воспитательные:

1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;

3.работая в группах воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о силах и правилах их вычисления;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать динамометр для измерения сил.

2.уметь определять равнодействующую силу.

УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Основные понятия темы

Сила, равнодействующая сила, вектор, модуль.

 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы Оборудование

1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

2.Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

3.Наблюдение за демонстрациями учителя. ДЭ

4.Постановка фронтальных опытов. ФЭЗ

5.Решение текстовых качественных задач.

6. Решение расчетных задач.

Игровая технология и технология сотрудничества.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая.

Ресурсы. Мультимедийный проектор, презентация, цветные стрелочки, магниты, листы бумаги фломастеры.

Оборудование.

Динамометр, грузы, динамометр демонстрационный.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Ритуал приветствия. Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

2 мин.

             

2.

Этап мотивации.

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить пословицы и назвать тему урока, определить цель.

Слушают. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

2 мин.

3.

Актуализация знаний

Обеспечить деятельность по актуализации знаний.

Задача – шутка.

Работа с моделью.

Отвечают. Выполняют.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

             

Операционно – исполнительный компонент

4.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

1.Задачи из художественных произведений.

2.Упражнение «Тихие дебаты».

3. ФЭЗ и ДЭ.

4.Работа с физическим словарем.

5.Решение задач.

Работают индивидуально, в парах и группах. Общеклассная работа.

Личностные, познавательные, регулятивные

28 мин.

5 мин.

8 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

5.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает физический диктант «Плюс или минус».

Решают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

6.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Рефлексия «Выбор за тобой!»

Выбирают.

Личностные, познавательные, регулятивные

2 мин.

7.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на слайде в презентации.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

Учитель.

1. Ритуал приветствия «Настроение». (Слайд№1)

Здравствуйте! Я рада вновь видеть вас! Давайте настроимся на совместную продуктивную работу.

Посмотрите на меня.

Если вы сейчас на что - то сердиты, то закройте глаза.

Если вы считаете что у вас сейчас хорошее настроение - подмигните.

Если вы сейчас чем-то недовольны, то покачайте головой.

Если вы рады встречи со мной, то улыбнитесь.

Я вижу улыбки на ваших лицах. Значит, вы готовы к работе и общению со мной.

2. Мотивационный этап. Целеполагание. (Слайд№2)

А еще я заметила, как дружно вы выполняли мои задания. Ведь совместными усилиями можно многого добиться и много сделать. Об этом говорится в пословицах, которые мне очень нравятся. «Если двое возьмутся – валун с места сдвинут, если трое – на другое место перенесут» или «Девять мышей вместе потянули и крышку с кадушки сыра стащили». Как вы думаете, с точки зрения физики, почему такое возможно? Обсуждение.

Молодцы! О чем сегодня нам предстоит узнать, что понять, чему научиться? Совершенно верно! Мы продолжим наш разговор о силах. Видимо, мы еще не все о них узнали.

3. Актуализация знаний. (Слайд№3)

А для начала я предлагаю вам ответить на один вопрос.

Задача-шутка. «Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, какие три графы были бы в этих удостоверениях личности сил»?

Ответ: не национальность. И не злость или доброта. Три графы в паспорте каждой силы были бы: модуль, направление, точка приложения. А еще может быть графа: характер или происхождение. Потому, что они бывают, например, гравитационные или электрические.

Работа с моделями на магнитной доске.

Давайте проверим, что действие каждой силы характеризуется: 1)модулем, 2)направлением, 3)точкой приложения.

Какие силы вы знаете? Ответ: сила тяжести, сила упругости и сила веса.

На доске рисунок физического тела массой 2кг. Ученик показывает с помощью цветных стрелок и цветных круглых магнитов направление и точку приложения сил. Вычисляет значение силы тяжести и силы упругости. Сейчас мы убедились в том, что действие каждой силы характеризуется: 1)модулем, 2)направлением, 3)точкой приложения.

4. Изучение нового материала.

Физики не делят силы на добрые и злые. Но в мир сказок я все-таки предлагаю заглянуть.

Задачи из художественных произведений. (Слайд№4-5)

1.«Волшебник Изумрудного города» — сказочная повесть Александра Мелентьевича Волкова.

«Мыши сбегались отовсюду, их было многие тысячи, всех величин и возрастов…Трудно было запрячь в телегу такое количество мышей: пришлось привязать к передней оси целые тысячи ниток. Притом Дровосек и Страшила торопились, боясь, что Лев умрёт в маковом поле, и нитки путались у них в руках. Наконец каждая нитка была одним концом привязана к телеге, а другим – к мышиному хвосту и порядок установился.
Нелегко было двум друзьям взвалить тяжёлого Льва на телегу. Но они всё же подняли его и мыши с помощью Страшилы и Железного Дровосека быстро вывезли телегу с макового поля».

Вопрос. Почему друзьям удалось вывезти льва с макового поля? Как физика им в этом помогла? Скажите, есть ли модуль, направление и точка приложения у сил, о которых говорится в данной ситуации?

Обсуждение. Итог: «тысячи ниток» - множество точек приложения мышиных сил, да и по величине силы все разные, но направление одно, поэтому тяжелую телегу маленькие мыши «с помощью Страшилы и Железного Дровосека быстро вывезли …».

Не только в сказках, но и в большинстве случаев, с которыми мы встречаемся в жизни, на тело действует не одна, а сразу несколько сил. Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил и обозначается в физике буквой R.

2. «Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»!

Вопрос. Почему лебедь рак и щука не смогли сдвинуть воз? Почему «воз и ныне там»?

Ответ: равнодействующая сил равна нулю, хотя автор басни допустил физическую ошибку.

А как вычислить равнодействующую силу? На этот вопрос я предлагаю найти ответ совместными усилиями. Организуем «тихие дебаты». (Слайд№6)

Дебаты (с греческого «читаю») — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.

Это упражнение дает возможность учащимся на основе их информированности, личного опыта составить свое мнение и выразить его письменно. Преимущество упражнения в том, что свое мнение может высказать каждый ученик.

Для проведения упражнения необходимы большие листы бумаги, фломастеры. В центре большого листа пишется провокационное утверждение. Каждый член микрогруппы должен опровергнуть его и написать замечание по данному высказыванию. После того как все ученики группы примут участие в обсуждении, можно предоставить возможность группам обменяться своими аргументами вслух и сформулировать правила для вычисления равнодействующей силы.

«Провокационное утверждение».

1. Тело будет двигаться, если к нему приложены равные по величине и противоположные по направлению силы.

Вывод. Тело будет находиться в покое. R=0

2. Тело находиться в покое, когда разные по величине силы будут приложены к нему с разных сторон.

Вывод. Тело будет находиться в движении. Движение будет происходить в сторону большей силы.

3. Тело будет летать, если сверху и снизу на него подействуют с равными по величине силами.

Вывод. Тело будет находиться в покое. R=0

4.Санки не сдвинутся с места, если мы все вместе начнем тянуть их за веревку в одну сторону.

Вывод. Тело будет находиться в движении. Движение будет происходить в сторону действия силы.

5. Во время соревнований по перетягиванию каната мы точно победим, если нас будет трое, а учеников 7-б класса 10 человек.

Вывод. Тело будет находиться в движении. Движение будет происходить в сторону большей силы.

В результате вашей работы вы получили формулы для расчета равнодействующей силы для трех ситуаций.

Проверим ваши выводы экспериментально.

Проведём опыт.

ФЭЗ№1

К динамометру подвесим один под другим два груза весом 0,5Н и 0,5 Н.

Отметим длину, на которую растянулась пружина.

Заменим эти два груза одним, который растягивает пружину динамометра до той же отметки. Вес этого груза — 1Н.

ДЭ №1

Заполните физический словарик.

Физическая величина

Определение

Формула

Единицы измерения

Прибор

Равнодействующая сила R

Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.

R = F1 + F2

R = F1 - F2

R =0, если F1 = F2

Н

Динамометр

 

4. Закрепление. Решение задач. (Слайд№7-13)

 

5. Контроль и самопроверка знаний.

Вам необходимо поставить знак «+» или «–».

Если для расчёта равнодействующей, силы необходимо сложить, то ставим знак «+».

Если для расчёта равнодействующей, силы необходимо вычесть, то ставим знак «–».

1. Два мальчика тянут канат в противоположные стороны. Рассчитать равнодействующую сил тяги мальчиков… (-)

2.Спортсмен держит на вытянутой руке гирю. Равнодействующая силы тяжести спортсмена и гири…(+)

3. Парашютист с раскрытым парашютом опускается на землю. Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления воздуха… (-)

4. Маленький мальчик сел к папе на колени. Равнодействующая силы тяжести мальчика и папы…(+)

5. Камень бросили в воду, и он опускается на дно озера. Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления…(-)

6. Итог. Подача домашнего задания. (Слайд№14)

Подведем итог нашей работы. О какой силе вы сегодня узнали? Как вы думаете, информация об этой силе вам пригодиться?

7.Рефлексия «Выбор за тобой»! (Слайд№15)

«Выбор за тобой»! Прикрепи стикер.

1.Корзина

2.Чемодан

3.Мясорубка


презентация к уроку
PPTX / 1.4 Мб

Источники.

http://kladraz.ru/blogs/svetlana-yurevna-truntaeva/konspekt-uroka-po-fizike-po-teme-ravnodeistvuyuschaja-sil.html

http://class-fizika.narod.ru/ost9.htm

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 09.12.18 в 19:04 1Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна! Прочитал, сразу пришла в голову мысль - вот бы у неё поучиться.
Забелина Маргарита Владимировна, 13.12.18 в 15:26 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, Евгений Алексеевич, за такую высокую оценку!
Евгений Алексеевич, 14.12.18 в 16:43 1Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна! Я прост так такие отзывы не делаю. А Вы заслужили и я всегда восхищаюсь Вашим творчеством
Брянцева Елена Петровна, 11.12.18 в 07:23 1Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна! Очень интересный материал, обязательно возьму в копилку. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.