Фольклорно-литературная карта «Креница»
Предмет: краеведение, литература, русский язык.
Тема урока: Фольклорно-литературная карта «Креница».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Прогнозируемые результаты: личностные - учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу; метапредметные- учить анализировать, сопоставлять и выделять общее; находить наиболее оптимальный алгоритм действий; предметные - учиться работать со словарями русского языка; развивать монологическую и диалогическую речь.
Дидактические средства: буквы и знаки, материал для групповой работы.
Оборудование: проектор и компьютер с выходом в Интернет.
Этап урока /внеурочного занятия |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Мотивация к учебной деятельности |
Словесное приветствие |
Приветствие, настрой на работу. - Ребята, здравствуйте. У нас с вами сегодня столько интересного! Во-первых, мы отправляемся на экскурсию, во-вторых, вы познакомитесь с людьми, которых, возможно, часто видите, но не знаете того, что знают они, в-третьих, когда вы играете в прятки, то используете считалку, с одной сегодня познакомитесь. Вы готовы отправиться на экскурсию? |
Здороваются с учителем, отвечают на вопрос.
|
Личностные: умение управлять своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: настраиваться на познавательную деятельность. |
Организовать детей и проверить их готовность к работе на занятии. Заинтересовать предстоящей работой, создав позитивный настрой. |
Актуализация знаний |
«А правда ли?» (фронтальная работа, работа в группах). |
Проводит викторину «А правда ли?», объясняет правила работы в группах (см. приложение), подводит итоги. 1) Правда ли, что 20% территории нашего края занимают болота? (да) 2) Правда ли, что в Карелии 63 000 озёр? (да) 3) Правда ли, что ламбушки – это небольшие лесные озёра? (да) 4) Правда ли, что в Карелии есть вулканы? (да, Гирвасский и Игнойльский) 5) Правда ли, что карельские петроглифы младше египетских пирамид? (нет, старше на 2000 лет) 6) Правда ли, что «Калевала» - карельский поэтический эпос? (нет, карело-финский) 7) Правда ли, что Ирина Андреевна Федосова – народная сказительница и плакальщица, исполнявшая свои произведения на карельском и финском языках? (нет, на русском) 8) Правда ли, что там, где в Вешкелице стоит Поклонный крест, раньше была церковь Пресвятой Богородицы? (да) 9) Правда ли, что Вешкелица – старинное карельское село, богатое своими традициями? Если «да», то какими? (да, правда, традиции – ярмарка, Троица, Покрова). 10) Правда ли, что учителя и ученики нашей школы собирали фольклорный материал среди жителей села и близлежащих деревень? (да) Кто ответил «да» на последний вопрос, откуда это узнали? А ведь это правда.
|
Дают ответы на вопросы, составляют слова, совместно с учителем подводят итоги. |
Личностные: определяют уровень своих знаний. |
Актуализировать знания учащихся о родном крае. |
Постановка учебной задачи |
Фронтальная, наглядная Сайт Работа в парах. Фронтальная, наглядная Сайт http://likveshka.moy.su/news/leskov_nikolaj_feofilaktovich/2010-11-01-23 Фронтальная, наглядная Сайт http://likveshka.moy.su/blog/fomina_olga_akimovna/2012-11-08-59 Фронтальная, наглядная Сайт http://likveshka.moy.su/index/loginova_kha/0-41 http://likveshka.moy.su/index/bartieva_as/0-30 Работа в группах |
Беседа, работа с главной страницей сайта. - 10 лет назад мы с детьми действительно собирали фольклорный материал, думали: как и где его сохранить? Тогда для нас выходом из ситуации стало создание сайта. Перед вами главная страница нашего проекта. О чём он? (читаем с детьми). Организует проведение лингвистического исследования, подводит итог. - Что означает слово «Креница»? Как вы думаете, почему такое название? - А если кренится? Что за слово получилось? Дать крен, то есть наклониться. Разные слова. Разные части речи. Знакомит с творчеством Н. Ф. Лескова, предлагает отгадать загадки. А ведь собирателями фольклора были не только мы, в 19 веке этим занимался Николай Феофилактович Лесков - педагог, исследователь, фольклорист. Путешествуя по Олонецкой губернии, побывал во многих местах, в том числе и в Вешкелице. От него мы узнали, какие праздники отмечали односельчане, какую одежду носили, как разговаривали друг с другом, давайте познакомимся с загадками, которые записал Н. Ф. Лесков от жителей нашего села (и не только): Что в избе невидимо? (тепло) Качается, трясётся, за мясо держится? (серьга в ухе) Что можно бросить дальше всего? (взор) Путешествует, а не заметен? (день) В воде родится, на земле живет, в воде умирает? (соль) Задаёт вопросы, слушает ответы, знакомит с Фоминой О. А., подводит итог. - Понравилось? Вот вы отгадывали карельские загадки, а знаете ли какие-нибудь приметы и поверья? Например, кошка дорогу перейдет – не к добру? А группа ребят записала от Фоминой Ольги Акимовны приметы: - Нельзя на огонь плевать – губы будут сухими или потрескаются. - Нельзя обувь пинать – пятку натирать будет. - Какие приметы знаете вы? Как часто употребляете? От кого их услышали? Задаёт вопросы, слушает ответы, знакомит с Логиновой Х. А., подводит итог. Другая жительница нашего села, Логинова Хильда Андреевна передала нам частушки, песню, дразнилки, считалку: Дверь открывается – Учитель является. За стол садится, Начинает сердиться: «У-у-у в учительскую сведу, Кол поставлю, На второй год оставлю!» - А какими считалками можете поделиться вы? Задаёт вопросы, слушает ответы, знакомит с Бартиевой А. С., подводит итог. От Бартиевой Анастасии Степановны мы записали небывальщину: У мужика было три бабы. Одна умерла в пекарне с голода. Вторая умерла в Троицу (Вердос) от холода. Третья умерла в Крещенье – комары заели. Один остался. - Почему небывальщина? Чего не бывает? Организует проведение творческой работы, подводит итог. Сможете придумать небылицу или небывальщину и стать настоящими авторами? |
Чтение информации «О проекте» совместно с детьми. Работа со словарями («Толковый словарь» С. Ожегова, «Толковый словарь» В. Даля)
Слушают, отгадывают загадки.
Отвечают на вопрос, предлагают свои приметы.
Отвечают на вопрос, предлагают свои варианты.
Отвечают на вопросы
Создание произведения группой, выступление с творческой работой. |
Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: учатся работать с Толковыми словарями, развивают монологическую речь. Личностные: формируется стремление к познанию. Предметные: развивают монологическую и диалогическую речь. Личностные: формируется стремление к творчеству. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, распределять задания. |
Создание проблемной ситуации, которая подтолкнула бы детей к поиску, то есть получению новых знаний.
Знать тех авторов (носителей культурных традиций), которые живут в селе.
Создание ситуации, которая подтолкнула бы детей к творческой работе.
|
Рефлексия. Итог занятия. |
Фронтальная работа. Слово учителя. |
Беседует с детьми, выслушивает ответы, подводит итог вместе с детьми. - Ребята, мы сегодня совершили путешествие по Карелии и по родной Вешкелице. - Что узнали? - Узнали ли вы кого-нибудь из тех односельчан, кто был на сайте? - Чему учились? - Так почему же сайт ребята и учителя назвали «Креница»? Креница – колодец, в котором хранятся знания других поколений – пословицы, загадки, приметы, дразнилки и многое другое. Вы можете самостоятельно зайти на сайт и познакомиться с его содержимым. Это все – наше культурное наследие. Смотрите, уже многих людей нет, а их слово живёт, значит, слово (язык) – это живое явление, и его нужно беречь, чтобы передать потомкам. Спасибо за работу. |
Отвечают на вопросы, подводят итог. |
Знать, с какой целью был создан сайт «Креница». |
Приложение
Правила работы в группе:
Играем в командах: 1ряд- 1 команда, 2 ряд – другая. Условия простые. Перед вами коробочки с буквами и знаками, если команда отвечает правильно на вопрос, берет из коробочки букву, неправильно – буква остается на своём месте. В конце игры у вас должно получится слово или слова.
Буквы и знаки:
К А Р Е Л И Я ! ! !
М О Л О Д Ц Ы ! ! !
Э Т О М О Й К Р А Й.