Статья «Массовая литература как литературное явление»
Массовая литература как литературное явление
Определение понятия "массовая литература" в современном литературоведении
В истории литературы существует несколько подходов к изучению литературного процесса, одним из которых является оценка произведений по его идейно – художественным ценностям. В свете ценностного подхода принято различать литературный "верх" и "низ" и рассматривать художественные произведения "по вертикали", которая составляет три слоя: классика, беллетристика и массовая литература.
Существует несколько терминов обозначающих массовую литературу, так как единства терминологии нет. В современной литературе термин "массовая литература" обычно употребляется в качестве синонима популярной, тривиальной, пара и бульварной литературе.
Термин "популярная" литература укоренен в англоязычной литературно – критической традиции. В немецкой литературе аналогичную роль играет словосочетание "тривиальная литература". И, наконец, французские специалисты определяют это явление как паралитературу, а в России укоренилось словосочетание "массовая литература".
Из всего разнообразия определения массовой литературы мы взяли определение литературоведа Н. Г. Мельникова: "Массовая литература" – это не только ценностный "низ" литературной иерархии, не только социокультурное явление – отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции развлекательной, а иногда пропагандистской направленности, это еще и собственно литературное явление, сопряженное со специфической поэтикой: номенклатура популярных жанрово – тематических канонов, имеющих в своей основе трафаретные сюжетные схемы, обладающих общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише [1].
При оценке массовой литературы, в основном, присутствуют негативные характеристики, а некоторые исследователи даже не считают ее литературой. Противоположную позицию на массовую литературу высказывает Ю.М. Лотман. Он считает, что у массовой литературы – двойственная природа, так как, "выступая в определенном отношении как средство разрушения литературы, она одновременно может втягиваться в ее систему, участвуя в строительстве новых структурных форм". Тем утверждается необходимость и "нужность" массовой литературы, так как она видообразует и закрепляет многие литературные явления, нашедшие свое высшее развитие в творчестве классиков [4].
Мещеряков В.П. считает, что в настоящее время масс – литература не просто существует параллельно с "высокой", а также научилась паразитировать на ней, заимствуя и темы, и характеры, и приемы, адаптируя и примитивизируя их. Далее он обращает наше внимание на то, что масс – литература умеет преподнести себя. Например, он считает, что непременным условием существования бестселлеров является яркость и броскость оформления, в котором рисунок на обложке может вовсе не соответствовать содержанию книги, но зато сразу же бросается в глаза.
Поэтому нетребовательному читателю, по мнению Мещерякова В.П., завлеченному пестрой картинкой, хитросплетениями интриги и доступностью изложения, кажется, что книжечки малого формата от англ. pocket book – карманная книжка развлекательного характера и есть настоящая литература. Некоторые исследователи считают, что истоки массовой литературы заложены в далеком прошлом – литературе Возрождения, средневековье и даже античности. Это объясняется тем, что в эпоху средневековья поэты стремились "попасть в тон" мнению и вкусу меценатов и богатой части общества, способных оплатить их труд.
Н. Г. Мельников в своей статье ссылается на то, что еще А. де Токвиль замечал, что в античные времена "книги были дорогой редкостью", "что они требовали чрезвычайной кропотливости при их копировании и распространялись с великим трудом. Эти обстоятельства привели к тому, что склонность и привычка к литературным занятиям стали уделом узкого круга людей, образовавших нечто вроде маленькой литературной аристократии внутри элиты всей политической аристократии" [1].
Среди факторов общественной жизни, обусловивших возникновение массовой культуры Н. Г. Мельников выделяет следующие:
демократизация,
индустриализация,
рост городского населения,
значительное увеличение уровня грамотности,
тесные контакты выходцев из "третьего сословия" с представителями привилегированных классов и заимствование к них привычки к чтению.
Все эти процессы, по мнению Н.Г. Мельникова, привели к возникновению массовой читательской аудитории.
В западноевропейских странах и США к середине XIX века, в России на рубеже XIX – XX вв., массовая аудитория становится главным потребителем-заказчиком литературной продукции, то есть реальной силой, во многом определяющей особенности развития литературы и влияющей на социальный статус писателей.
Список использованной литературы
Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка – Л.: Просвещение, 1981 – 295 с.
Богуславская О. Статья "Атмосфера времени". – Москва, 2006 г. – 6 с.
Болотова В.А. Стилистические особенности коммуникативной функции французских фразеологических единиц. – Улан-Удэ: Бурятский гос. пед. институт министерства образования РФ, 1995 г. – 19 с.
Введенская А. Статья "Жорж Сименон как древо романов". – Москва, 2003 г. – 6 с.
Гурвич И.А. Беллетристика в русской литературе XIX в. М.: 1991 г.
Федорова Ж.В. Статья "Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты. Казанский государственный университет, 1995 – 2003 г. – 5 с.
Хехнёв Д.В.
Бобкова Наталия Георгиевна