Конспект занятия «Методы оценки физического развития школьников» по дисциплине «Врачебный контроль, массаж, ЛФК»

1
0
Материал опубликован 28 December 2021

Министерство образования РС (Я)

ГАПОУ Якутский педагогический колледж им С.Ф. Гоголева

Физкультурное отделение







Методическая разработка учебного занятия

По дисциплине «Врачебный контроль, массаж, ЛФК»

Тема: «Методы оценки физического развития школьников»








Анахина А.В.

преподаватель физкультурного отделения



Якутск -2020


Пояснительная записка

Данный предмет входит в цикл общепрофессиональных дисциплин ОП.06. по специальности 490201 Физическая культура для выпускников педагогического колледжа. Изучение курса «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж» максимально приблизит будущих специалистов к профессиональной деятельности в области физического воспитания. При изучении данного курса студенты получают дополнительные медико-биологические знания. На базе изучения курса создаются возможности для формирования обще-профессиональной компетентности.

Роль данного предмета - «вооружить» студентов основными базовыми медицинскими знаниями по врачебному контролю, лечебной физкультуре и массажу.

Дисциплина «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж» тесно связана с медико-биологическим (анатомия, физиология, спортивная медицина), теоретическим (общая теория и методика физической культуры и спорта) и психолого-педагогическим циклами.

На данном уроке рассматривается тема «Методы оценки физического развития школьников», входящая в раздел 1. Врачебно-педагогический контроль. Урок проходит по технологии групповой деятельности. Модель: Обучение в сотрудничестве.

Как мы сказали, на данном уроке используется технология групповой деятельности по модели обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Важнейшая особенность этой технологии – совместная деятельность, в котором присутствует дух единой команды, и каждый член группы несет ответственность за себя, за других и за группу в целом. Выполняя общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Также, групповая форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того, она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.

При формировании малых групп, опираются на такие принципы:

Во-первых, соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Т.е. комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп - не эффективно: сильные становятся еще сильнее, а слабые - еще слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. А вот обучение в гетерогенных по составу группах подстегивает слабых учащихся до уровня средних и в то же самое время стимулирует учебный прогресс средних и сильных.

Во-вторых, оптимальный размер малой группы. Многолетние наблюдения показали, что оптимальный вариант - 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Есть также и некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. К тому же здесь мы получаем наиболее удачное сочетание для принципа гетерогенности (сильный, два средних и слабый учащийся). Легко сформировать такую группу и по половому признаку (2 мальчика и 2 девочки).

В- третьих, группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривает распределение ролей между участниками.

В-четвертых, учитель сам выбирает любого (слабого, среднего, сильного) ученика, который должен отчитываться за задание, если этот ученик в состоянии рассказать о результатах совместной деятельности, ответить на вопросы, цель достигнута и группа справилась с заданием;

В-пятых, оценивается работа не одного ученика, а всей группы, усилии учащихся.

Такая технология группового деятельностного обучения, создает условия не только для формирования готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).

Кроме того, предполагает усиление внимания к моделированию профессиональной деятельности в учебном процессе для совершенствования качества подготовки специалистов к выполнению профессиональных функций. Эта технология направлена на формирование системы профессиональных практических умений и проявляется при проведении мониторинга по оценке физического развития, возникающие в профессиональной деятельности.

По убеждению А.Н. Тряпициной, компетентность всегда проявляется в деятельности. Когда человек делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.

Мы считаем, что в таких занятиях, из пассивного потребителя знаний студент становится активным субъектом образовательной деятельности. Также, при организации таких занятий у студентов воспитывается способность к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, организуя занятия по групповой деятельностной технологии, мы подготовим компетентного специалиста:

- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.;

- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

- Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения;

Занятие состоит из следующих последовательных шагов:

Организационный момент.

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- выделяется содержательная область («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к проектировочной деятельности:

актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность студентов по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Преподаватель организует коллективную деятельность в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаковой форме в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Студенты в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

На данном этапе организуется самооценка студентами деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Например, постановка следующих вопросов: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем отличие новой ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты класса?(мои собственные)? Над чем ещё надо поработать?


















Дисциплина: Врачебный контроль, массаж, ЛФК

Раздел 1. Врачебный контроль.

Тема: Методы оценки физического развития школьников

Группа: 3ФО

Тип занятия: лабораторная работа.

Продолжительность занятия: два урока.

Технология: Технология групповой деятельности. Модель: Обучение в сотрудничестве.

Основная цель:

Цель преподавателя: организация условий для осмысления и понимания методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников.

Цель студента: осмысление и понимание методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников.

Планируемые результаты:

Общие компетенции: - определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития.

- работать в команде, взаимодействовать сокурсниками и преподавателем.

Профессиональные компетенции: осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

Оборудование занятия: персональный компьютер, видеопроектор, методическое указание по лабораторной работе, медицинские весы, сантиметровые ленты, секундомеры, динамометр, спирометр.

Этапы занятия

Хроно-

метраж

Направленность этапа

занятия

Содержание этапа (урока)

Методы и приемы

ДЕ учителя

ДЕ студента

Результат

1

Организационный

2мин

Создание условий для мотивации студентов к занятию

- Приветствие.

- Оргмомент: установка студентов к включению в деятельность



побуждает студентов для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

Принятие сказанного

Включение студентов и готовность к усвоению

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности и постановка учебной задачи.


8мин

Создание ситуации для совместной постановки темы и цели занятия

Совместное определение темы и цели занятия:

- заполнение таблицы на основе контроля знаний студентов по теме предыдущего занятия.

Вопросы для контроля:

Что мы должны контролировать?

По каким показателям мы будем оценивать физическое развитие детей?


Создание ситуации затруднения для выхода к теме занятия и определения цели с помощью подводящих вопросов:.

А вы знаете, какие методы используют для измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников?

3.Определение темы занятия и постановка цели занятия:

1. Значит темой сегодняшнего дня будет?

2.Исходя из этого цель занятия заключается в следующем.

Подводящие вопросы. Фиксация в тетрадях

Организует диалог, направляет, дополняет, создает позитивный настрой.


Отвечают на вопросы преподавателя, записывают в тетрадях



Актуализация опорных знаний к данному уроку.

Постановка темы и цели урока

3

Решение учебной задачи


50мин

Создание условий для применения методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников.


Распределение ролей в группе:

- исследователь

- исследуемый

- фиксатор

Самостоятельная работа в группах по изучению и фиксации информации – заполнение таблицы.

Выполнение лабораторных заданий:

- Лабораторное задание №1:

- Лабораторное задание № 2:



Фиксация в тетрадях

Консультирует, координирует работу студентов

изучают информацию, проводят обследование, сравнивают полученные результаты с стандартными и оценивают.

Нахождение и получение представлений о методах оценки физического развития

4

Контроль первичного понимания

15мин

Создание условий для самоконтроля по пониманию цели занятия

1. Контроль выполнения лабораторных заданий - демонстрация методов оценки физического развития.

2. Обсуждение выполненных заданий: вопросы групп, дополнения.



Обсужде-ние

Организует обсуждение, активизирует всех, осуществляет контроль освоения учебного материала.

Демонстрация методик и анализ


Осмысление и понимание методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников.


5

Подведение итогов

15мин

Рефлексия

Рефлексия занятия.

Над каким понятием работали?

Для чего нам это надо?

В чем заключается суть нашей ДЕ?

Подведение итогов занятия:

- самооценка и взаимооценка результатов деятельности

рефлексия

Организация итогов работы

Самооценка, анализируют свою деятельность


Осмысление и понимание методов оценки физического развития










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.