Конспект занятия «Методы оценки физического развития школьников» по дисциплине «Врачебный контроль, массаж, ЛФК»
Министерство образования РС (Я)
ГАПОУ Якутский педагогический колледж им С.Ф. Гоголева
Физкультурное отделение
Методическая разработка учебного занятия
По дисциплине «Врачебный контроль, массаж, ЛФК»
Тема: «Методы оценки физического развития школьников»
Анахина А.В.
преподаватель физкультурного отделения
Якутск -2020
Пояснительная записка
Данный предмет входит в цикл общепрофессиональных дисциплин ОП.06. по специальности 490201 Физическая культура для выпускников педагогического колледжа. Изучение курса «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж» максимально приблизит будущих специалистов к профессиональной деятельности в области физического воспитания. При изучении данного курса студенты получают дополнительные медико-биологические знания. На базе изучения курса создаются возможности для формирования обще-профессиональной компетентности.
Роль данного предмета - «вооружить» студентов основными базовыми медицинскими знаниями по врачебному контролю, лечебной физкультуре и массажу.
Дисциплина «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж» тесно связана с медико-биологическим (анатомия, физиология, спортивная медицина), теоретическим (общая теория и методика физической культуры и спорта) и психолого-педагогическим циклами.
На данном уроке рассматривается тема «Методы оценки физического развития школьников», входящая в раздел 1. Врачебно-педагогический контроль. Урок проходит по технологии групповой деятельности. Модель: Обучение в сотрудничестве.
Как мы сказали, на данном уроке используется технология групповой деятельности по модели обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Важнейшая особенность этой технологии – совместная деятельность, в котором присутствует дух единой команды, и каждый член группы несет ответственность за себя, за других и за группу в целом. Выполняя общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Также, групповая форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того, она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
При формировании малых групп, опираются на такие принципы:
Во-первых, соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Т.е. комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп - не эффективно: сильные становятся еще сильнее, а слабые - еще слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. А вот обучение в гетерогенных по составу группах подстегивает слабых учащихся до уровня средних и в то же самое время стимулирует учебный прогресс средних и сильных.
Во-вторых, оптимальный размер малой группы. Многолетние наблюдения показали, что оптимальный вариант - 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Есть также и некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. К тому же здесь мы получаем наиболее удачное сочетание для принципа гетерогенности (сильный, два средних и слабый учащийся). Легко сформировать такую группу и по половому признаку (2 мальчика и 2 девочки).
В- третьих, группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривает распределение ролей между участниками.
В-четвертых, учитель сам выбирает любого (слабого, среднего, сильного) ученика, который должен отчитываться за задание, если этот ученик в состоянии рассказать о результатах совместной деятельности, ответить на вопросы, цель достигнута и группа справилась с заданием;
В-пятых, оценивается работа не одного ученика, а всей группы, усилии учащихся.
Такая технология группового деятельностного обучения, создает условия не только для формирования готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).
Кроме того, предполагает усиление внимания к моделированию профессиональной деятельности в учебном процессе для совершенствования качества подготовки специалистов к выполнению профессиональных функций. Эта технология направлена на формирование системы профессиональных практических умений и проявляется при проведении мониторинга по оценке физического развития, возникающие в профессиональной деятельности.
По убеждению А.Н. Тряпициной, компетентность всегда проявляется в деятельности. Когда человек делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.
Мы считаем, что в таких занятиях, из пассивного потребителя знаний студент становится активным субъектом образовательной деятельности. Также, при организации таких занятий у студентов воспитывается способность к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, организуя занятия по групповой деятельностной технологии, мы подготовим компетентного специалиста:
- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.;
- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения;
Занятие состоит из следующих последовательных шагов:
Организационный момент.
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- выделяется содержательная область («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к проектировочной деятельности:
актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность студентов по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Преподаватель организует коллективную деятельность в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаковой форме в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5.Первичное закрепление во внешней речи.
Студенты в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка студентами деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Например, постановка следующих вопросов: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем отличие новой ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты класса?(мои собственные)? Над чем ещё надо поработать?
Дисциплина: Врачебный контроль, массаж, ЛФК
Раздел 1. Врачебный контроль.
Тема: Методы оценки физического развития школьников
Тип занятия: лабораторная работа.
Продолжительность занятия: два урока.
Технология: Технология групповой деятельности. Модель: Обучение в сотрудничестве.
Основная цель:
Цель преподавателя: организация условий для осмысления и понимания методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников.
Цель студента: осмысление и понимание методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников.
Планируемые результаты:
Общие компетенции: - определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития.
- работать в команде, взаимодействовать сокурсниками и преподавателем.
Профессиональные компетенции: осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.
Оборудование занятия: персональный компьютер, видеопроектор, методическое указание по лабораторной работе, медицинские весы, сантиметровые ленты, секундомеры, динамометр, спирометр.
№ | Этапы занятия | Хроно- метраж | Направленность этапа занятия | Содержание этапа (урока) | Методы и приемы | ДЕ учителя | ДЕ студента | Результат |
1 | Организационный | 2мин | Создание условий для мотивации студентов к занятию | - Приветствие. - Оргмомент: установка студентов к включению в деятельность | | побуждает студентов для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») | Принятие сказанного | Включение студентов и готовность к усвоению |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности и постановка учебной задачи. | 8мин | Создание ситуации для совместной постановки темы и цели занятия | Совместное определение темы и цели занятия: - заполнение таблицы на основе контроля знаний студентов по теме предыдущего занятия. Вопросы для контроля: Что мы должны контролировать? По каким показателям мы будем оценивать физическое развитие детей? Создание ситуации затруднения для выхода к теме занятия и определения цели с помощью подводящих вопросов:. А вы знаете, какие методы используют для измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников? 3.Определение темы занятия и постановка цели занятия: 1. Значит темой сегодняшнего дня будет? 2.Исходя из этого цель занятия заключается в следующем. | Подводящие вопросы. Фиксация в тетрадях | Организует диалог, направляет, дополняет, создает позитивный настрой. | Отвечают на вопросы преподавателя, записывают в тетрадях | Актуализация опорных знаний к данному уроку. Постановка темы и цели урока |
3 | Решение учебной задачи | 50мин | Создание условий для применения методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников. | Распределение ролей в группе: - исследователь - исследуемый - фиксатор Самостоятельная работа в группах по изучению и фиксации информации – заполнение таблицы. Выполнение лабораторных заданий: - Лабораторное задание №1: - Лабораторное задание № 2: | Фиксация в тетрадях | Консультирует, координирует работу студентов | изучают информацию, проводят обследование, сравнивают полученные результаты с стандартными и оценивают. | Нахождение и получение представлений о методах оценки физического развития |
4 | Контроль первичного понимания | 15мин | Создание условий для самоконтроля по пониманию цели занятия | 1. Контроль выполнения лабораторных заданий - демонстрация методов оценки физического развития. 2. Обсуждение выполненных заданий: вопросы групп, дополнения. | Обсужде-ние | Организует обсуждение, активизирует всех, осуществляет контроль освоения учебного материала. | Демонстрация методик и анализ | Осмысление и понимание методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников. |
5 | Подведение итогов | 15мин | Рефлексия | Рефлексия занятия. Над каким понятием работали? Для чего нам это надо? В чем заключается суть нашей ДЕ? Подведение итогов занятия: - самооценка и взаимооценка результатов деятельности | рефлексия | Организация итогов работы | Самооценка, анализируют свою деятельность | Осмысление и понимание методов оценки физического развития |