12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Анахина Александра Валентиновна16 |
Конспект занятия
Министерство образования РС (Я)
ГАПОУ Якутский педагогический колледж им С.Ф. Гоголева
Физкультурное отделение
Методическая разработка учебного занятия
По дисциплине «Врачебный контроль, массаж, ЛФК»
Тема: «Методы оценки физического развития школьников»
Анахина А.В.
преподаватель физкультурного отделения
Якутск -2020
Пояснительная записка
Данный предмет входит в цикл общепрофессиональных дисциплин ОП.06. по специальности 490201 Физическая культура для выпускников педагогического колледжа. Изучение курса «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж» максимально приблизит будущих специалистов к профессиональной деятельности в области физического воспитания. При изучении данного курса студенты получают дополнительные медико-биологические знания. На базе изучения курса создаются возможности для формирования обще-профессиональной компетентности.
Роль данного предмета - «вооружить» студентов основными базовыми медицинскими знаниями по врачебному контролю, лечебной физкультуре и массажу.
Дисциплина «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж» тесно связана с медико-биологическим (анатомия, физиология, спортивная медицина), теоретическим (общая теория и методика физической культуры и спорта) и психолого-педагогическим циклами.
На данном уроке рассматривается тема «Методы оценки физического развития школьников», входящая в раздел 1. Врачебно-педагогический контроль. Урок проходит по технологии групповой деятельности. Модель: Обучение в сотрудничестве.
Как мы сказали, на данном уроке используется технология групповой деятельности по модели обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Важнейшая особенность этой технологии – совместная деятельность, в котором присутствует дух единой команды, и каждый член группы несет ответственность за себя, за других и за группу в целом. Выполняя общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Также, групповая форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того, она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
При формировании малых групп, опираются на такие принципы:
Во-первых, соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Т.е. комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп - не эффективно: сильные становятся еще сильнее, а слабые - еще слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. А вот обучение в гетерогенных по составу группах подстегивает слабых учащихся до уровня средних и в то же самое время стимулирует учебный прогресс средних и сильных.
Во-вторых, оптимальный размер малой группы. Многолетние наблюдения показали, что оптимальный вариант - 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Есть также и некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. К тому же здесь мы получаем наиболее удачное сочетание для принципа гетерогенности (сильный, два средних и слабый учащийся). Легко сформировать такую группу и по половому признаку (2 мальчика и 2 девочки).
В- третьих, группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривает распределение ролей между участниками.
В-четвертых, учитель сам выбирает любого (слабого, среднего, сильного) ученика, который должен отчитываться за задание, если этот ученик в состоянии рассказать о результатах совместной деятельности, ответить на вопросы, цель достигнута и группа справилась с заданием;
В-пятых, оценивается работа не одного ученика, а всей группы, усилии учащихся.
Такая технология группового деятельностного обучения, создает условия не только для формирования готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).
Кроме того, предполагает усиление внимания к моделированию профессиональной деятельности в учебном процессе для совершенствования качества подготовки специалистов к выполнению профессиональных функций. Эта технология направлена на формирование системы профессиональных практических умений и проявляется при проведении мониторинга по оценке физического развития, возникающие в профессиональной деятельности.
По убеждению А.Н. Тряпициной, компетентность всегда проявляется в деятельности. Когда человек делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.
Мы считаем, что в таких занятиях, из пассивного потребителя знаний студент становится активным субъектом образовательной деятельности. Также, при организации таких занятий у студентов воспитывается способность к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, организуя занятия по групповой деятельностной технологии, мы подготовим компетентного специалиста:
- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.;
- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения;
Занятие состоит из следующих последовательных шагов:
Организационный момент.
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- выделяется содержательная область («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к проектировочной деятельности:
актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность студентов по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Преподаватель организует коллективную деятельность в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаковой форме в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5.Первичное закрепление во внешней речи.
Студенты в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка студентами деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Например, постановка следующих вопросов: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем отличие новой ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты класса?(мои собственные)? Над чем ещё надо поработать?
Дисциплина: Врачебный контроль, массаж, ЛФК
Раздел 1. Врачебный контроль.
Тема: Методы оценки физического развития школьников
Тип занятия: лабораторная работа.
Продолжительность занятия: два урока.
Технология: Технология групповой деятельности. Модель: Обучение в сотрудничестве.
Основная цель:
Цель преподавателя: организация условий для осмысления и понимания методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников.
Цель студента: осмысление и понимание методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников.
Планируемые результаты:
Общие компетенции: - определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития.
- работать в команде, взаимодействовать сокурсниками и преподавателем.
Профессиональные компетенции: осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.
Оборудование занятия: персональный компьютер, видеопроектор, методическое указание по лабораторной работе, медицинские весы, сантиметровые ленты, секундомеры, динамометр, спирометр.
№ | Этапы занятия | Хроно- метраж | Направленность этапа занятия | Содержание этапа (урока) | Методы и приемы | ДЕ учителя | ДЕ студента | Результат |
1 | Организационный | 2мин | Создание условий для мотивации студентов к занятию | - Приветствие. - Оргмомент: установка студентов к включению в деятельность | | побуждает студентов для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») | Принятие сказанного | Включение студентов и готовность к усвоению |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности и постановка учебной задачи. | 8мин | Создание ситуации для совместной постановки темы и цели занятия | Совместное определение темы и цели занятия: - заполнение таблицы на основе контроля знаний студентов по теме предыдущего занятия. Вопросы для контроля: Что мы должны контролировать? По каким показателям мы будем оценивать физическое развитие детей? Создание ситуации затруднения для выхода к теме занятия и определения цели с помощью подводящих вопросов:. А вы знаете, какие методы используют для измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников? 3.Определение темы занятия и постановка цели занятия: 1. Значит темой сегодняшнего дня будет? 2.Исходя из этого цель занятия заключается в следующем. | Подводящие вопросы. Фиксация в тетрадях | Организует диалог, направляет, дополняет, создает позитивный настрой. | Отвечают на вопросы преподавателя, записывают в тетрадях | Актуализация опорных знаний к данному уроку. Постановка темы и цели урока |
3 | Решение учебной задачи | 50мин | Создание условий для применения методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников. | Распределение ролей в группе: - исследователь - исследуемый - фиксатор Самостоятельная работа в группах по изучению и фиксации информации – заполнение таблицы. Выполнение лабораторных заданий: - Лабораторное задание №1: - Лабораторное задание № 2: | Фиксация в тетрадях | Консультирует, координирует работу студентов | изучают информацию, проводят обследование, сравнивают полученные результаты с стандартными и оценивают. | Нахождение и получение представлений о методах оценки физического развития |
4 | Контроль первичного понимания | 15мин | Создание условий для самоконтроля по пониманию цели занятия | 1. Контроль выполнения лабораторных заданий - демонстрация методов оценки физического развития. 2. Обсуждение выполненных заданий: вопросы групп, дополнения. | Обсужде-ние | Организует обсуждение, активизирует всех, осуществляет контроль освоения учебного материала. | Демонстрация методик и анализ | Осмысление и понимание методов измерения антропометрических данных и определения функциональных возможностей организма школьников. |
5 | Подведение итогов | 15мин | Рефлексия | Рефлексия занятия. Над каким понятием работали? Для чего нам это надо? В чем заключается суть нашей ДЕ? Подведение итогов занятия: - самооценка и взаимооценка результатов деятельности | рефлексия | Организация итогов работы | Самооценка, анализируют свою деятельность | Осмысление и понимание методов оценки физического развития |