Конспект занятия по развитию речи «В гостях у осени»
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная логопедическая группа)
Тема: « В гостях у Осени».
Задачи:1.Создать условия для развития речевой деятельности.
2.Активизация словарного запаса по теме «Осень».
3.Обеспечить развитие умения словесно рисовать осень.
4.Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, артикуляционной моторики.
План занятия:1. Сюрпризный момент: Педагог рассказывает стихотворение «Листопад»
Листья жёлтые кружат,
Наблюдаем листопад.
Всюду листья во дворе,
На дороге, на скамье.
Всё вокруг озолотилось,
Это осень к нам явилась.
На ковре лежат осенние листья. Появляется Осень с кисточкой.
2.Гимнастика для глаз. Осень краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила. (Круговые движения глазами)
Пожелтел орешник, и зарделись клёны, (посмотреть влево-вправо).
В пурпуре осинки, только дуб зелёный. (Посмотреть вниз-вверх).
Утешает осень: Не жалейте лета, посмотрите-осень в золото одета! (Зажмурить глаза, поморгать.)
3.Артикуляционная гимнастика. Осень дарит людям богатый урожай овощей и фруктов, грибов и ягод. Посмотрите, что принесла Осень в корзинке. (Достаёт муляжи овощей и фруктов). Упражнение «Корзинка» - высунуть изо рта широкий язык и придать ему форму чашечки.
«Вкусный арбуз». Съели арбуз, облизываем губки - круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.
«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. «Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счёт до 5».
«Луковые пёрышки». Покажите, какие острые пёрышки у лука. Высунуть изо рта узкий и острый язык и удерживать в таком положении под счёт до 5.
По дорожке в лес пойдём - дружно песенки споём.
А дорожка непростая - а дорожка звуковая. Дети пропевают гласные звуки: а-у-о; о-и-ы; а-у-о-и.
Шли, шли до ручейка дошли.
Бежит в нём водичка, песенку поёт. Упражнение «Улыбка» - длительно произносить звук «С».
4.Игра «Осенняя картина». Дети мы оказались в осеннем лесу. Расскажите про осень - нарисуйте с помощью слов осеннюю картину.
Деревья без листьев, какие? (голые, раздетые).
Дождь идёт,- назовите похожие слова к слову идёт (моросит, накрапывает).
Погода унылая (серая, скучная).
Настроение печальное (грустное, плаксивое).
Лес безмолвный (Молчаливый, тихий).
5.Массаж спины «Дождик». Почему осенью настроение бывает печальное и грустное? Наверно потому, что редко светит яркое солнышко и часто идёт дождь.
Дождик бегает по крыше - бом, бом, бом. (Дети похлопывают по спине друг друга).
По весёлой звонкой крыше - бом, бом, бом!
Дома, дома посидите_ бом, бом, бом!
Никуда не выходите – бом, бом, бом! (постукивают пальцами)
Дождик бегает по крыше - бом, бом, бом (поглаживают ладошками)
По весёлой звонкой крыше - бом, бом, бом!
Закончился дождик, выглянуло солнышко. Посмотрите, какой красивый разноцветный ковёр из листьев на полянке. Давайте соберём осенний букет из листьев. Дети берут по одному листику, называют и отдают педагогу.
6.Игра «С какого дерева листочек»? Лист берёзы - берёзовый лист;
Лист клёна - кленовый лист; лист каштана - каштановый лист; лист дуба - дубовый лист; лист рябины - рябиновый лист.
7.Пальчиковая гимнастика.
Лист у клёна и каштана - (раскрыть ладонь левой руки, затем - правой руки)
Как ладони великана (поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)
У берёзки, у берёзки - (показать руками «стволы»)
Белый ствол и листья - слёзки. (Нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку).
А у тоненькой рябинки
Листья – сложные картинки. (Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить)
8.Развитие связной речи. Составление сказки про осень.
Посмотрела Поздняя осень книжку с картинками, которую оставила девочка на скамейке. Увидела, как красива осень ранняя и золотая, и решила……
9. Игра «Скажи наоборот»: Тепло - холодно, пасмурный день-солнечный, длинный день - короткий день, сухой - мокрый, ранняя осень - поздняя осень, листья вырастают - листья опадают, птицы прилетают-улетают.
10 Ритуал прощания. Закончим наше занятие волшебными словами:
Спасибо нашим пальчикам, спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить хочу.
Порадуем осень - произнесём правильно скороговорку:
На деревья листьев мало.
На земле - невпроворот.
Из лоскутьев одеяло на прощанье осень шьет.