Фонды оценочных средств учебного предмета «География» в 7 классе на 2025- 2026 учебный год
МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №59
ИМ. Г.М. МЫЛЬНИКОВА» ГОРОДА КУРСКА
Приняты Педагогическим советом школы протокол № 1 от «___» августа 2025г. Председатель педсовета ______________А.И. Семерова | | Утверждена приказом №____ от Директор МБОУ «СОШ №59 им. Г.М. Мыльникова» ___________ Н.Н. Белова |
Фонды оценочных средств
учебного предмета «География»
в 7 классе
на 2025- 2026 учебный год
Разработчик –
учитель географии
Капырина А.В.
Курск – 2025 год
Приложение 1
№ | Вид контроля | Наименование оценочного средства |
1 | Входной контроль | Входная диагностическая проверочная работа (тест) |
2 | Итоговая проверочная работа | Итоговая проверочная работа в рамках промежуточной аттестации за курс 7 класса (тест) |
Цель: выявить уровень знаний учащихся за пройденный период
Назначение ФОС – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 7 классов по географии за курс 6 класса.
Предмет: «география» 7 класс
Вид контроля : входная диагностическая проверочная работа (тест)
выявление уровня достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы по географии (6 класс).
для проведения входной диагностической проверочной работы по географии в 7 классе
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «география» за курс 6 класса
Структура проверочной работы.
Проверочная работа состоит из 18 заданий: 17 задания базового уровня, 1 - повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1
Таблица 1
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
1 | Базовый | 1.1; 1.2; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа; определение понятия | 1 минута |
2 | Базовый | 1.1; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа; определение понятия | 1 минута |
3 | Базовый | 1.3; 1.4; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа; определение понятия | 1 минута |
4 | Базовый | 1.1; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа; определение понятия | 1 минута |
5 | Базовый | 1.4; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа; определение понятия | 1 минута |
6 | Базовый | 1.2; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа; определение понятия | 1 минута |
7 | Базовый | 1.4; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа; определение понятия | 1 минута |
8 | Базовый | 1.2; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа; определение понятия | 1 минута |
9 | Базовый | 1.2; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа; определение понятия | 1 минута |
10 | Базовый | 1.3; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа; определение понятия | 1 минута |
11 | Базовый | 1.5; 2.6; 3.2, 3.5 | Тест с выбором ответа; соотнесение понятий с картой | 3 минуты |
12 | Базовый | 1.5; 2.6; 3.3, 3.5 | Тест с выбором ответа; соотнесение понятий с картой | 3 минуты |
13 | Базовый | 1.3; 2.6; 3.3, 3.5 | Тест с выбором ответа; соотнесение понятий с картой | 3 минуты |
14 | Базовый | 1.4; 2.4, 2.5, 2.6; 3.3, 3.5 | Тест с выбором ответа; соотнесение понятий с картой | 4 минуты |
15 | Базовый | 1.1, 1.5; 2.6; 3.3, 3.5 | Тест с выбором ответа; соотнесение понятий с картой | 3 минуты |
16 | Базовый | 1.2; 2.2; 3.6 | Тест с выбором ответа | 2 минута |
17 | Повышенный | 1.4; 2.3; 3.4, 3.5 | Тест с выбором ответа; соотнесение примеров с соответствующим понятием | 4 минуты |
18 | Базовый | 1.1, 1.5; 2.4, 2.5, 2.6; 3.3, 3.5 | Соотнесение понятий с картой | 13 минут |
Оценка правильности выполнения задания | Базовый | Выполнение теста на знание информации и применения репродуктивных способов деятельности | Сверка с эталоном | Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем |
Повышенный | 2.3 | Сверка с выполненной учебной задачей по критериям |
На выполнение 18 заданий отводится 40 минут. Проверочная работа составляется в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания проверочной работы оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
Таблица 2
№ задания | Количество баллов |
1 - 10 | 1 балл – за каждый правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
11 - 15 | 2 балла – за каждый правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
16 - 17 | 3 балла – за каждый правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
18 | 1 балл – за каждый правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
Оценка правильности выполнения задания | Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
Итого | 36 баллов |
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения входной диагностической проверочной работы по географии в 7 классе
1.Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на проверочной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Гидросфера – водная оболочка Земли |
1.2 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли |
1.3 | Биосфера – оболочка жизни |
1.4 | Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс |
1.5 | Изображение земной поверхности и их использование |
2.Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
код | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 | Умение определять понятия (познавательное УУД) |
2.2 | Умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач (познавательное УУД) |
2.3 | Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям (познавательное УУД) |
2.4 | Умение соотносить данные (познавательное УУД) |
2.5 | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач (регулятивное УУД) |
2.6 | Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (регулятивное УУД) |
3.Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс географии в 6 классе (Составлен на основе требований к предметным результатам)
код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | Объяснять значение понятий (базовый уровень) |
3.2 | Определять точки по их географическим координатам (базовый уровень) |
3.3. | Определять по карте местоположение объекта (базовый уровень) |
3.4. | Показывать по карте горы, различающиеся по высоте, доказывать проявление высотной поясности (повышенный уровень) |
3.5 | Использовать географические карты для поиска информации |
3.6 | Определять направление ветров по их условным обозначениям (базовый уровень) |
Таблица 4.
Код требования к уровню подготовки | № задания проверочнойработы | Предметный результат не сформирован | Предметный результат сформирован на базовом уровне | Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
3.1 | 1 - 10 | Задание не выполнено | Задание выполнено | |
3.2 | 11 | Задание не выполнено | Задание выполнено | |
3.3. | 12 – 15, 18 | Задание не выполнено | Задание выполнено | |
3.4. | 17 | Задание не выполнено | Задание выполнено | Задание выполнено |
3.5 | 11 – 15, 18, 17 | Задание не выполнено | Задание выполнено | Задание выполнено |
3.6 | 16 | Задание не выполнено | Задание выполнено | |
Показатели сформированности у обучающихся 6 класса метапредметных умений определены в таблице 5.
Таблица 5.
Код метапредметного результата | № задания проверочнойработы | Продемонстрировал сформированность | Не продемонстрировал сформированность |
2.1 | 1 - 10 | Выполнено задание | Не выполнено |
2.2 | 16 | Выполнено задание | Не выполнено |
2.3 | 17 | Выполнено задание | Не выполнено |
2.4 | 14, 18 | Выполнено задание | Не выполнено |
2.5 | 14, 18 | Выполнено задание | Не выполнено |
2.6 | 11 – 15, 18 | Выполнено задание | Не выполнено |
Воздушная оболочка Земли – это:
а) Атмосфера в) Биосфера б) Гидросфера г) Литосфера
- Начало реки – это:
а) устье в) исток
б) приток г) дельта
- Докучаев В.В. – основоположник науки:
а) почвоведение в) биологии
б) гидрологии г) о биосфере
- Самый высокий водопад в мире:
а) Игуасу в) Виктория
б) Анхель г) Ниагарский
- Самой плодородной считается почва:
а) подзолистая в) глинистая
б) тундровая г) чернозѐмная
- Нормальное атмосферное давление:
а) 730 мм.рт.ст. в) 790 мм.рт.ст.
б) 760 мм.рт.ст. г) 660 мм.рт.ст.
- Где живут белые медведи:
а) в тропиках в) на северном полюсе б) на экваторе г) на южном полюсе
- Постоянные ветры, дующие от 30-х широт к
экватору – это:
а) пассаты в) муссоны
б) бриз г) ураганы
Между экваториальным и умеренным климатическими поясами находится: а) арктический в) тропический
б) антарктический г) субарктический
- В верхней части водной толщи океана обитает:
а) нектон
б) планктон в) бентос
Какой город имеет координаты52˚с.ш., 13˚в.д.?
а) Оттава в) Сантьяго б) Берлин г) Тегеран
- Австралия находится в следующих полушариях:
а) в северном и западном б) в северном и восточном
в) в южном и западном г) в южном и восточном
- Какая раса преобладает на севере Северной
Америки?
а) монголоидная в) негроидная
б) европеоидная г) австралоидная
- Какую природную зону НЕ пересекает экватор
в Африке?
а) влажные экваториальные леса
б) муссонные леса субэкваториального пояса
в) тундру
г) саванны и редколесья
- Полуостров Индостан омывает:
а) Карибское море в) Красное море б) Бенгальский заливг) Гудзонов залив
- Стрелкой
обозначают направление ветра:
а) северо-западное в) юго-западное
б) северо-восточное г) юго-восточное
- Больше всего высотных поясов имеют горы:
а) Кордильеры в) Уральские б) Альпы г) Тибет
- Какой буквой на карте отмечены:
пролив Дрейка
Северный Ледовитый океан
Берингов пролив
Гвинейский залив
пустыня Сахара
остров Гренландия
течение Гольфстрим
Антарктида
горы Анды
Аравийский полуостров
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Водная оболочка Земли – это: а) Атмосфера в) Биосфера б) Гидросфера г) Литосфера
ВАРИАНТ 214) Какую природную зону НЕ пересекает экватор
в Африке?Место впадения реки в море – это:
а) устье в) исток
б) приток г) дельта
- Вернадский В.И. – основоположник науки:
а) почвоведение в) биологии
б) гидрологии г) о биосфере
- Самое глубокое озеро в мире:
а) Виктория в) Чад
б) Байкал г) Мичиган
- Самые плодородные почвы находятся:
а) в тундре в) в пустыне
б) под лесами г) в степях
- Атмосферное давление измеряется:
а) термометром в) гигрометром б) барометром г) линейкой
- Где живут пингвины:
а) в тропиках в) на северном полюсе б) на экваторе г) на южном полюсе
- Сезонные переменные ветры, дующие на границе суши и моря - это:
а) пассаты в) муссоны
б) бриз г) ураганы
Между тропическим и арктическим климатическими поясами находится: а) умеренный в) экваториальный
б) антарктический г) субантарктический
- К планктону относят:
а) рыбу
б) микроскопические организмы в) кораллы
Какой город имеет координаты 34˚ю.ш., 71˚з.д.?
а) Оттава в) Сантьяго
б) Берлин г) Тегеран
- Остров Гренландия находится в следующих
полушариях:
а) в северном и западном б) в северном и восточном в) в южном и западном
г) в южном и восточном
- Какая раса преобладает на севере Африки?
а) монголоидная в) негроидная
б) европеоидная г) австралоидная
а) влажные экваториальные леса
б) муссонные леса субэкваториального пояса
в) тундру
г) область высотной поясности
- Аравийский полуостров омывает:
а) Карибское море в) Красное море б) Бенгальский залив г) Гудзонов залив
- Стрелкой
обозначают направление ветра:
а) северо-западное в) юго-западное
б) северо-восточное г) юго-восточное
- Больше всего высотных поясов имеют горы:
а) Уральские в) Альпы
б) Кордильеры г) Кунь - лунь
- Какой буквой на карте отмечены:
Мозамбикский пролив
Атлантический океан
Гибралтарский пролив
Гудзонов залив
пустыня Гоби
остров Мадагаскар
Перуанское течение
Австралия
горы Кордильеры
Полуостров Индостан
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Перевод баллов к 5-балльной отметке проводится через процентное содержание работы (как при оценивании ОГЭ и ЕГЭ) и представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Баллы | Проценты (%) | Отметка |
25 - 36 | 69 - 100 | Отметка «5» |
19 - 24 | 53 - 68 | Отметка «4» |
14 - 18 | 37 - 52 | Отметка «3» |
0 - 13 | 0 - 36 | Отметка «2» |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся содержания тем определены в таблице 4.
Ответы
1 ВАРИАНТ
– а
– в
– а
–б
– г
– б
– в
– а
– в
– б
– б
– г
– а
– в
– б
– а
– г
18 –
Г
И
Б
К
Д
В
Ж
Е
А
З
2 ВАРИАНТ
– б
– а
– г
–б
– г
– б
– г
– в
– а
– б
– в
– а
– б
– в
– в
– б
– г
18 –
Г
И
Б
К
Д
В
Ж
Е
А
З
2. Итоговая проверочная работа в рамках промежуточной аттестации за курс 7 класса
Назначение ФОС – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся по географии за курс 7 класса.
Предмет: «география», 7 класс
Вид контроля : итоговая проверочная работа в рамках промежуточной аттестации за курс 7 класса (тест)
Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 7 классов по географии.
для проведения итоговой проверочной работы по географии в 7 классе
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «география» за курс 7 класса
Характеристика структуры и содержания работыВ работу по географии включено 12 заданий, среди которых:
7 заданий - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.
5 заданий - задания с кратким ответом, в которых ответ необходимо записать в виде комбинации цифр, слова или словосочетания.
Работа представлена двумя вариантами.
Разделы курса географии | Число заданий |
Главные особенности природы | 3 |
Континенты и страны | 9 |
итого | 12 |
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
Дополнительные материалы и оборудованиеПри проведении проверочной работы разрешается использование атласов.
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.Задания 1-9 считаются выполненным верно и оцениваются в 1 балл, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном.
Задания 10-12 считаются выполненными и оцениваются в 2 балла, если записанный ответ совпадает с эталоном, в 1 балл – если допущена одна ошибка.
Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом,
полученным им по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл работы составляет – 15 баллов.
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по географии 7 класс.
Код элементов | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе | |
1. | | Главные особенности природы Земли. |
| 1.1 | Океаны мира. |
| 1.2 | Природные зоны мира |
| 1.3 | Климатообразующие факторы. |
2. | | Континенты и страны. |
| 2.1 | Географическая номенклатура. Внутренние воды материков |
| 2.2 | Географическая номенклатура, Рельеф материков |
| 2.3 | Особенности природы Африки. Особенности природы Юж.Америки. |
| 2.4 | Путешественники материков. |
| 2.5 | Климатообразующие факторы материков. |
| 2.6 | Рельеф Австралии. Рельеф Южной Америки. |
| 2.7 | Г.П Антарктиды. Г.П. Северной Америки. |
| 2.8 | Географическая номенклатура материков. |
| 2.9 | Географическое положение материков. |
Перечень достижений, которые проверяются на итоговой проверочной работе по географии 7 класса.
Код требования | Требования к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на контрольной работе. | |
1 | | НАЗЫВАТЬ |
| 1.1 | особенности географических объектов природы земли. |
| 1.2 | особенности географических объектов природы земли. |
| 1.3 | смысл основных теоретических категорий и понятий |
| 1.4 | географическую номенклатуру. |
| 1.5 | географическую номенклатуру. |
2. | | СООТНОСИТЬ, СРАВНИВАТЬ, ПРИМЕНЯТЬ, СТРОИТЬ |
| 2.1 | сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. |
| 2.2 | соотносить результаты выдающихся географических открытий и путешествий по материкам |
| 2.3 | строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
| 2.4 | строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
| 2.5 | строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
| 2.6 | строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
| 2.7 | применять полученные знания для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. |
- Какие признаки характерны для Северного Ледовитого океана:
а)самый маленький и самый холодный б) самый маленький и самый теплый
в) самый протяженный и самый холодный г) самый большой и самый холодный.
- Для какой природной зоны характерно преобладание травянистой растительности с отдельно стоящими деревьями:
а)Влажные экваториальные леса б) Пустыни и полупустыни в) Саванны г) степи.
Закончите предложение: Постоянные ветры, дующие от тропиков к экватору -
.
- Самое большое высокогорное озеро мира:
а) Гурон б) Титикака в) Танганьика г) Балхаш.
- Установите соответствие между горной системой и материком, на котором она находиться:
А) Анды Б) Атлас В) Аппалачи
1.Австралия 2. Африка 3. Южная Америка 4. Сев. Америка.
- Главная особенность географического положения Африки, определяющая еѐ природное
своеобразие: а) омывается всеми океанами б) удаленность от других материков В) большая протяженность с запада на восток г) основная часть расположена между Северным и Южным тропиками.
- А. Гумбольдт и Ж. Бонплан внесли большой вклад в исследование материка:
а)Африки б) Южной Америки в) Австралии г) Евразии
- Перуанское океаническое течение является причиной формирования:
а) сухой береговой пустыни б) влажного климата на побережье в) тропических лесов г) муссонов.
- В Австралии не бывает землетрясений и извержений вулканов, т.к.:
а) на материке нет горных систем б) на материке нет молодых складчатых областей в) материк удален от других материков г) материк расположен в зоне расхождения литосферных плит.
- Дополните характеристику Антарктиды:
1.В центре материка находится точка . 2. Омывается океанами , ,
. 3. Расположен действующий вулкан . 4. Ближе всех расположена к материку
. 5. Отделяется от него проливом .
- Расположите высочайшие вершины материков в порядке убывания высот:
а) Килиманджаро б) Мак- Кинли в) Аконкагуа г) Джомолунгма.
- Протяженность Северной Америки с севера на юг по меридиану 80гр з.д. составляет 65гр. Определите протяженность материка с севера на юг в километрах.
География. 7 класс. Вариант 2.
- Какие признаки характерны для Тихого океана:
а) самый большой и самый глубокий б) самый протяженный и самый теплый в) самый большой и самый холодный г) самый глубокий и самый холодный.
- Для какой природной зоны характерно самое большое разнообразие растительного и животного мира:
а) Влажные экваториальные леса б) Пустыни и полупустыни в) Саванны г) Степи.
- Закончите предложение:
Сезонные ветра дующие летом с океана на сушу, а зимой с суши на океан, называются-
.
- Самые длинные по протяженности горы на суше:
а) Уральские б) Анды в) Кордильеры г) Большой Водораздельный хребет.
- Установите соответствие между рекой и материком, на котором она находиться:
А)Парана Б) Муррей В) Конго 1. Африка 2. Австралия 3. Южная Америка
- Главная особенность географического положения Южной Америки, определяющая еѐ природное своеобразие:
а) омывается тремя океанами б) соединяется с Северной Америкой
в) преобладают горы и плоскогорья г) пересекается экватором в северной, самой широкой части.
- Д.Ливингстон является одним из самых известных исследователей материка:
а) Африки б) Южной Америки в) Австралии г) Евразии.
- Большой Водораздельный хребет является одной из причин формирования:
а) сухого климата центральной части Австралии б) влажного климата центральной части Австралии в) сухой береговой пустыни на востоке материка г) тропических лесов.
- Горы Анды сформировались на западе Южной Америки в результате:
а) расхождения литосферных плит б) столкновения континентальной и океанической литосферных плит в) сжатия континентальных литосферных плит г) поднятия Южно- Американской платформы.
- Дополните характеристику Северной Америки:
1.Материк расположен в полушариях , и . 2. Омывается всеми океанами кроме
. 3. У берегов расположен самый большой остров . 4. На юге расположен материк . 5. Разделен с ним каналом.
- Расположите крупнейшие реки материков в порядке уменьшения длины:
а) Муррей б) Миссисипи в) Амазонка г) Нил
- Протяженность Африки с севера на юг по меридиану 20гр в.д. составляет 67гр. Определите протяженность материка с севера на юг в километрах.
Шкала оценивания работы:
Процент от максимальной суммы баллов | Отметка | Уровень сформированности УУД |
> 90% | 5 | повышенный |
71 - 90% | 4 | повышенный |
51 - 70% | 3 | базовый |
< 50 % | 2 | низкий |
ОТВЕТЫ
№ | 1 вариант | 2 вариант |
1 | А | А |
2 | В | А |
3 | пассаты | муссон |
4 | Б | Б |
5 | А-3, Б-2, В-4 | А-3, Б-2, В-1 |
6 | Г | Г |
7 | Б | А |
8 | А | А |
9 | Б | Б |
10 | 1-полюс, 2-Тихий, Индийский, Атлантический, 3-Эребус, 4-Южная Америка 5-Дрейка | 1-северном, западном, 2-Индийского, 3- Гренландия, 4-Южная Америка, 5-Панамский |
11 | ГВБА | ВГБА |
12 | 7215км | 7437км |