Формат взаимодействия руководителя театральной студии с родителями воспитанников
ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Аннотация
Все вопросы в рамках функционирования детской театральной студии решаются с деятельностным участием родителей. С переходом к дистанционному обучению надобность в помощи родителей, особенно для воспитанников младшей группы студии, возросла многократно. В этих условиях задачей руководителя становится не просто активизировать родителей, но и обратить в свою веру, сделать союзниками, организовать общность «воспитанники – родители – руководитель студии». В статье рассматривается формат взаимодействия руководителя театральной студии с родителями воспитанников
Ключевые слова
Коммуцирование, общность «воспитанники – родители – руководитель студии». технология дистанционного обучения, запись видеосюжета, интернет-проект
Переход к дистанционному обучению предъявил жесткие требования по стремительному переводу образовательных программ в дистанционный формат. Вызов времени педагогами был принят. Электронные курсы в срочном порядке были разработаны, образовательный процесс остановлен не был.
С этой целью в ускоренном темпе пришлось переводить в виртуальный формат как вопросы самого образовательного процесса, так и вопросы налаживания этого процесса с привлечением помощи родителей. Руководитель студии всецело полагается на помощь родителей воспитанников, его задачей не просто активизировать родителей, но и обратить в свою веру, сделать союзниками, организовать общность «воспитанники – родители – руководитель студии». Такие задачи стояли перед педагогом в первую очередь.
Дистанционные образовательные технологии требуют от педагога владения приемами эффективного управления удаленным коллективом, мотивирования его, заряжения энергией на расстоянии. Родителям представлены были четкие инструкции по организации занятий в дистанционном формате, проведен мониторинг готовности к занятиям, знакомство с планом дистанционной деятельности, проведен мониторинг здоровья воспитанников. Работа, проведенная в короткий срок помогла повысить эффективность взаимоотношений руководителя студии с родителями, повысить эффективность внутрисемейных взаимоотношений.
Организовав обучение в дистанционном формате, педагог продолжает плотное постоянное коммуцирование с родителями. Общение ведется, главным образом, посредством переписки в мессенджерах, ведения групп в социальных сетях.
Все вопросы в рамках деятельности детской театральной студии решаются с деятельностным участием родителей. Вопросы, решаемые в сообществах студии подразделяются на:
- организационные (по времени проведения занятий, форме одежды при выполнении видеосъемки чтецких работ на дистанционный конкурс, информированию о конкурсе или походе в театр на зимних каникулах и т.д.);
- творческие (разработка контента интернет-проекта студии, написание литературной работы на дистанционный конкурс, помощь ребенку в работе над ролью или чтецким отрывком и т.д.);
- вопросы, касающиеся здоровья воспитанников (физического или психологического, предполагающего душевное и личностное здоровье)
Реализуемые технологии дистанционного обучения нашли активное применение как в процесс обучения, так и в конкурсной деятельности. С целью организации обучения театру в дистанционном формате, формирования мотивации, воспитания фантазии, воображения и креативности в образовательном процессе используются технологии: театральной педагогики, сотрудничества, ИКТ. В рамках дополнительной образовательной программы по театру появилась возможность проведения большого количества различных интернет – мероприятий.
Обойтись без помощи родителей в Интернет-пространстве не представляется возможным.
Особенно, когда воспитанники студии принимают участие в различных дистанционных акциях и конкурсах, требующих регистрации на сайте, подписывания согласия на обработку персональных данных родителей, поиск какой-либо информации.
Во Всероссийской акции «Старость в радость» воспитанники театра-студии второй год принимают участие и поздравляют одиноких старичков из домов престарелых с Пасхой, с Днем Победы, с Новым годом. Эта акция – электронный формат участия в проекте «Письмо победителям», изготовленные детьми открытки с поздравлениями отправляются по почте. Адреса одиноких старичков из домов престарелых РФ высылаются организаторами акции. Понятно, что отправляют на почте, заполняют адреса на конверте родители, как ответственные зрелые взрослые, понимающие, как важно, чтобы такое письмо дошло обязательно.
Немаловажным представляется разбор с родителями опасных сторон Интернета, мер профилактики Интернет-зависимости, переведение вектора проведения времени в Интернете в сторону полезного, продуктивного, безопасного.
С целью сохранения памяти о войне, участия в социальном проекте "Память о Вашей Победе храним!" и в связи с 75-летием Великой Победы, на платформе Padlet разработан дистанционный формат проекта.
Перед обучающимися была поставлена задача – изучить семейные архивы, реликвии, проинтервьюировать родных и выполнить исследовательские мини - проекты «След войны в моей семье». Исследовательская деятельность проводилась на самоизоляции с помощью родителей. На любой стадии: сбора материала, например, для написания сценария будущей постановки или для будущей авторской литературной работы, с последующей для каждого участника возможностью комментирования и правки, наши помощники - родители.
Собранные по крупицам истории – родословные семей-трепетно сохраняются на странице проекта, в полной мере отражая главную цель проекта – сохранение исторической памяти. Особенности платформы таковы, что стать участником проекта и выложить свою память о войне не представляет никакой сложности. И тем не менее, без участия родителей, проект бы не состоялся. Успешной реализации проекта предшествовала работа с родителями на родительских собраниях, получения понимания от родителей, что они то и являются звеньями в цепочке преемственности поколений, хранителями памяти семьи, города, страны.
Данный тип интерактивной творческой исследовательской деятельности - подготовка совместного с родителями проекта - может рассматриваться как опережающее домашнее задание. Такая форма работы растит истинного гражданина и патриота своей страны.
Домашние задания воспитанникам даются обязательно. Известно, что процесс познания выстраивается по спирали, каждое последующее обращение к изучению материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, требует повторения и закрепления материала в ходе выполнения домашнего задания. Следует отметить, что творческие домашние задания по театру дифференцированы, т.е. посильны и выполнимы каждым воспитанником, могут быть как индивидуальными, так и по выбору обучающегося, а также групповыми, мотивирующими его на качественное, а главное, креативное выполнение задания.
Но наиболее органичной формой использования интернет ресурсов для воспитанников театральной студии представляется участие в дистанционных интернет-конкурсах. Воспитанниками театра-студия принято участие, и не безуспешное, в большом количестве дистанционных мероприятий и конкурсов и в полной мере оценили достоинства и недостатки такой формы работы.
Наиболее сложными с позиций выполнения работы на конкурс является запись видеосюжетов, а наиболее простыми – фотопроекты.
Как готовится чтецкая работа к конкурсу в условиях дистанционного обучения? По-разному: часть работ отсняли до перевода на дистант, часть отрабатывали, делали правки в аудиоформате, окончательный вариант снимался воспитанниками дома с помощью родителей.
В заключение хочется отметить большой потенциал, заложенный в широком привлечении родителей к жизни театральной студии. Это способствует более успешному освоению дополнительной образовательной программы по театру и эффективному выявлению детей с незаурядными способностями. А это, в свою очередь, приводит к тому, что познания воспитанников выходят за рамки стен образовательного учреждения. Он получает нечто очень важное – собственное приращение в своих глазах, в глазах педагогов и сверстников.
Использованная литература
1. И. Г. Куликова. Цикл дистанционных родительских собраний с использованием ИКТ в период самоизоляции, Материалы Всероссийского конкурса педагогического мастерства для школьных педагогов на лучшее родительское собрание с использованием ИКТ. - Урок.РФ. - 2020
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна