12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ремизова Надежда Анатолевна18

В федеральном государственном образовательном стандарте уделяется большое внимание работе с родителями,  так как они являются главными воспитателями своих детей. Но воспитывать детей невозможно без определенных знаний по педагогике и психологии. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания.

Одним из самых эффективных социальных институтов, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. И какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух, трех работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют время и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.

   В системе дошкольного образования детей систематически разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого партнерства, сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, спецификой деятельности педагогического коллектива, учреждения дошкольного образования детей. 

Педагогов системы дошкольного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, о создании атмосферы доверии и личностного успеха в совместной деятельности.

Многие начинающие педагоги затрудняются в выборе форм работы с родителями, в методике организации мероприятий.

Поэтому, данные методические рекомендации разработаны с целью – практической помощи педагогам в работе по организации сотрудничества с родителями.

Надеюсь, что они станут актуальными, своевременными и нужными для педагогов дошкольного образования детей.

        Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Для определения форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников за основу необходимо принимать нормативные документы, закрепляющие требования взаимодействия: основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного учреждения, современные исследования основных направлений взаимодействия ДОО и семьи. Педагоги  стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. 

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать, как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы. Так и современные формы – это устные журналы,   дистанционные уроки, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, педагогам всегда надо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбирать следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые  предполагают  подключение  родителей  к  активному  участию,  как    в  педагогическом  процессе,  так  и  в  жизни  детского  сада.

Активной популярностью взаимодействия с  родителями пользуются такие формы работы:

Информационно-аналитические: анкетирование; опрос;

Данные формы  направлены  на  выявление интересов,  запросов  родителей,  установление  эмоционального  контакта  между педагогами,  родителями  и  детьми.  Из  анкет  педагоги  узнают  особенности дошкольников,  что  ребенок  любит,  не  любит,  его  предпочтения,  как  называть ребенка.

Наглядно - информационные (познавательные): день открытых дверей, родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии, родительские клубы, мини-библиотека, информационные стенды, выпуск стенгазет, папки - передвижки, буклеты.

Познавательные формы  направлены – на  обогащение  педагогического опыта  родителей,  развитие  педагогической  компетентности  по  разным  вопросам воспитания,  ознакомление  родителей  с  возрастными  и  психологическими особенностями  детей  дошкольного  возраста,  формирование  у  них  практических навыков воспитания. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению.

Досуговые: праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах, выставках, кружки.

Они  призваны  устанавливать  теплые  неформальные, доверительные  отношения,  эмоциональный  контакт  между  педагогами  и родителями,   между   родителями   и   детьми.   Досуги   позволяют   создать эмоциональный  комфорт  в  группе.  Родители  становятся  более  открытыми  для общения.

Информационно-коммуникативные: сайт ДОУ (на сайте родители получают возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, его традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе), открытые занятия для просмотра родителями, проекты, дистанционное обучение.

Для этого на помощь современному, ищущему, заинтересованному в повышении качества дошкольного образования педагогу приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Использование в организации деятельности воспитателя с родителями компьютерных технологий позволит не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечет большее количество задействованных в воспитании ребёнка близких ему людей к участию в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

С целью расширения возможностей организации эффективного общения с родителями педагогам ДОУ рекомендуется использовать интернет-ресурсы, общение онлайн.  Они позволяют педагогу оперативно взаимодействовать с родителями:

  • работать с родителями в удобное для них время;
  • включить родителей в деятельность по воспитанию и развитию собственных детей;
  • проводить собрания во время карантина в дошкольном учреждении в период массовых эпидемий;
  • организовать дискуссии и совместную деятельность на новом уровне за счет использования инновационных технологий;
  • рассмотреть широкий спектр вопросов за короткий промежуток времени, сэкономить временные ресурсы;  
  • оперативно общаться и обсуждать вопросы до и после проведенных совместных мероприятий; рекомендовать родителям воспитанников детского сада  подборку сайтов.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Конечно, ФГОС дошкольного образования ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму, но и предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве, это стандарт качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Именно на личностный рост родителей в воспитании собственных детей должна быть направлена работа педагога детского сада. Мы предполагаем, что использование разнообразных форм с семьями воспитанников детского сада даст положительные результаты: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Для того чтобы вызвать у родителей интерес к детскому саду недостаточно прочитать им лекцию или провести простое родительское собрание на интересующие проблемы. Родители должны принимать самое активное участие в жизни детей своей группы и всего детского сада. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно. Для повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества работы педагогу необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к новым педагогическим технологиям и научным разработкам, находиться в непрерывном поиске идей.

Смысл инновационной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что, благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве, родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи. Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы необходимо вводить в жизнь дошкольных учреждений, так как они проходят успешно и эффективно.

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

 Родительские собрания могут быть:

- организационными;

- текущими и тематическими;

- итоговыми.

    Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем занятия. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители- для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей.

   При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, , подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие  жизнь детей в детском саду, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. 

  Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Педагог лучше знает родителей его воспитанников, чутко улавливает их настроение.  Собрание может включать в себя следующие  компоненты:

- Анализ результатов достижений детей. В этой части родительского собрания педагог знакомит родителей с общими результатами успехами детей (с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи).

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата  в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении воспитанников в значимых для них ситуациях (на занятиях, на прогулке, режимных моментах, взаимодействия со сверстниками и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид воспитанников, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию учреждения дошкольного образования как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми. 


- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач педагога. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных семейных опытах, педагогах семейного воспитания и т.д.

- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющие проблемы в  развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и педагог должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!».

Осмысление итогов родительского собрания. 

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к поведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.

 

Советы психологов

 

- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

- Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.

- Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

- Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

- Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).

- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

- Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.

- Давать негативную оценку всему коллективу.

- Избирать для общения назидательный тон.

И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны.

Тематика родительских собраний определяется педагогом на основе изучения целей и задач работы учреждения с родителями и исходя из запросов родителей кружка.

Правила подготовки родительского собрания

 

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводится в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

 


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.