Программа воспитания - как одно из условий организации воспитательной среды
Программа воспитания - как одно из условий организации воспитательной среды.
Воспитание является частью образовательного процесса.
Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому документу, само определение «воспитание» существенно расширится и дополнится в том числе патриотической составляющей — уважением к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку. Более того, в июле этого года утверждены обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, в которых разработка Программы воспитания становится неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Примерная программа воспитания задает школам реальные пути и способы воспитательной работы с детьми.
Особенности примерной программы выделяют ее среди других похожих документов, появлявшихся ранее. Рассмотрим основные из них:
«Программа-конструктор». Примерная программа воспитания представляет собой своеобразный конструктор для создания школьных программ воспитания. На ее основе каждая образовательная организация может собрать свою собственную рабочую программу. Школа может взять за основу содержание ее разделов и лишь корректировать их там, где это необходимо – добавить нужные или удалить неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которую она будет осуществлять в сфере воспитания. Это делается для того, чтобы освободить образовательные организации от излишней «бумажной» работы. По сути, разработчикам школьных программ остается лишь скорректировать имеющийся текст примерной программы под свою специфику и добавить к ней свой ежегодный план воспитательной работы.
«Одна школа – одна программа». На основе примерной программы воспитания образовательным организациям предлагается разрабатывать не три программы, соответствующие трем уровням образования (как это было ранее), а одну общую программу воспитания. Конкретизацию воспитательной работы по уровням образования предлагается делать лишь в ежегодных планах воспитательной работы, и тогда, когда это соответствует реальному разделению данной работы по уровням образования. Это позволяет сократить объем и количество обязательной школьной документации.
«Единство цели». Провозглашаемая программой цель воспитания основана на таких базовых для нашего общества ценностях как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье. Это то, что объединяет всех граждан России, независимо от того, в каком регионе России они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют. Программа ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Кроме того, в этой общей цели воспитания выделены и отдельные целевые приоритеты, соответствующие возрастным особенностям младших школьников, подростков и старшеклассников.
«Деятельностный характер». Воспитание осуществляется только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, социальных партнеров школы. Поэтому в содержании программы воспитания находит отражение именно эта деятельность – ее формы и их реальное практическое наполнение. Это помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания. Примерная программа ориентирует педагогов на то, что важна не организация мероприятий педагогом для детей, а организация педагогом вместе с детьми их совместных дел – интересных, полезных и являющихся предметом их общей заботы. Главное в таких делах - не сам факт их проведения и тем более не их количество, а то, какие отношения складываются в детско-взрослой общности, какие эмоции переживаются детьми.
Структура примерной программы. Программа состоит из четырех основных разделов.
1-й раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
2-й раздел «Цель и задачи воспитания».
3-й раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
4-й раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
Литература: Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов. – М., 2021.