12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маковийчук Татьяна Александровна777
Россия, Саратовская обл., с.Перелюб
6

«Преподавание курса «Культура края» как одно из условий духовно-нравственного воспитания детей»

Доклад

«Преподавание курса «Культура края» как одно из условий

духовно-нравственного воспитания детей»

Автор: Маковийчук Татьяна Александровна,

учитель ИЗО

МБОУ «СОШ имМ.М.Рудченко с.Перелюб

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

 

Духовно-нравственное воспитание ребенка не возможно себе представить без воспитания патриотизма, знания родной истории, культурных традиций родного края. Именно поэтому последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.

Достояние наших предков не должно потерять своего значения. Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. История дает нам возможность познать самих себя. Это не просто информация о прошлом, о том, что было, а процесс познания себя и своих предков. История показывает нам, глубокие корни нашей жизни.

Я много лет преподаю предмет "Культура края" в 8 классе. Авторы программы Гаврилова Галина Николаевна, Колесова Елена Викторовна.2 Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины. Главной целью курса является формирование у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры. В ходе изучения предмета изучается художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края; расширяется образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повышается общая эстетическая культура, воспитывается чувство патриотизма, любовь к своей малой родине; выявляются связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни; на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрываются особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.

Этот предмет формирует у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры. Программа курса очень насыщена и богата интересным учебным материалом.

Учащиеся знакомятся не только с мировой классикой, но так же проявляется интерес к народному творчеству, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. Формирование нравственности невозможно без погружения в культуру и традиции малой Родины. Очень важно знать свой город, поселок гордиться людьми, оставившими неизгладимый след в его истории. Предмет «Культура края» формирует представление об историческом прошлом и настоящим Саратовской области, о личностях оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона.

В программу курса включены такие вопросы как «Архитектурные памятники Саратова», где мы знакомимся с архитектурой Саратова, особенностями постройки города, архитекторами, создавшими образ города. Ребята открывают для себя, что на территории Саратовского края - 124 памятника природы, около 300 памятников культуры, свыше 3 тыс. архитектурных достопримечательностей. Сохранилось 18 старинных усадеб. Помимо всем известных и популярных памятников существует много таких, которые мало известны, но несут очень большую ценность для города. Среди них памятники культуры, архитектуры и памятники природы, которые символизируют важные события в нашей истории.

В разделе «Мастера живописи и скульптуры» ребята знакомятся с творчеством выдающихся художников и скульпторов. «Мир музея» знакомит нас с историями таких музеев, как Саратовский Государственный музей им. Радищева, музей им. Чернышевского, музей Петрова-Водкина и Борисова – Мусатова. А так же уделяем время для посещения и знакомства с местным краеведческим музеем.

Раздел «Театральное искусство» позволяет нашим ребятам заочно посетить Академический театр оперы и балета, Театр Юного зрителя им.Киселева, кукольный театр «Теремок». Так же знакомимся с историей становления музыкального образования в Саратове.

При изучении темы "Костюмы народов Поволжья" учащиеся сами предлагаю рассказать о традициях своего народа.

Я убедилась, что среди учащихся нет равнодушных. С большим интересом учащиеся изучают все предложенные темы, самостоятельно создают творческие работы, чаще презентации к изучаемым темам. Дети стали больше интересоваться вопросами истории и культуры края, чаще посещать музеи г.Саратова и Саратовской области, знать имена выдающихся людей. Таким образом воспитывается любовь к Родине, что в свете последних событий особенно важно. История нашего села Перелюб Саратовской области очень интересна. Отвожу время и для изучения истории села, архитектуры и культуры. Краеведение помогает познать истоки культуры нашего края, нашей малой Родины. Без этого невозможно воспитать полноценного гражданина Отечества.

Программа учебного предмета «Культура края» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, является существенным дополнением к кругу учебных предметов мировоззренческого направления. Преподавание данного учебного предмета имеет большое значение в реализации задач развития обучающихся. Он призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя России, носителя, пользователя и создателя социокультурных

ценностей и традиций родного края, активного участника культурного развития Саратовской области в целом, выступающего с активной, созидательной жизненной позицией, основанной на патриотизме; гарантировать право на получение обучающимися знаний о культуре Саратовской области; усилить федеральный компонент государственного стандарта общего образования за счет обогащения и развития его основных содержательных линий значимой региональной информацией.

Воспитательный потенциал содержания программы«Культура края» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека.

Для определения качества преподавания курса «Культура края» ежегодно провожу среди учащихся опрос «Знаю ли я свой край» в начале и в конце учебного года

Результаты опроса показали, что повышается интерес к истории и культуре родного края, повышается уровень воспитанности учащихся.

Сравнивая результаты опроса в сентябре и мае учебного года, можно отметить значительное повышение высокого уровня знаний по предмету, а так же повышение качества знаний учащихся с 45,4% до 84,1%.

Период

Количество учащихся

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего уровня

Низкий уровень

Качество знаний

Сентябрь 2013-2014 учебного года

44

-

(0%)

21

(47,7%)

16

(36,4%)

11

(25%)

45,5%

Май 2013-2014 учебного года

44

19

(43,2%)

18

(40,1%)

7

(15,2%)

-

(0%)

84,1%

Хотелось бы отметить повышение уровня воспитанности учащихся 8-х классов относительно начала учебного года с 11,4% до 54,5%

Период

Количество учащихся

Высокий уровень

(%)

Средний уровень

(%)

Ниже среднего уровня

(%)

Низкий уровень

(%)

Сентябрь 2013-2014 учебного года

44

5

(11,4%)

19

(43,2%)

10

(22,7%)

10

(22,7%)

Май 2013-2014 учебного года

44

24

(54,5%)

15

(34,1%)

4

(9,1%)

1

(2,3%)

Преподавание курса «Культура края»  имеет большой воспитательный потенциал: он не только повышает интерес к предмету, но и способствует осуществлению прочной связи обучения с жизнью, помогает школьнику повысить свой уровень воспитанности. Дает большой материал для нравственного  и патриотического воспитания  учащихся, глубже узнать свои корни, а самое главное – знать и любить историю родного края.

Список используемой литературы

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В программа для 8 класса общеобразовательных школ "Культура края", - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2012
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.