Вариативный модуль программы воспитания «Организация предметно-эстетической среды»

4
0
Материал опубликован 14 June 2022 в группе

Статья

«Организация предметно-эстетической среды» - вариативный модуль программы воспитания

В модуле «Организация предметно-эстетической среды» примерной программы воспитания написано:

«Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными школьниками несложных и безопасных технических экспериментов;

событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);

акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.»

Приведенный перечень форм работы со средой носит примерный характер. Если в организации процесса воспитания используется потенциал предметно-эстетической среды, то в данном модуле Программы необходимо описать формы работы, которые используются в данной школе.

Каждой школе придется самостоятельно решать – брать ли этот модуль для своей Рабочей программы воспитания или нет. Но в любом случае, в независимости от статуса и материальной базы школы, необходимо развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности.

Наша школа совсем недавно пережила ремонт, и мы только в начале пути по созданию предметно-эстетической среды, интересные идеи есть, будем из постепенно воплощать в жизнь. В коридорах висят информационные и тематические стенды. Обязательно оформляем совместно с учениками актовый зал, импровизированную сцену в школьном дворе, наш холл к главным общешкольным праздникам, к различным образовательным событиям. В школе в воспитательной работе широко используется потенциал Картинной галереи, которой уже 20 лет. Сегодня в художественном собрании галереи хранится около 130 произведений 58-и известных живописцев и графиков, участников республиканских, всесоюзных, международных выставок: М.И.Лихачева, М.Ф.Ахунова, А.В.Богачева, А.Н.Лаврова, Ю.П.Дьякова и многих других. И план насыщен такими событиями, как встречи с художниками, на которых самый частый и почетный гость член Союза художников Александр Курзанов. Встречи с интересными людьми творческих профессий, мастер-классы, конференции, выставки творческих работ. На базе Картинной галереи был реализован сетевой проект с Аннинской специальной школой «Творчество без границ», направленный на развитие творческих способностей, а также профилактику правонарушений и успешную социализацию обучающихся обеих школ.

Формы работы в школьном музее, который модернизирован в этом году и получил новую жизнь, мы тоже поместили в этот модуль. В данный момент оформление музейных экспозиций продолжается и ведется работа по электронной паспортизации музея.

Получив грант за победу в конкурсе «Поддержка детского и юношеского чтения» с проектом «Литературная навигация», сделали ремонт в библиотеке, которая стала информационно-библиотечным центром. Проект продолжает свою жизнь, и воспитание посредством литературы – одно из приоритетных направлений образовательной деятельности нашей школы. Читательские конференции, образовательные события к юбилеям писателей, выставки литературы и творческих работ обучающихся наполнили план воспитательной работы. А также создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена «Школьный буккроссинг», на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие.

Как же быть, если школа сельская маленькая, здание старое и внутреннее состояние далеко от эстетики?

В этом случае воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений (коридоров, актового зала, кабинетов). Оно должно соответствовать типу образовательного учреждения. Стены должны стать источником трансляции ценностей школы, формирования позитивного отношения к получению образования. Творческие работы детей и педагогов, картины художественного смысла, фотоотчеты об интересных школьных событиях- все это страницы школьной жизни, непосредственно влияющие на создание психологического комфорта. Отдельное место занимает-событийный дизайн. В оформлении пространства проведения школьных праздников, конференций, церемоний участвуют и педагоги, и дети. Это показатель творческого сотрудничества детей и взрослых. Предметы интерьера - результат деятельности по направлениям внеурочной деятельности и дополнительного образования. Правильно подобранное оформление пространства усиливает и закрепляет эмоционально-радостный настрой.

Благоустройство пришкольной территории - это создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, развитие творческих способностей детей, воспитание трудолюбия, формирование здорового образа жизни. Организованная территория пришкольного участка – это зоны отдыха, с учетом возраста, место для практических занятий и сезонных экскурсий.

Совместная с детьми разработка и создание особой школьной символики формирует узнаваемый имидж образовательного учреждения. У школы есть свой флаг, гимн, эмблема, элементы школьной формы, форма педагогов для торжественных случаев. Использование школьной символики сопровождает все торжественные, значимые моменты жизни школы. Таким образом предметно-эстетическая среда играет роль своеобразного банка культурных ценностей, является источником культурного развития; формирует общий культурный фон жизни всего школьного коллектива; отражает творческий, интеллектуальный, духовный потенциал педагогов и детей - создает неповторимость, узнаваемость образовательного учреждения.

Немаловажно при оформлении кабинетов понимание всем педагогическим коллективом факторов, формирующих единый стиль. Кабинет должен стать местом, куда хочется идти и детям, и педагогу.

«Забота» классного руководителя - создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет педагогически целесообразно оснастить воспитательный про­цесс. Не стоит доказывать, что в воспитании мелочей нет. Каж­дый предмет, явление, событие, влияют на развитие личности растущего человека. Либо позитивно, либо негативно. Нейтрального быть не может, ибо все несет свой воспитатель­ный потенциал.

Наглядные пособия могут использоваться для усиления эффекта воспитательного процесса: таблицы, схемы, чертежи, диаграммы, картины, демонстрации моделей и натуральных объ­ектов, «вещественные доказательства», под­тверждающие объективность и доказательность событий, о кото­рых идет речь: старинные книги и газеты, фотографии, альбомы, предметы быта и так далее.

Важны и такие условия, как:

-Чистота и порядок в классной комнате.

-Нужное освещение, запах, температура, свежесть воздуха. Шум меняет эмоции, снижает инициативу, раздражает, отвлекает, утомляет.

-Способы расстановки мебели в классе для определенных форм воспитательной работы: «круглый стол» должен быть круг­лым, «круглый стол с острыми углами* должен быть с острыми углами, «большой круг» - расположение стульев по кругу, «пресс-бой» предполагает расположение «противников» напро­тив... Это тоже немаловажная деталь воспитательного процесса.

И даже одежда взрослых и детей имеет большое значение! Функциональность одежды педагога и учащихся предполагает разные ее варианты на все случаи жизни, и она должна соответствовать обстановке. Воспитателю обязательно надо учитывать половые и возрастные особенности своих учеников. В костюме нежелательно иметь отвле­кающих деталей, но в то же время нежелательно быть «серой мышкой», чтобы быть интересным ученикам... Все эти нюансы дополняют воспитательный потенциал школьной жизни. Но это и предмет особой заботы классного руководителя как воспитателя: хороший вкус формируется исподволь, постепен­но. В том числе личным примером.

Цветовое воспитание предполагает созданию цветовой гаммы, благоприятной для себя и окружающих, в одежде, интерьере, в собственных творческих работах, использование разных цветов для создания душевного комфорта и равновесия, снятия психического напря­жения и стресса, для стимулирования определенного психичес­кого состояния.

Любое воспитательное воздействие, начиная от большого общешкольного события до простого сиюминутного воздействия педагога на воспитанника, должно обязательно включать органически соединенные воздействия на все три сферы личности: сознание, эмоции, поведение. Только тогда можно говорить о воспитывающем (то есть развивающем) воздействии в процессе воспитания.

Важным условием успешности всех видов воспитывающей деятельности является ее творческий характер, то есть «оригинальный», «не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, приводящий к самоактуализации и самореализации личности. Значит, для организации этой деятельности как педагогам, так и учащимся необходимо проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи...

Можно привести такой пример оригинального приёма организации фотовыставки под названием «Сушка» – на веревке прищепками прицеплены авторские фотографии детей и педагогов школы. Каждый участник приносит одно фото, которое считает эстетически красивым (природа, архитектура, лица, цвет и свет, тени, линии и др.) И он может взять только одно наиболее понравившееся фото после просмотра выставки. Фотовыставка обязательно сопровождается красивой музыкой для усиления восприятия.

Вывод: Даже маленькую сельскую школу можно сделать эстетически привлекательной. По школьной предметно – эстетической можно диагностировать, насколько педагоги горят своей профессией, насколько они неравнодушны к происходящему.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации