Вариативный модуль программы воспитания «Организация предметно-эстетической среды»
Статья
«Организация предметно-эстетической среды» - вариативный модуль программы воспитания
В модуле «Организация предметно-эстетической среды» примерной программы воспитания написано:
«Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
• оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
• создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
• размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными школьниками несложных и безопасных технических экспериментов;
• событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
• акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.»
Приведенный перечень форм работы со средой носит примерный характер. Если в организации процесса воспитания используется потенциал предметно-эстетической среды, то в данном модуле Программы необходимо описать формы работы, которые используются в данной школе.
Каждой школе придется самостоятельно решать – брать ли этот модуль для своей Рабочей программы воспитания или нет. Но в любом случае, в независимости от статуса и материальной базы школы, необходимо развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности.
Наша школа совсем недавно пережила ремонт, и мы только в начале пути по созданию предметно-эстетической среды, интересные идеи есть, будем из постепенно воплощать в жизнь. В коридорах висят информационные и тематические стенды. Обязательно оформляем совместно с учениками актовый зал, импровизированную сцену в школьном дворе, наш холл к главным общешкольным праздникам, к различным образовательным событиям. В школе в воспитательной работе широко используется потенциал Картинной галереи, которой уже 20 лет. Сегодня в художественном собрании галереи хранится около 130 произведений 58-и известных живописцев и графиков, участников республиканских, всесоюзных, международных выставок: М.И.Лихачева, М.Ф.Ахунова, А.В.Богачева, А.Н.Лаврова, Ю.П.Дьякова и многих других. И план насыщен такими событиями, как встречи с художниками, на которых самый частый и почетный гость член Союза художников Александр Курзанов. Встречи с интересными людьми творческих профессий, мастер-классы, конференции, выставки творческих работ. На базе Картинной галереи был реализован сетевой проект с Аннинской специальной школой «Творчество без границ», направленный на развитие творческих способностей, а также профилактику правонарушений и успешную социализацию обучающихся обеих школ.
Формы работы в школьном музее, который модернизирован в этом году и получил новую жизнь, мы тоже поместили в этот модуль. В данный момент оформление музейных экспозиций продолжается и ведется работа по электронной паспортизации музея.
Получив грант за победу в конкурсе «Поддержка детского и юношеского чтения» с проектом «Литературная навигация», сделали ремонт в библиотеке, которая стала информационно-библиотечным центром. Проект продолжает свою жизнь, и воспитание посредством литературы – одно из приоритетных направлений образовательной деятельности нашей школы. Читательские конференции, образовательные события к юбилеям писателей, выставки литературы и творческих работ обучающихся наполнили план воспитательной работы. А также создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена «Школьный буккроссинг», на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие.
Как же быть, если школа сельская маленькая, здание старое и внутреннее состояние далеко от эстетики?
В этом случае воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений (коридоров, актового зала, кабинетов). Оно должно соответствовать типу образовательного учреждения. Стены должны стать источником трансляции ценностей школы, формирования позитивного отношения к получению образования. Творческие работы детей и педагогов, картины художественного смысла, фотоотчеты об интересных школьных событиях- все это страницы школьной жизни, непосредственно влияющие на создание психологического комфорта. Отдельное место занимает-событийный дизайн. В оформлении пространства проведения школьных праздников, конференций, церемоний участвуют и педагоги, и дети. Это показатель творческого сотрудничества детей и взрослых. Предметы интерьера - результат деятельности по направлениям внеурочной деятельности и дополнительного образования. Правильно подобранное оформление пространства усиливает и закрепляет эмоционально-радостный настрой.
Благоустройство пришкольной территории - это создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, развитие творческих способностей детей, воспитание трудолюбия, формирование здорового образа жизни. Организованная территория пришкольного участка – это зоны отдыха, с учетом возраста, место для практических занятий и сезонных экскурсий.
Совместная с детьми разработка и создание особой школьной символики формирует узнаваемый имидж образовательного учреждения. У школы есть свой флаг, гимн, эмблема, элементы школьной формы, форма педагогов для торжественных случаев. Использование школьной символики сопровождает все торжественные, значимые моменты жизни школы. Таким образом предметно-эстетическая среда играет роль своеобразного банка культурных ценностей, является источником культурного развития; формирует общий культурный фон жизни всего школьного коллектива; отражает творческий, интеллектуальный, духовный потенциал педагогов и детей - создает неповторимость, узнаваемость образовательного учреждения.
Немаловажно при оформлении кабинетов понимание всем педагогическим коллективом факторов, формирующих единый стиль. Кабинет должен стать местом, куда хочется идти и детям, и педагогу.
«Забота» классного руководителя - создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет педагогически целесообразно оснастить воспитательный процесс. Не стоит доказывать, что в воспитании мелочей нет. Каждый предмет, явление, событие, влияют на развитие личности растущего человека. Либо позитивно, либо негативно. Нейтрального быть не может, ибо все несет свой воспитательный потенциал.
Наглядные пособия могут использоваться для усиления эффекта воспитательного процесса: таблицы, схемы, чертежи, диаграммы, картины, демонстрации моделей и натуральных объектов, «вещественные доказательства», подтверждающие объективность и доказательность событий, о которых идет речь: старинные книги и газеты, фотографии, альбомы, предметы быта и так далее.
Важны и такие условия, как:
-Чистота и порядок в классной комнате.
-Нужное освещение, запах, температура, свежесть воздуха. Шум меняет эмоции, снижает инициативу, раздражает, отвлекает, утомляет.
-Способы расстановки мебели в классе для определенных форм воспитательной работы: «круглый стол» должен быть круглым, «круглый стол с острыми углами* должен быть с острыми углами, «большой круг» - расположение стульев по кругу, «пресс-бой» предполагает расположение «противников» напротив... Это тоже немаловажная деталь воспитательного процесса.
И даже одежда взрослых и детей имеет большое значение! Функциональность одежды педагога и учащихся предполагает разные ее варианты на все случаи жизни, и она должна соответствовать обстановке. Воспитателю обязательно надо учитывать половые и возрастные особенности своих учеников. В костюме нежелательно иметь отвлекающих деталей, но в то же время нежелательно быть «серой мышкой», чтобы быть интересным ученикам... Все эти нюансы дополняют воспитательный потенциал школьной жизни. Но это и предмет особой заботы классного руководителя как воспитателя: хороший вкус формируется исподволь, постепенно. В том числе личным примером.
Цветовое воспитание предполагает созданию цветовой гаммы, благоприятной для себя и окружающих, в одежде, интерьере, в собственных творческих работах, использование разных цветов для создания душевного комфорта и равновесия, снятия психического напряжения и стресса, для стимулирования определенного психического состояния.
Любое воспитательное воздействие, начиная от большого общешкольного события до простого сиюминутного воздействия педагога на воспитанника, должно обязательно включать органически соединенные воздействия на все три сферы личности: сознание, эмоции, поведение. Только тогда можно говорить о воспитывающем (то есть развивающем) воздействии в процессе воспитания.
Важным условием успешности всех видов воспитывающей деятельности является ее творческий характер, то есть «оригинальный», «не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, приводящий к самоактуализации и самореализации личности. Значит, для организации этой деятельности как педагогам, так и учащимся необходимо проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи...
Можно привести такой пример оригинального приёма организации фотовыставки под названием «Сушка» – на веревке прищепками прицеплены авторские фотографии детей и педагогов школы. Каждый участник приносит одно фото, которое считает эстетически красивым (природа, архитектура, лица, цвет и свет, тени, линии и др.) И он может взять только одно наиболее понравившееся фото после просмотра выставки. Фотовыставка обязательно сопровождается красивой музыкой для усиления восприятия.
Вывод: Даже маленькую сельскую школу можно сделать эстетически привлекательной. По школьной предметно – эстетической можно диагностировать, насколько педагоги горят своей профессией, насколько они неравнодушны к происходящему.