12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чич Гульнара Агысалым кызы19
0

Формы и условия претворения национально-регионального компонента в общеобразовательных учреждениях

Формы и условия претворения национально-регионального компонента в общеобразовательных учреждениях

В Республике Адыгея сложилась общая культура, определяемая российской ментальностью, общероссийскими СМИ Однако на ряду с этим, в республике функционируют этнические, традиционные культуры -казачья, адыгская, армянская, греческая татарская, и все они развиваются в определенном смысле по собственным имманентным характеристикам .Каждый из 5-ти этносов, представляемый в республике, имеет богатую музыкальную культуру в прошлом, самобытный фольклор, особенную систему жанров .Все это достойно изучения в школе, как связь с историческим прошлым, как возможность развития заложенного в этносе потенциала.

Актуальность исследования проблемы использования адыгской музыки на уроках вызвано противоречием между стремлением в обществе к возрождению народных традиций, к сближению культур разных народов республики Адыгея и не информированностью, фактическим незнанием истории музыкальной культуры как своего, так и соседних народов.

Обращение к проблеме включения в школьную практику музыки адыгского народа отвечает требованием времени .Регионализация школьного музыкального образования является одним из условий повышения интереса школьников к национальной культуре. Однако, сложность решения данной проблемы заключается в недостаточной информированности учителей музыки о культурных традициях и историческом прошлом адыгов .

Известно, что использование в работе со школьниками народной музыки служит эффективным средством решения воспитательных и познавательных задач. Однако, нередко народная музыка вытесняется другими музыкальными сферами.

Современное образование ориентировано на включение в учебный процесс национально- регионального компонента. В условиях нашей Республики это может быть реализовано через изучение народной и композиторской музыки адыгов. К сожалению, на школьных занятиях пока еще мало звучит адыгской национальной музыки. В школах мало записей симфонических и хоровых произведений адыгских композиторов, мало песенной, инструментальной музыки для детей. В школах практически нет национальных инструментов

В1982 г. был выпущен сборник "Музыка" для национальных школ под редакцией М. З. Джигуновой .В нем для разучивания слушания рекомендуются песни Дж . Натхо, В. Анзарокова, Г. Самоговой, У . Тхабисимова, К. Хейшхо, Р. Шеожевой, М. Бесиджева. Пособие предназначено для учащихся1-7 классов. Фактически пособие М.З. Джигуновой является единственным методическим пособием по использованию национальной авторской музыки в общеобразовательных школах и школах искусств. Надо сказать, что и эта программа отстает от современных требований и не удовлетворяет потребности учителей .В ней мало уделяется внимания музыкальному искусству, песенный материал идеологически устарел.

В 1992 году было выпущено учебно-методическое пособие Ш. С. Шу. В пособии для преподавателей музыки общеобразовательных школ, школ искусств и других учебных заведений Адыгеи приводятся общие сведения о народно- музыкальном творчестве адыгов и более конкретно разбирается традиционное адыгское песенное творчество и песнопения.

Изучая адыгскую национальную культуру на уроках АХК и музыки я стараюсь воспитывать в детях общечеловеческие качества, уважения к героическому прошлому адыгского народа, чувства национального самосознания и высокой культуры межнациональных отношений толерантности, возродить светские этнические традиции нравственного воспитания, воспитываю патриотизма и любовь к земле, на которой живем.

При изучении темы "Неиссякаемый родник народной мудрости" многократно беру в руки книгу З.У. Блягоз "Жемчужины народной мудрости". Детям очень нравятся пословицы и поговорки адыгов. На уроках они устраивают состязания по знанию пословиц и поговорок по разным тематикам.

Очень интересные по своему содержанию учебники по Адыгейской художественной культуре адыгов М. Непсо, где не только подробно рассказываются обычаи и традиции адыгов, но и приводятся примеры из жизни, отрывки авторских художественных произведений, народный фольклор, множество иллюстраций, картин художников Адыгеи.

Как энциклопедия, в которой можно найти все об истории и культуре адыгов, стала для ребят книга Нуриет Сообцоковой "Адыги" Дети с интересом изучают родовые знаки, оружие, культуру одежды в разные периоды истории развития культуры адыгов. Когда говорим о трагической судьбе адыгов, о том, как они вынуждены были покинуть свою родину- мы читаем книгу Г.Чемсо "Возвращение"и смотрим кинофильмы"Чужбина","Черкесия"А Н Нагаплева. Книга Сукунова Х. Х. помогает точнее воспринять образ черкешенки и ее трагизм .Помогают в работе очерки Шу Шабана Салиховича, М.М .Бешкока, Чич Г.К. Анзарокова Ч .М. Об истории фольклорных песен можно узнать в брошюре Р .Б .Унароковой.

Детям очень нравится фильм А .Н . Нагаплева " Адыгэ Хабзе ",после просмотра устраиваются диспуты и бурные обсуждения обычаев адыгов. Особенно они любят тему гостеприимства и рыцарства адыгов .

Мы устраиваем выставки рисунков на различные темы связанные с обычаями и традициями адыгского народа, школа имеет свой этнографический музей " Хачещ " где дети могут попробовать сделать циновки своими руками, вышивки золотыми нитками. кувшины. разную утварь адыгов, покачать куклу в колыбели, посидеть за круглым столом "АНЭ" и посмотреть театрализованные самими детьми обряды:"Сватовство невесты", "Укладывание ребенка в колыбель", "Аталычество", "Празднество по поводу строительства нового дома", "Праздник урожая" и другие. Очень нравится детям экскурсия в музей-мастерскую З . Гучева, где они видят как рождаются и извлекают звуки национальные инструменты в руках мастера, народного патриота по сохранению национальной культуры. Дети просто влюблены в этого обаятельного человека.

Вместе с детьми мы посетили праздник адыгейского сыра, где имели возможность показать свое хореографическое мастерство на ДЖЕГУ в честь праздника .Каждый год проводим праздник-концерт "Мой КАВКАЗ".В пролом году провели творческий вечер посвященный У .Тхабисимову .В этом году отпраздновали юбилей А. Нехай, где прекрасно прозвучало попурри на его песни.

Изучая тему "Адыгские народные танцы" дети знакомятся с танцами "ЗАФАК". "ИСЛАМЕЙ", "ЗАГАТЛЯТ", "УДЖ", идет просмотр концерта ансамбля "НАЛЬМЕС" в записи.

На уроках и экскурсиях дети знакомятся с архитектурными памятниками, историческими зданиями, посещают мечеть и музей этнокультуры.

Проведение школьных уроков национально -регионального содержания позволило сделать следующие выводы:

1. Включение уроков АХК способствует активизации процесса музыкально-эстетического воспитания школьников.

2. Использование произведений адыгской музыки предполагает их соответствия критериям художественности, увлекательности, педагогической целесообразности и воспитательной значимости.

3. Для осознанного восприятия адыгской музыки и использование ее воспитательных возможностей необходимо знакомить школьников с особенностями ее музыкального языка, с традициями и обычаями адыгского народа.

Я, уверена, если мы учителя, сможем, применяя свой педагогический опыт, донести до учащихся законы "АДЫГЭ-ХАБЗЭ", если они будут жить используя адыгский этикет, то в различных жизненных ситуациях не растеряются, а спокойно и уверенно будут идти вперед в ногу со всем обществом.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.