12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сокольникова Юлия Геннадьевна30
Россия, Бурятия респ., посёлок Усть-Баргузин
0

Конспект педсовета «Включение национально – регионального компонента в нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

МБДОУ «ЦРР - Усть – Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»

                                                 Конспект педсовета

«Включение национально – регионального компонента в нравственно – патриотическое  воспитание  дошкольников»


 

                                                                                             РАЗРАБОТАЛА  И

                                                                                              ПРОВЕЛА:

                                                                                             УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД,

                                                                                             И. О. СТ. ВОСПИТАТЕЛЯ

                                                                                        СОКОЛЬНИКОВА Ю. Г

 

                                                          П. УСТЬ-БАРГУЗИН

                                                                       

Форма проведения: Клуб очень умных и находчивых.

Цель: Повышение профессионального уровня  педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию с включением национально – регионального компонента.

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста этапах, формах и методах работы, способствовать творческому поиску.
 

Вызвать у педагогов осознание необходимости знакомиться с новинками литературы, программами, разработками по нравственно-патриотическому воспитанию с включением НРК;

Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию

Повестка дня:

Тренинг на возникновение образа родины.

Доклад «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Сокольникова Ю. Г

Деловая игра «Мозговой штурм».

4. Обсуждение открытых мероприятий, итоги смотра - конкурса «Лучший уголок по нравственно-патриотическому воспитанию с включением НРК».

5. Итоги проведения выставки сотворчества родителей и детей: - «Живая природа Бурятии»

6. Обсуждение модели перспективного планирования работы ДОУ по ознакомлению детей с родным поселком.

4. Итоги, решение педагогического совета.

Предварительная работа:

Изучение литературы по теме;

Составление картотеки игр с НРК;

Посещение занятий, режимных моментов;

Создание презентации;

Самостоятельная работа над темой

Материал: методическая литература, дидактические игры, мультимедиа.

Ход педсовета:

Тренинг на возникновение образа родины

 Уважаемые коллеги, вы знаете, что одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…

 Я предлагаю взяться за руки, закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).

 Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они  похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «родина», исходя из ваших образов.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей родиной, потому что…».

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема патриотизма стала для ребенка  личностно значимой.

Доклад «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Сокольникова Ю. Г

 

3. Деловая игра «Мозговой штурм»

Задание № 1 «Продолжи фразу». 

За 3 минуты назвать как можно больше пословиц о Родине.

• Золоту - старости нет, Родине - цены нет.

• Всякому мила своя сторона.

• Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

• Родина - мать, умей за нее постоять.

• Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

• Человек без Родины, что соловей без песни. 

• о семье, матери

 Вся семья вместе, так и душа на месте

 Дерево держится корнями, а человек – семьёй

 При солнышке тепло, при матери добро

• о Родине, родном крае

 Человек без родины, что соловей без песни

 Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей

 Родная земля и в горсти мила

• о мужестве, героизме

 Сражайся смело за родное дело

 На печи не храбрись, а в поле не трусь

 На смелого собака лает, а трусливого – кусает

А какими качествами должен обладать   патриот?

Задание № 2 Решение педагогического  кроссворда.


Для этого нам нужно разгадать кроссворд и определить черты характера, которые  присущи  гражданину и патриоту.

Решение кроссворда   

Вертикаль: 

1.Каким словом можно назвать способность к сочувствию, состраданию к окружающим людям?

2.Умение человека ясно излагать свои мысли, вопросы, вести переговоры, участвовать в дискуссиях, находить компромиссы?

3.Каким словом можно назвать способность отвечать за свои действия и действия других членов сообщества? 

4.Способность выдвигать свои идеи и увлекать ими других  людей.

Горизонталь:

1.Каким словом можно назвать способность к сопереживанию, заботливому отношению к природе и окружающим?

2.Способность и желание участвовать во многих мероприятиях общественной жизни.

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В РАБОТЕ ДОУ

В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задание № 3. Блиц-опрос по Бурятии:

С чем граничит Бурятия?

Сколько процентов составляют русские? Буряты?

Какие коренные малочисленные народы проживают на территории Бурятии?

Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации и входит в состав Сибирского Федерального округа.

 

На юге Республика Бурятия граничит с Монголией, на юго-западе – с Республикой Тыва, на северо-западе – с Иркутской областью, на востоке – с Читинской областью.

 

Национальный состав республики, по данным переписи, следующий: русские – 66,1 %, буряты – 30 %, украинцы – 0,6 %, другие национальности – 3,3 %.  На территории Республики Бурятия проживают представители коренных малочисленных народов: эвенки – 0,3 %, сойоты – 0,4 % от общей численности населения.

Задание № 4. Отгадать бурятские загадки.

-На южной горе красный цветок распустился (солнце)

- Рыжая кобыла за березовым частоколом живет.(язык за зубами)

-Пестрая овца крутится, вертится; чем дольше крутится, тем больше толстеет. (веретено)

-Два могучих богатыря пищу – богатство ищут, а два – земли – дороги меряют.( Руки и ноги человека)

- Что такое: решетчатое, как гребень, круглое, как луна. (Колесо телеги)

-На белой вершине снег не тает (седина)

Задание № 5. Бурятские поговорки

для сравнения русские и бурятские поговорки:

русские бурятские

НИ КОЛА, НИ ДВОРА– НИ СОБАКИ, НИ СКОТИНЫ

КАК СЫР В МАСЛЕ КАТАТЬСЯ– в масле утопать , в шелку переворачиваться

Видит око, да зуб неймет– хотя желание есть, но клыки не достают

Толочь воду в ступе– бездонным ведром воду таскать

Подлить масло в огонь– сыпать соль на порох

Когда рак на горе свистнет– когда черный ворон станет белым

Задание № 6. Угадай, что это?


 

Откуда эти слова? (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

 

 Таежная, озерная, степная,    

 Ты добрым светом солнечным полна. 

 Цветущая от края и до края,       

 Будь счастлива, родная сторона. 

 

 Брусничный дух, черемухи дыханье,

 Лилового багульника настой.   

 Я не дышу, а пью благоуханье  

 Моей земли, равнинной и лесной.

 

 Прими, земля, сыновнее спасибо,

 Святой водой Байкала угости,

 Чтоб я обрел невиданную силу

 Для дальнего нелегкого пути.

 

 С тобой, земля, мы слиты воедино,

 Моею стала и судьба твоя.

 Поклон тебе от сердца, край родимый,

 Любимая Бурятия моя!  

 

 О, Мать-земля!


 

Угадай, что это?


 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 

Государственный герб Республики Бурятия представляет собой трехцветный круг (сине - бело - желтый цвета национального флага).

В верхней части круга - золотое соембо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг).

В центре круга - одинаковой ширины сине - белые полосы - волны Байкала, а также светло - зеленого и темно - зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта.

Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента "хадак" - символ гостеприимства народа Бурятии, центральная часть которой является основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе стороны герба над его основанием. (в ред. Закона Республики Бурятия от 25.08.1999 N 243-II)

Все элементы герба помещаются в поле четырехугольного, заостренного снизу геральдического щита. 


 


 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 

Обоснование символики

Синий цвет — национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также нерушимость и верность. Белый цвет — символ высоких нравственных начал, счастья, спокойствия, благополучия, мира, единства и целостности. Сочетание синего и белого говорит о том, что Бурятия — часть Российской Федерации. Жёлтый (золотой) цвет подчёркивает духовное начало (верующие буряты вЗабайкалье исповедуют тибетский буддизм школы гелуг, символический цвет которой — жёлтый, золотой), жёлтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании.

Бурятское соёмбо состоит из трёх элементов: лунысолнца и огня снизу вверх. Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг. Он — символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний — современное, третий — будущие поколения. Вместе языки пламени говорят о непрерывности и преемственности истории. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луна у монгольских и тюркских народов почиталась как главное светило, эти народы усматривали в ней таинство, так как Луна была хозяйкой ночи.


 

Герб Улан-Удэ


 

В современном гербе Улан-Удэ верхную часть – соембо: традиционный символ вечной жизни. Щит герба - три полосы составляющие цвета государственного флага РБ. В нижней части щита на серебряном и золотом полях - Меркуриев жезл и рог изобилия - основные элементы герба города Верхнеудинска.


 

Что такое малгай? (шапка)

Что такое дэгэл? (верхняя одежда бурят)

Что такое гутулы? (сапоги)

Что символизирует красная бусина, которая завершает шапку наверху ? (солнце)

Фотовопросы по Баргузинской долине?


 

Бухэ-Шулун. По дороге из пос. Суво в пос. Бодон находится святыня Баргузинской долины - камень Бухэ-Шулун (Бык-камень), дух которого считается хозяином всей долины. По древнему преданию, когда буряты расселялись по долине, они на зиму перегоняли скот в читинские земли. Один бык так полюбил долину, что не захотел уходить из нее. Трижды его насильно уводили, но каждый раз он возвращался обратно, пока не превратился в камень и не остался в этой долине навсегда. С тех пор местные жители поклоняются камню, считая, что в нем заключена мощная материальная и вечная духовная сила, которая оберегает всех жителей долины. По местному обычаю следует, подходя к этому камню представиться, рассказать о себе, о своих детях, хозяйстве и скоте, а потом уже о своих проблемах и просьбах. Бык - один из мифологических прародителей - тотемов бурятского народа, символ могущества природы, объект шаманистского культа.

В 15 км от пос. Суво находится ландшафтный памятник природы Ининский сад камней. При переправе через р. Ину справа и слева от реки на ровной местности возвышаются над землей крупные каменные глыбы, занимаемая ими площадь составляет 10 кв. км. Появление площади окатанных глыб камня, иные из которых имеют до 4 м в диаметре, по одной из версий связано с прорывом гигантского горного оползня, из-за которого верховье реки превратилось в крупное озеро. 

Сувинский саксонский замок. За большим Алгинским озером возле поселка Суво находится памятник природы "Сувинский саксонский замок". Скалы компактно расположены на площади 0, 5 кв.км. на степных склонах сопки у подножия Икатского хребта. На вершине горы они образуют живописную группу, напоминающую развалины замка, с громадными каменными башнями и узким скальным ущельем между ними, длиной около 400 м и высотой до 50 м. В скалах много гнезд голубей и ласточек.


 

Исходя из выше сказанного, можно предложить следующие приоритеты:

Создание атмосферы национального быта;

Широкое использование фольклора;

Знакомство с праздниками и традициями народа;

Знакомство с декоративно - прикладным  искусством;

Знакомство с национальными играми.

На занятиях, решая цели и задачи, мы используем следующие формы и методы:

•   познавательные беседы;

•   творческая продуктивная и игровая деятельность детей;  

•   оформление в детском саду мини-музея и выставок;

•   посещение краеведческих музеев;

•   экскурсии, целевые прогулки по улицам посёлка;

         •    народные праздники.


 

4. Обсуждение открытых мероприятий, итоги смотра - конкурса «Лучший уголок по нравственно-патриотическому воспитанию с включением НРК».

5. Итоги проведения выставки сотворчества родителей и детей: - «Живая природа Бурятии»

6. Обсуждение модели перспективного планирования работы ДОУ по ознакомлению детей с родным поселком.

 

Проект решения педсовета:

1.Продолжать активно внедрять региональный компонент в воспитательно - образовательный процесс ДОУ).

            срок: постоянно  

ответственные: педагоги ДОУ

2.   Продолжать работу по привлечению родителей воспитанников к обогащению представлений о народных традициях,  творчестве и исторических и культурных ценностях региона, пересмотреть планирование по данному вопросу.

         срок: постоянно

       ответственные: педагоги ДОУ

3.   В ходе планирования развлечений включать в их содержание народные игры, инсценировки сказок различных народов.

     срок: по плану

ответственные: педагоги ДОУ

Пополнить соответствующие разделы методического кабинета конспектами занятий, досугов, викторин по использованию народного творчества, описаниями народных игр.

срок: постоянно

ответственные: педагоги ДОУ

Пополнить уголки ряжения и театрализованные уголки новыми атрибутами.

срок: постоянно

ответственные: педагоги ДОУ

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.