Конспект педсовета «Включение национально – регионального компонента в нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
МБДОУ «ЦРР - Усть – Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»
Конспект педсовета
«Включение национально – регионального компонента в нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
РАЗРАБОТАЛА И
ПРОВЕЛА:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД,
И. О. СТ. ВОСПИТАТЕЛЯ
СОКОЛЬНИКОВА Ю. Г
П. УСТЬ-БАРГУЗИН
Форма проведения: Клуб очень умных и находчивых.
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию с включением национально – регионального компонента.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста этапах, формах и методах работы, способствовать творческому поиску.
Вызвать у педагогов осознание необходимости знакомиться с новинками литературы, программами, разработками по нравственно-патриотическому воспитанию с включением НРК;
Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию
Повестка дня:
Тренинг на возникновение образа родины.
Доклад «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Сокольникова Ю. Г
Деловая игра «Мозговой штурм».
4. Обсуждение открытых мероприятий, итоги смотра - конкурса «Лучший уголок по нравственно-патриотическому воспитанию с включением НРК».
5. Итоги проведения выставки сотворчества родителей и детей: - «Живая природа Бурятии»
6. Обсуждение модели перспективного планирования работы ДОУ по ознакомлению детей с родным поселком.
4. Итоги, решение педагогического совета.
Предварительная работа:
Изучение литературы по теме;
Составление картотеки игр с НРК;
Посещение занятий, режимных моментов;
Создание презентации;
Самостоятельная работа над темой
Материал: методическая литература, дидактические игры, мультимедиа.
Ход педсовета:
Тренинг на возникновение образа родины
Уважаемые коллеги, вы знаете, что одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…
Я предлагаю взяться за руки, закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).
Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «родина», исходя из ваших образов.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей родиной, потому что…».
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Доклад «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Сокольникова Ю. Г
3. Деловая игра «Мозговой штурм»
Задание № 1 «Продолжи фразу».
За 3 минуты назвать как можно больше пословиц о Родине.
• Золоту - старости нет, Родине - цены нет.
• Всякому мила своя сторона.
• Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
• Родина - мать, умей за нее постоять.
• Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
• Человек без Родины, что соловей без песни.
• о семье, матери
Вся семья вместе, так и душа на месте
Дерево держится корнями, а человек – семьёй
При солнышке тепло, при матери добро
• о Родине, родном крае
Человек без родины, что соловей без песни
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей
Родная земля и в горсти мила
• о мужестве, героизме
Сражайся смело за родное дело
На печи не храбрись, а в поле не трусь
На смелого собака лает, а трусливого – кусает
А какими качествами должен обладать патриот?
Задание № 2 Решение педагогического кроссворда.
Для этого нам нужно разгадать кроссворд и определить черты характера, которые присущи гражданину и патриоту.
Решение кроссворда
Вертикаль:
1.Каким словом можно назвать способность к сочувствию, состраданию к окружающим людям?
2.Умение человека ясно излагать свои мысли, вопросы, вести переговоры, участвовать в дискуссиях, находить компромиссы?
3.Каким словом можно назвать способность отвечать за свои действия и действия других членов сообщества?
4.Способность выдвигать свои идеи и увлекать ими других людей.
Горизонталь:
1.Каким словом можно назвать способность к сопереживанию, заботливому отношению к природе и окружающим?
2.Способность и желание участвовать во многих мероприятиях общественной жизни.
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В РАБОТЕ ДОУ
В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Задание № 3. Блиц-опрос по Бурятии:
С чем граничит Бурятия?
Сколько процентов составляют русские? Буряты?
Какие коренные малочисленные народы проживают на территории Бурятии?
Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации и входит в состав Сибирского Федерального округа.
На юге Республика Бурятия граничит с Монголией, на юго-западе – с Республикой Тыва, на северо-западе – с Иркутской областью, на востоке – с Читинской областью.
Национальный состав республики, по данным переписи, следующий: русские – 66,1 %, буряты – 30 %, украинцы – 0,6 %, другие национальности – 3,3 %. На территории Республики Бурятия проживают представители коренных малочисленных народов: эвенки – 0,3 %, сойоты – 0,4 % от общей численности населения.
Задание № 4. Отгадать бурятские загадки.
-На южной горе красный цветок распустился (солнце)
- Рыжая кобыла за березовым частоколом живет.(язык за зубами)
-Пестрая овца крутится, вертится; чем дольше крутится, тем больше толстеет. (веретено)
-Два могучих богатыря пищу – богатство ищут, а два – земли – дороги меряют.( Руки и ноги человека)
- Что такое: решетчатое, как гребень, круглое, как луна. (Колесо телеги)
-На белой вершине снег не тает (седина)
Задание № 5. Бурятские поговорки
для сравнения русские и бурятские поговорки:
русские бурятские
НИ КОЛА, НИ ДВОРА– НИ СОБАКИ, НИ СКОТИНЫ
КАК СЫР В МАСЛЕ КАТАТЬСЯ– в масле утопать , в шелку переворачиваться
Видит око, да зуб неймет– хотя желание есть, но клыки не достают
Толочь воду в ступе– бездонным ведром воду таскать
Подлить масло в огонь– сыпать соль на порох
Когда рак на горе свистнет– когда черный ворон станет белым
Задание № 6. Угадай, что это?
Откуда эти слова? (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
Таежная, озерная, степная,
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
Брусничный дух, черемухи дыханье,
Лилового багульника настой.
Я не дышу, а пью благоуханье
Моей земли, равнинной и лесной.
Прими, земля, сыновнее спасибо,
Святой водой Байкала угости,
Чтоб я обрел невиданную силу
Для дальнего нелегкого пути.
С тобой, земля, мы слиты воедино,
Моею стала и судьба твоя.
Поклон тебе от сердца, край родимый,
Любимая Бурятия моя!
О, Мать-земля!
Угадай, что это?
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственный герб Республики Бурятия представляет собой трехцветный круг (сине - бело - желтый цвета национального флага).
В верхней части круга - золотое соембо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг).
В центре круга - одинаковой ширины сине - белые полосы - волны Байкала, а также светло - зеленого и темно - зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта.
Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента "хадак" - символ гостеприимства народа Бурятии, центральная часть которой является основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе стороны герба над его основанием. (в ред. Закона Республики Бурятия от 25.08.1999 N 243-II)
Все элементы герба помещаются в поле четырехугольного, заостренного снизу геральдического щита.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Обоснование символики
Синий цвет — национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также нерушимость и верность. Белый цвет — символ высоких нравственных начал, счастья, спокойствия, благополучия, мира, единства и целостности. Сочетание синего и белого говорит о том, что Бурятия — часть Российской Федерации. Жёлтый (золотой) цвет подчёркивает духовное начало (верующие буряты вЗабайкалье исповедуют тибетский буддизм школы гелуг, символический цвет которой — жёлтый, золотой), жёлтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании.
Бурятское соёмбо состоит из трёх элементов: луны, солнца и огня снизу вверх. Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг. Он — символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний — современное, третий — будущие поколения. Вместе языки пламени говорят о непрерывности и преемственности истории. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луна у монгольских и тюркских народов почиталась как главное светило, эти народы усматривали в ней таинство, так как Луна была хозяйкой ночи.
Герб Улан-Удэ
В современном гербе Улан-Удэ верхную часть – соембо: традиционный символ вечной жизни. Щит герба - три полосы составляющие цвета государственного флага РБ. В нижней части щита на серебряном и золотом полях - Меркуриев жезл и рог изобилия - основные элементы герба города Верхнеудинска.
Что такое малгай? (шапка)
Что такое дэгэл? (верхняя одежда бурят)
Что такое гутулы? (сапоги)
Что символизирует красная бусина, которая завершает шапку наверху ? (солнце)
Фотовопросы по Баргузинской долине?
Бухэ-Шулун. По дороге из пос. Суво в пос. Бодон находится святыня Баргузинской долины - камень Бухэ-Шулун (Бык-камень), дух которого считается хозяином всей долины. По древнему преданию, когда буряты расселялись по долине, они на зиму перегоняли скот в читинские земли. Один бык так полюбил долину, что не захотел уходить из нее. Трижды его насильно уводили, но каждый раз он возвращался обратно, пока не превратился в камень и не остался в этой долине навсегда. С тех пор местные жители поклоняются камню, считая, что в нем заключена мощная материальная и вечная духовная сила, которая оберегает всех жителей долины. По местному обычаю следует, подходя к этому камню представиться, рассказать о себе, о своих детях, хозяйстве и скоте, а потом уже о своих проблемах и просьбах. Бык - один из мифологических прародителей - тотемов бурятского народа, символ могущества природы, объект шаманистского культа.
В 15 км от пос. Суво находится ландшафтный памятник природы Ининский сад камней. При переправе через р. Ину справа и слева от реки на ровной местности возвышаются над землей крупные каменные глыбы, занимаемая ими площадь составляет 10 кв. км. Появление площади окатанных глыб камня, иные из которых имеют до 4 м в диаметре, по одной из версий связано с прорывом гигантского горного оползня, из-за которого верховье реки превратилось в крупное озеро.
Сувинский саксонский замок. За большим Алгинским озером возле поселка Суво находится памятник природы "Сувинский саксонский замок". Скалы компактно расположены на площади 0, 5 кв.км. на степных склонах сопки у подножия Икатского хребта. На вершине горы они образуют живописную группу, напоминающую развалины замка, с громадными каменными башнями и узким скальным ущельем между ними, длиной около 400 м и высотой до 50 м. В скалах много гнезд голубей и ласточек.
Исходя из выше сказанного, можно предложить следующие приоритеты:
Создание атмосферы национального быта;
Широкое использование фольклора;
Знакомство с праздниками и традициями народа;
Знакомство с декоративно - прикладным искусством;
Знакомство с национальными играми.
На занятиях, решая цели и задачи, мы используем следующие формы и методы:
• познавательные беседы;
• творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
• оформление в детском саду мини-музея и выставок;
• посещение краеведческих музеев;
• экскурсии, целевые прогулки по улицам посёлка;
• народные праздники.
4. Обсуждение открытых мероприятий, итоги смотра - конкурса «Лучший уголок по нравственно-патриотическому воспитанию с включением НРК».
5. Итоги проведения выставки сотворчества родителей и детей: - «Живая природа Бурятии»
6. Обсуждение модели перспективного планирования работы ДОУ по ознакомлению детей с родным поселком.
Проект решения педсовета:
1.Продолжать активно внедрять региональный компонент в воспитательно - образовательный процесс ДОУ).
срок: постоянно
ответственные: педагоги ДОУ
2. Продолжать работу по привлечению родителей воспитанников к обогащению представлений о народных традициях, творчестве и исторических и культурных ценностях региона, пересмотреть планирование по данному вопросу.
срок: постоянно
ответственные: педагоги ДОУ
3. В ходе планирования развлечений включать в их содержание народные игры, инсценировки сказок различных народов.
срок: по плану
ответственные: педагоги ДОУ
Пополнить соответствующие разделы методического кабинета конспектами занятий, досугов, викторин по использованию народного творчества, описаниями народных игр.
срок: постоянно
ответственные: педагоги ДОУ
Пополнить уголки ряжения и театрализованные уголки новыми атрибутами.
срок: постоянно
ответственные: педагоги ДОУ