Формы КИМ для промежуточной аттестации школьников по изобразительному искусству

13
11
Материал опубликован 2 February 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Мы живем в то время, когда оценке качества образования уделяется серьезное внимание. Уже давно на смену обычным школьным экзаменам пришли ЕГЭ и ОГЭ, обычным годовым контрольным – ВПР. Уже в 2017 году в список предметов, по которым проводились всероссийские проверочные работы, вошел одна из дисциплин предметной области «Искусство»- мировая художественная культура.

Дисциплина изобразительное искусство занимает в базисном плане школы достаточно скромное место. Однако уже в этом году многие школы столкнулись с тем, что необходимо проводить промежуточную аттестацию и по изобразительному искусству .

В современном образовательном процессе проведение промежуточной аттестации является обязательным на всех ступенях обучения. Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет форму, порядок проведения подобной проверки, выбирает на каждой ступени определенные учебные дисциплины для проведения мониторинга. Проведение промежуточной аттестации основывается на Федеральном законе об образовании, а также на Федеральных государственных стандартах второго поколения.

Любой объект в этом мире обычно имеет форму и содержание. Давайте разберемся, какую форму и содержание будут иметь контрольно- измерительные материалы по изобразительному искусству? Содержание любой школьной дисциплины регламентировано целевым и содержательным разделами Основной образовательной программы Общего образования. Проще говоря, если мы откроем наши рабочие программы, то после перечня документов есть раздел «Планируемые результаты изучения предмета». Именно на основании этих результатов мы и будем формировать содержание КИМ.

А вот взгляд на формы, в которых необходимо проводить промежуточную аттестацию школьников разнятся. Есть педагоги, которые признают тестовые задания лучшими для проверки уровня знаний. Есть педагоги, которые уверяют, что только творческая работа, может наглядно продемонстрировать, что усвоили школьники.

Рассматривая, представленные в сети Интернет варианты промежуточной аттестации по изоискусству, я сделала вывод, что формы промежуточной аттестации по изобразительному искусству должны соединять в себе разные задания. Но какими быть этим заданиям?

Чтобы самим себе ответить на этот вопрос, давайте пристально посмотрим на содержание планируемых результатов в целом. Все знания, которые школьники приобретают на уроках изо, можно поделить на две большие группы: знания – направленные на формирование общекультурной компетенции школьников и знания специфические предметные, необходимые для успешного выполнения творческого заданий.

Общекультурные знания в свою очередь будут делиться на искусствоведческие - это знания о видах и жанрах изоискусства, их истории развития, знания о творчестве художников и отдельных мировых шедеврах. Культурологические знания - знание о культуре русского народа, древних цивилизаций, разных стран.

Предметные специфические знания - это знание основ цветоведения, перспективы, пропорций и.т.д.

Кроме, собственно, знаний мы формируем у детей навыки изобразительной деятельности.

А теперь зададимся вопросом: можно ли считать полноценными КИМ, которые проверяют наличие знаний лишь в одной из этих областей?

Я думаю, не может. Поэтому, на мой взгляд, самым продуктивным видом КИМ по изоискусству является комплексная работа, включающая в себя и тест, и творческое задание.

Теперь вернемся к тем формам, в которых наиболее удобно проводить аттестацию.

Тестирование как форма аттестации одна из самых удобных на уроках изобразительного искусства, поскольку позволяет достаточно быстро проверить знания в разных областях и направлениях дисциплины. К тестовым заданиям много претензий - якобы они связаны с выбором однозначного ответа и не дают возможности проверить, как ребенок умеет рассуждать. Поэтому хочу предложить некоторое разнообразие форм тестовых заданий.

Поскольку программа по изобразительному искусству касается многих областей культуры и искусства, то одним важных моментов проверки знаний будет знание терминологии. Терминологическая проверка может быть подана в виде обычного теста, где дан вопрос и несколько вариантов ответа.

Одним из интереснейших заданий, которые могут проверить не только знания, но способность классифицировать, сравнивать обобщать информацию являются логические ряды. Задание представляет собой ряд слов, логически связанных между собой, школьнику необходимо убрать лишнее слово, приведя аргумент.

Чаще всего на занятиях изобразительным искусством мы имеем дело с объектами, воспринимаемыми зрительно. Это картины, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура . Воспринимая то или иное произведение искусства, ребенок, прежде всего, должен научиться видеть красоту, любоваться ею, но и меть некоторый багаж знаний об авторе и названии и жанровой принадлежности произведения. Конечно, за один урок в неделю трудно сформировать какие-то искусствоведческие знания, поэтому в программе по изобразительному искусству регламентирован уровень узнавания. В связи с этим для проверки знаний можно использовать задания на соответствие изображения и названия .

Среди тестовых заданий на знание терминологии можно отметить упражнения, позволяющие классифицировать термины. Для того, чтобы классифицировать что-либо надо знать, что означает тот или иной термин. В таких заданиях ребенку даны два ряда слов. Первый ряд всегда короткий понятийный  ряд  -это могут быть названия видов искусства, название видов деятельности и.т.д. Второй ряд более широкий. Школьнику необходимо распределить слова в соответствии с принадлежностью к какому-либо виду искусства или видам деятельности.

Одним из возможных заданий на знание терминологии может служить упражнение «Пропущенное слово». Дано небольшое предложение, школьникам необходимо вставить слова в текст.

Все эти виды проверки подходят для определения уровня общекультурных знаний, но есть особый вид знаний, без которых школьники вряд ли смогут выполнить рисунок. Это знания о способах изображения. В данных тестовых заданиях проверка этих знаний представлена заданием следующего типа. Ребенку дана картинка, которая представляет собой детский рисунок или рисунок с явными ошибками в изображении. Задача ребенка записать ошибки, которые он обнаружил, и упомянуть правила, которые нарушены. Эти задания достаточно полно помогают проверить, умеет ли ребенок анализировать творческую работу и давать ей оценку. Выбор изображений в данном тестировании был основан на особенностях заданий, изучаемых по программе в конкретных классах. К примеру, в 3 классе в рамках темы «Искусство на улицах города» школьники получают первые представления о построении пространства, точке схода и.т.д. Поэтому в тестирование 3 класса вошло задание с ошибками в изображении пространства. В 4 классе, изучая культуру разных народов, школьник сталкивается с изображением фигуры человека, поэтому дано соответствующее задание.

На слайде представлена система оценивания подобных работ.

Одной из самых важных компетенций, формируемых на уроках изоискусства, можно признать компетенцию зрителя. Умение эмоционально воспринимать, любоваться произведением искусства обогащает человека. Задания, связанные с подбором эпитетов к различным живописным образам, призваны проверить умения школьников воспринимать произведения. Становясь старше, школьники учатся высказывать аргументированное суждение о них. Система оценивания подобных заданий сложна и должна учитывать оригинальность мышления, умение сформулировать свои мысли в письменной форме.

И наконец, творческое задание призвано выявить навыки изобразительной деятельности. Известно, что на задания промежуточной аттестации отводится один урок, и соединение тестовых частей с творческой работой представляют собой большой объем заданий, поэтому выполнение творческого задания предполагается на меньшем формате, чем обычно работают школьники - формате А5. Некоторые задания, особенно, в начальной школе предполагается выполнять уже на готовых распечатанных образцах, где школьникам необходимо лишь дорисовать отдельные элементы украшения.


 

 


 


 


Таков небольшой обзор форм промежуточной аттестации по изоискусству. Призывая своих коллег «поверить алгеброй гармонию», хочется напомнить им, что изоскусство это одна из немногих дисциплин, позволяющих школьникам творчески раскрыться, а поэтому будем стараться, создавая тестовые задания, соблюдать меру. Этой своеобразной пояснительной запиской я открываю серию публикаций, посвященных промежуточной аттестации школьников по изобразительному искусству в конкретных классах.

 

промежуточная аттестация КИМ изобразительное искусство
PPTX / 3 Мб

Предварительный просмотр презентации

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Отличные контроль, спасибо!!!

3 February 2019

Спасибо, Елена Федоровна.

3 February 2019

Отличные формы промежуточной аттестации, есть к чему стремиться в творчестве. Спасибо, Жанна Владиславовна, за пополнение материла в группе. Беру в копилочку!!!

3 February 2019

Спасибо за добрые слова! Готовлю к публикации тесты по каждому классу. Рада, если пригодится.

3 February 2019

Буду ждать, Жанна Владиславовна. Тесты нужны.

3 February 2019

Замечательный подход: "Больше творческих свершений и меньше проверок"!!! Спасибо большое за работу!

3 February 2019

Спасибо, Любовь Давыдовна.

3 February 2019

Интересная и очень красиво оформленная работа!

5 February 2019

Спасибо, Марина Юрьевна!

5 February 2019

Успехов Вам, Жанна Владиславовна!

17 February 2019

Спасибо, Ольга Валерьевна!

17 February 2019