Формы проверки домашнего задания на уроках истории
Калашникова Екатерина Андреевна
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Орска»
Оренбургская область, город Орск
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Формы проверки домашнего задания на уроках истории
Домашние учебные занятия являются существенно необходимым
условием учебной деятельности; …способность прочно усваивать и
верно применять сообщѐнный материал не может быть достигнута
одной деятельностью в классе …
(Н.Н. Запольский)
В методических рекомендациях рассматривается многообразие форм проверки домашнего задания, значение проверки домашнего задания на уроках истории.
Ключевые слова: проверка, домашнее задание.
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска идеальной модели образования. Модель должна сохранить важный компонент учебного процесса – проверку домашнего задания, становление которого прошло долгий и сложный путь. Современная школа, активно влияя на формирование личности учащихся, способствует через проверку домашнего задания становлению самостоятельности, сознательности и инициативности. Проверка домашнего задания вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с не усвоением знаний на уроке, с несерьезным отношением к учебным занятиям, а также позволяет отслеживать уровень знаний у учащихся.
Новизна найдет свое выражение в раскрытии сущности форм проверки домашнего задания. А полученные результаты по поводу внедрения инновационных технологий и современных программ позволяют конкретизировать механизмы использования образовательного и воспитательного потенциала урока в проверке домашнего задания; определить возможности интеграции основного и дополнительного образования в данном процессе. Также новизна заключается в применении теоретических знаний в процессе экспериментального преподавания в ходе педагогической практики.
1 Особенности проверки домашнего задания
1.1 Понятие домашнего задания. Виды и принципы
Домашнее задание – это важный элемент процесса обучения, в результате которого у учащихся знания становятся более качественными и эффективными. Отличием домашней работы от классной является полная самостоятельность и отсутствие руководства преподавателя. Исключительно на основе домашнего задания усиливается интерес к предмету, закрепляются и отрабатываются полученные знания, формируются навыки самостоятельности и самоконтроля, чувства инициативности и ответственности.
Настоящее понимание понятия «домашнее задание» характеризуется разнообразием. В большинстве случаев оно обладает многоаспектностью его сущности и многообразностью форм проявления. Проблема домашнего задания раскрывается различными исследователями в разные эпохи того или иного времени, и зависит не от социально-экономических или политических условий, а от личной позиции, отношения к домашнему заданию.
Сам термин «домашнее задание» используется не только в научно-исследовательской работе, но и в дискуссиях, статьях, а также на педагогических съездах, конференциях. П.И. Пидкасистый, доктор педагогических наук, считал, что «домашнее задание – это неотъемлемый спутник современного урока», где главным признаком является «поисковый характер задания » [12, с. 217]. В.И. Садкина, педагог, отмечала, что «домашнее задание – это особый вид самостоятельной работы, так как эта работа выполняется вне посредственного контроля учителя », которая способствует «устранению перегруженности учащихся на уроке. Это означает и сокращение объема заданий, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности» [13, с. 61]. О.И Котовская под «домашним заданием» понимает «существенно необходимое условие образовательной деятельности: на долю преподавания в классе падает собственно приобретение учебного материала, сведений, но способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе; заучивание наизусть данных науки, тренировка в использовании усвоенного всегда будут составлять предмет домашних занятий учащихся…» [18].
Проблема домашнего задания раскрывается различными исследователями в разные эпохи того или иного времени, которые разделяются на противников и сторонников домашнего задания.
Противники указывают на недостатки домашнего здания, не обращая на его огромнее значение и роль.
Еще в XVII веке Я.А. Коменский писал: «Ни один день юношество не должно заниматься более шести часов, и при том только в классе» [10]. Педагог отрицательно относился к домашней работе, отмечая, что основной упор при домашних заданиях делается на самостоятельную работу, что приводит к непониманию материала, страданию и печали ребенка. Ведь если ученик не понял новую тему, то он не может выполнять задание дома. Коменский призывал преподавателей рассказывать и объяснять материал так, чтобы обучающимся не приходилось выполнять огромное количество заданий дома, а лишь «перечитать один раз вечером и один раз утром» [10].
В XVIII веке Дени Дидро в своем произведении «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства» говорит о том, что «школы состоят вовсе не в том, чтобы дать человеку углубленные знания какого-либо рода; она должна дать лишь первоначальные сведения по возможности большему числу предметов, причем такие знания, отсутствие коих могло бы оказаться пагубным для людей всех состояний, а для некоторых категорий и постыдным» [8], то есть дети в школе должны лишь научиться писать, читать и считать, а домашние задания вовсе не нужны. Дидро считал, что время потраченное на домашнее задание можно провести с пользой: помочь по хозяйству, поработать. Также отмена домашних заданий в некоторых учреждениях расширило бы мировоззрение детей, чувствуя себя более свободно, ученики, занимаясь своим хобби, получали бы комплексные знания посредством участия в различных сферах деятельности, что непосредственно улучшает учебную успеваемость ребенка: он более отдохнувший и удовлетворенный; а также способствует разностороннему развитию учащихся. Дидро предлагал: «Каждую субботу утром во всех классах повторяется пройденное за неделю, и в связи с этим должны распределяться хорошие и дурные отметки» [8].
Василий Иванович Сухомлинский, великий педагог XX века, больше склонялся к недостаткам домашнего задания, так как многие учителя задают большое количество домашней работы, в результате которой ребенок не может заниматься своим хобби: музыкой, спортом, рисованием, а также остается мало времени для общения с родителями и друзьями. Учащиеся после школы часто бывают усталыми, что приводит к малому усвоению знаний во время занятия дома: часть заданий могут решить родители, ведь большие объемы домашних заданий не под силу уставшему ребенку. Также Сухомлинский считал, что многие учителя, задавая домашнее задание, ставят перед собой цель - «поставить ученику оценку. Пусть как можно чаще оценивание знаний сочетается с другими целями, и, прежде всего, с новым осмысливанием, развитием, углублением знаний. Не допускайте крайности — оценивания каждого ответа, каждой письменной работы — это приводит к отрицательным результатам» [16]. Сухомлинский отмечал, что отрицательной стороной домашнего задания является его недифференцированность, хотя многие учащиеся с различным уровнем способностей. Педагог предлагал за место домашней работы приходить на дополнительные занятия учащимся, которые не усвоили новую тему, после урока, где преподаватель мог индивидуально рассказать непонятный ребенку материал [16].
Другая группа исследователей и педагогов, то есть сторонники домашнего задания, считают, что домашнее задание необходимо, указывая на его достоинства.
В XVI веке Мишель Монтень, педагог, который прославился своим произведением «Опыты», писал, что заниматься необходимо помимо учебных занятий, так как, делая самостоятельную работу дома, школьники закрепляют материал, полученный на уроке, формируют умение самостоятельно добывать знания, что приводит к познавательному интересу [11]. Монтень размышлял, что домашние задания должны быть во всех учебных образованиях, так как обучающиеся не могут запомнить всю информацию, которую узнают на уроке, ведь знания переходят лишь в кратковременную, оперативную память. А чтобы знания оставались в долговременной памяти необходимо осуществить повторение изученной новой темы, то есть выполнение домашнего задания: «Наука - великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят» [11].
Константин Дмитриевич Ушинский, педагог XIX века, отмечал, что непременным элементом обучения школьников является – домашняя деятельность, главная форма домашней работы, которая бы углубляла знания учащихся по родной истории. «Домашние задания способствуют получению навыков пользования источников: библиотеки, хрестоматии, энциклопедии, справочных материалов; и развивает чувство ответственности, дисциплинированности, инициативности и любви к обучению, которая сохранится на протяжении всей жизни» [17]. Отлично выполненная полезная домашняя работа способствует формированию и развитию хороших привычек и отношений у школьников.
П.И. Пидкасистый, известный педагог XXI века говорил: «Домашняя работа опирается на самостоятельность, сознательность, активность и инициативность самого школьника. Ученик сам определяет время ее выполнения, темп и ритм своей работы. Все это имеет не только образовательное значение для него, но и большое воспитательное, так как у учащегося формируется чувство ответственности, вырабатываются аккуратность, усидчивость и другие социально значимые качества личности» [12, с. 219]. Домашнее задание может сблизить родителей и детей: помощь родителей существенно отражается на успеваемости ребенка, ведь родители зажигают энтузиазм в детях, прививают любовь к учебе и показывают, что домашнее задание не такое сложное, а даже интересное и захватывающее.
Домашнее задание в оценках педагогов, исследователей разнообразна: имеет как положительную, так и отрицательную характеристику. Я.А. Коменский, Дени Дидро, В.И. Сухомлинский видят в домашнем задании вред, бесполезность и неэффективность, заменяя домашнее задание дополнительными занятиями, отдаче сложным темам большего времени на уроках. Мишель Монтень, К.Д.Ушинский, П.И. Пидкасистый считают домашнее задание важным компонентом образования школьников, который способствует большему развитию детей, закреплению учебного материала, формированию чувств ответственности, самостоятельности и дисциплинированности. На мой взгляд, домашнее задание является решением дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), а также способствует развитию самостоятельной работы, которая так необходима современным учащимся, и подготовки школьников к самообразованию. Но очень многое зависит от самого преподавателя, то есть от его методики, а также от темы урока, которая не требует выполнения домашнего задания.
Многочисленность точек зрения говорит о сложности понятия «домашнее задание», что в настоящее время приводит к спорам и полемике.
Становление домашнего задания прошло долгий путь, и только в современном обществе приобрело огромное значение и роль. Домашние задания стали задаваться лишь с XVI века, но как обязательный элемент устанавливается лишь во второй половине XVIII века, где оно носило негативный характер. Тексты учебника задавались наизусть, что вызывало у учащихся отторжение к учебе. В конце XIX века домашние задания становится предметом педагогических конференций и дискуссий, где обсуждались их цели, задачи и функции. После 1917 года домашнее задание как обязательный компонент отменяется, а возобновление произошло только в 30-е годы XX века. Основными формами домашнего задания были контрольные тесты и упражнения, которые были основаны на знаниях, приобретаемыми на уроке, поэтому задания сводились к зубрежке материала, который необходимо было воспроизводить от начала до конца. О развитии творческих умениях и активности школьников не велось и речи. В начале 60-х годов XX века традиционное обучение, суть которого заключалось в формировании знаний, умений и навыков, стало критиковаться, что привело к борьбе против однотипного домашнего задания и шаблонного применения методов и форм обучения. Все чаще и чаще издавались от педагогов и исследователей предложения о реформировании школьного обучения и учебных программ. Именного с этого момента домашнее задание приобретает популярность и происходит отождествление домашнего задания как одного из самых главных средств подготовки к самообразованию, а также развития творческой и самостоятельной формы познания [5].
Современное образование России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе которого легла новая идеология, где особое внимание уделяется саморазвитию учащихся, чему способствует домашнее задание. Вторая глава ФГОС «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» гласит о том, что преподавание должно быть направленно на « развитие способности учащихся к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникативных технологий, самоорганизации и саморегуляции» [4]. Домашнее задание задается преподавателем по ФГОС по всем предметам, в частности истории, поэтому вопрос о нем так актуален.
В настоящее время разработан такой документ как «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», где четко определено время выполнения домашнего задания учащимся: « в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3 - 4-м - до 2 ч., в 5 - 6-м - до 2,5 ч., в 7 - 8-м - до 3 ч., в 9 - 11-м - до 4 ч.» [3, статья 2.9.19] (Рисунок 1).
Рисунок1 – Схема времени выполнения домашнего задания учащимися (час)
Такое регламентирование не вызывает у школьников отторжение к домашним заданиям, а также строгое соблюдение дозировки домашней работы позволяет сохранить здоровье учащихся.
В домашнем задании особую роль составляют его виды и принципы, которые дают возможность более глубоко изучить сущность домашнего задания.
Выделяют 4 вида домашних заданий:
1) индивидуальные;
2) групповые;
3)дифференцированные;
4) творческие.
Индивидуальные домашние задания – это форма самостоятельной и творческой работы учащихся, где требуются нестандартный подход и глубокое изучение материала. Особенностью данного вида является преодоление пробелов в знании школьников по отдельным темам или разделам, а также «усиление практических навыков и умений» [7]. Индивидуальные задания чаще всего даются преуспевающим ученикам для развития творческих склонностей и способностей. Обычно такая работа выполняется на карточках или в специальных рабочих тетрадях.
Групповые домашние задания – это вид домашнего задания, где учащихся разделяют на группы, а задание является частью классной работы. Например, при изучении темы «Древняя Русь: общество и государство» [1] школьникам предлагается собрать материал о разных социальных слоях населения: одна группа узнает о жизни и быте князей, другая – жизнь и быт бояр, третья – крестьян. Такие домашние задания удобны тем, что учащиеся будут знать, о чем будет предстоящий урок.
Дифференцированное домашнее задание – это такое задание, при котором происходит разделение (дифференциация) домашнего задания как для «слабого» ученика, так и для «сильного» [14]. Наиболее распространенным дифференцированным домашним заданием является предложение преподавателя учащимся выбрать домашнее задание по своему уровню развития (низкий, средний, высокий), а также в соответствии с возрастом: в начальной школе домашнее задание дается для закрепления и повторения, в средней – для получения новой информации и ее поиска, в старшей – домашнее задание опережает классные уроки (проектная деятельность, творческие задания).
Творческие домашние задания (ТЗД) – это вид домашнего задания, который стимулирует познавательный процесс учащихся, «всесторонне развивает личность ребенка, развивает творческие способности, формирует более глубокие знания, воспитывает самостоятельность и ответственность у учащихся» [15]. Творческие домашние задания необходимо задавать на несколько дней вперед, а не на следующий день, чтобы учащиеся основательно подготовились к творческому заданию. Существует множество таких заданий, но наиболее популярными являются сочинение, газета, кластер, сообщение, ребус, макет, исследование, кроссворд (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Схема видов творческих домашних заданий
Принципы домашнего задания – это утверждения, «которые лежат в основе продуктивности и эффективности работы учеников дома» [5], благодаря которым домашнее задание для учащихся будет радостью. И выделяют 5 основных принципов домашнего задания:
Интересное домашнее задание – залог успеха. Если домашнее задание интересно школьникам, то оно будет более продуктивным, так как учащиеся будут делать его с увлеченностью, с наибольшей старательностью, что оставит в памяти ребенка больше полезной информации;
Эмоциональное домашнее задание – пусть к познанию. Учащиеся по своей природе очень любознательны, поэтому учитель должен найти такое домашнее задание, на которое школьникам хотелось бы найти ответ, не давало покоя ни секунды;
Дифференцированное домашнее задание – справедливая оценка школьникам. Разноуровневое домашнее задание помогает учащимся выбрать тот уровень домашней работы, который им по силу. Для детей с высоким уровнем развития задания будут посложнее, а с низким уровнем - менее сложные. Особое место в дифференцированном домашнем задании занимают специальные и дополнительные задания, которые помогают учителю выявить уровень знаний школьником на том или ином этапе обучения. «Дифференцируя домашние задания учитель может ставить перед собой следующие цели: заполнить пробел в знаниях какого-либо ученика; подготовить учащихся к изучению нового учебного материала; предоставить группе учеников помощь в выполнении домашнего задания; расширить и углубить знания» [13, с. 61].
Дозированное домашнее задание – плодотворная работа. Домашнее задание должно иметь «золотую середину»: оно не должно быть маленьким и большим. Объемные домашние задания приводят к «угасанию» интереса учащихся, что в результате они просто перестают его делать, а легкие домашние задания приведут школьников к лени, и более сложные домашние задания вызовут у них отторжение.
«Обратная связь» – достижение целей обучения. Домашнее задание должно обсуждаться на уроке, чтобы учащиеся знали – достигли ли они цели, то есть правильно ли сделали домашнее задание. Также правильно сделанное домашнее задание заслуживает похвалу преподавателя. Для учащихся важно слово учителя, так как оно дает стимул для самосовершенствования и выполнения домашней работы.
Домашнее задание – это неотъемлемый компонент формирования и развития знаний у учащихся. Его сущность отличается многоаспектностью и многообразностью, что отразилось на оценках педагогов и исследователей. Такое большое количество разных мнений в настоящее время оставляет оценку домашним заданиям дискуссионной, что способствует ее глубокому изучению и распространению. Домашнее задание прошло огромный путь становления, который нашел выражение в тенденциях современного образования. Также оно нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте, а также в выделении новых видов и принципов домашнего задания.
1.2 Роль и значение проверки домашнего задания в школе
Непосредственной формой контроля выполнения домашнего задания, а также выявления степени самостоятельности учащихся и уровня усвоения учебного материала в процессе выполнения домашнего задания называется проверкой домашнего задания.
Проверка домашнего задания имеет большое значение, так как учитель может установить факт его выполнения, его правильность, пробелы в усвоении нового материла, а также готовность учащихся к работе с новой темой. В большинстве случаев проверка домашнего задания зависит от самого учителя, это является проблемой современного образования, так как непроверенная домашняя работа может разбудить желание у учащихся не делать его вовсе, что приводит к не закреплению материала, быстрому забыванию, а также к падению интереса к предмету.
В.А. Сластенин, педагог XX века, считал, что проверка домашнего задания учителем обязательна, и является важным компонентом структуры урока: «Данный процесс составляет огромную методическую сложность и сопряжен с немалыми практическими трудностями» [14]. Педагог утверждал, что выражения, что в проверке домашнего задания «нет необходимости» не состоятельны. Проверка домашнего задания «играет важную роль в формировании чувства ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность и социально ценные качества» [14].
М. В. Короткова, доктор исторических наук, писала «Проверка домашних заданий учащихся содержит в себе две функции: контрольно-учетную и обучающую. Таким образом, проверка домашних заданий, являясь показателем результативности процесса обучения, одновременно служит предпосылкой к дальнейшему его развитию» [9, с. 125]. Но также затрагивает и проблемные стороны проверки домашнего задания, которые чаще всего наблюдают у преподавателей. Короткова выделяет 3 проблемы: «Учитель преобладающей функцией проверки домашнего задания использует контрольно-учетную, где преподаватель стремится спросить как можно больше учащихся, поставить побольше оценок» [9, с. 125-126], вторая проблема: «Преобладание обучающей функции проверки домашних заданий, где учителя интересует только качество ответа и задает учащимся очень много дополнительных вопросов, делает добавления сам, требует от учеников глубоких рецензий. В результате опрос затягивается» [9, с. 126]; и третья: «Отказ учителя от проверки домашнего задания как отдельного этапа урока и привлечение знаний учащихся по изученному материалу по ходу объяснения новой темы», что приводит к непоправимым последствиям.
И.В. Берельковский, методист, отмечает, что проверка домашней работы «учащихся является важным элементом работы учителя, имеющим значение формы обратной связи между преподавателем и учеником» [5, с. 240]. Берельковский считает, что проверка домашнего задания зависит от самого учителя. Если он серьезно подходит к проверке домашнего задания, то и ученики серьезно будут готовить его, и наоборот. «Некоторые преподаватели, особенно только что окончившие вуз отказываются от проверки от проверки домашней работы, вспоминая его только при новом материале. Такой подход неправомерен, так как проверка домашнего задания выполняет значимые для развития ребенка функции» [5, с. 240].
Проверка домашнего задания, являясь неотъемлемым и важным этапом урока, выполняет следующие функции (Рисунок 3):
Развивающая функция. В.А. Сластенин считает, что «учителя проверке домашнего задания дают лишь репродуктивный характер – в ходе которого школьники не могут понять ничего из нового материала. Это неверно! Во время проверки многие ученики для себя узнают новую информацию, которая была исчерпана из другого источника или дополнительной литературы другим учащимся» [14]. Также учащиеся с помощью преподавателя или самостоятельно в ходе проверки домашней работы могут узнать новые знания путем сопоставления собственного материала и информации, которую подготовили его одноклассники, а также с собственным опытом, установить параллели между темами и сделать выводы и обобщение. «Учитель в ходе проверки домашней работы может сообщить интересную новую информацию, иллюстрации, дополняя ответ учеников» [14].
Стимулирующая функция. М. Т. Студеникин утверждает, что если не будет регулярной проверки домашней работы, то ученики перестанут тщательно готовить домашние задания, а основная часть учащихся, и вовсе, перестанет его делать. Систематическая и тщательная проверка домашней работы стимулирует «подготовку учеников к каждому уроку» [15]. Но проверка домашней работы может проводиться не каждый урок. Эффективность проверки домашнего задания будет, если использовать многообразие ее форм, а также непредсказуемость проверки. «Типичные домашние задания приведут учеников к формированию шаблона, и при использовании другой формы проверки у детей возникнет растерянность и даже негативная реакция» [15]. Проверка домашней работы и применение ее интересных разнообразных форм являются стимулирующим фактором для учеников при подготовке и выполнении домашнего задания.
Диагностическая функция. И.В. Берельковский выделяет такую особенность домашнего задания как выявление слабых мест в подготовке всего класса и каждого ученика, а также отслеживание тенденций их развития. «Регулярно проверяя, учитель корректирует свою деятельность в зависимости от особенностей усвоения материала учащимися» [5, с. 241]. Регулярная проверка домашнего задания способствует избавлению перегрузки учащихся при подготовке большого блока материала, гуманизации процесса обучения, а также дает возможность построения дифференцированной стратегии обучения учащихся.
Контрольная функция. Е.Е. Вяземский отмечает: «Регулярная проверка домашнего задания дает возможность преподавателю контролировать работу всего класса, а также оценивать деятельность каждого учащегося» [7]. Большое количество оценок, которые выставляются при постоянном контроле, способствует объективности выставления оценок за четверть и год.
Функции проверки домашнего задания показывают какую большую роль и огромное значение имеет проверка домашнего задания: контроль за деятельностью учащихся, дополнение недостающих знаний у учащихся, стимулирует детей к новым знаниям, отслеживание успеваемости школьников.
Рисунок 3 – Схема основных функций домашнего задания
Исследователи выделяют несколько этапов проверки домашнего задания [15]:
Объяснение выполнения домашнего задания;
Установление правильности и осмысленности выполнения домашнего задания всего класса; устранение «пробелов» в знании учащихся, которое приведет к точности и обоснованности домашнего задания, а это в свою очередь к совершенствованию знаний и умений школьников;
Выяснение преподавателем насколько учащиеся усвоили домашнее задание;
Определение типичных ошибок, а также недостатков в полученных знаниях;
Выявление причин возникновения ошибок и ликвидация обнаруженных недостатков (основным условием достижения положительных результатов является выявление приемов, которые помогут учителю определить выполнение задания, которое было задано на дом всем учащимся);
Установление уровня знаний большей части учеников за короткий период времени (около 10 минут); при проверке домашнего задания скорректировать и устранить недостатки приема проверки домашнего задания;
Выявление оптимального метода проверки домашнего задания, который пробуждает интерес к предмету и выполнению домашнего задания;
При выполнении этапов проверки домашнего задания необходимо соблюдать следующие требования:
Преподаватель должен систематически проверять и контролировать выполнение домашнего задания;
Проверка домашнего задания может происходить на любом этапе урока (в зависимости от содержания урока, его целей и задач);
«Система проверки домашнего задания обязательно должна предусматривать рациональную методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех обучающихся и получить достаточно данных о знаниях каждого ученика» [12, с. 220].
Учитель, который задал творческое задание, должен проверить его в обязательном порядке;
Учитель должен задавать дифференцированное домашнее задание: для «сильных», «средних», «слабых» (у слабых проводить проверку домашнего задания каждый урок);
При проверке домашнего задания обязан оценить учащихся, а также выявить «проблемных» детей, с которыми необходимо провести индивидуальную работу;
Информация о домашнем задании должна давать до звонка: медленно, объясняя как делать то или иное задание;
Информация о домашнем задании обязательно фиксируется учащимися в дневнике, а учителем в электронном журнале.
Соблюдая требования и этапы проверки домашнего задания, преподаватель может достигнуть ожидаемых результатов, а также повысить уровень знаний учащихся и выявить «отстающих» в обучении школьников.
Проверка домашнего задания будет результативной и эффективной, если она будет интересной, красочной, запоминающей и увлекательной, поэтому педагоги и исследователи выделяют различные методы. Выделяют 2 большие и основные группы методов проверки домашнего задания: стандартные и нестандартные. К стандартным методам проверки домашнего задания можно отнести устный опрос, проведение письменных работ, таблицы, работа с контурными картам, тестирование, экспресс-опрос. К нестандартным методам проверки домашнего задания относят кроссворд, игры, кластер, синквейн, рисунок и другие.
Проверка домашнего задания играет большую роль и имеет огромное значение, так как является непосредственной формой контроля выполнения домашнего задания, а также выявления степени самостоятельности учащихся и уровня усвоения учебного материала в процессе выполнения домашнего задания. Роль проверки домашнего задания выражается в ее основных функциях: развивающей, диагностической, стимулирующей и контрольной, которые четко описывают достоинства проверки домашней работы. А требования и этапы проверки домашнего задания дают понять начинающему преподавателю: для чего необходимо осуществлять контроль домашней работы учащихся.
2 Методы проверки домашнего задания на уроках истории
2.1 Стандартные методы проверки домашнего задания
Изучив теоретический вопрос особенностей проверки домашнего задания на уроках истории, мы решили закрепить свои выводы экспериментальной работой. Для этого в ходе педагогической практики в провели в 6 «В» и 7 «А» классах эксперимент, который включал в себя применение различных форм и методов проверки домашнего задания. Экспериментальное преподавание было направлено на организацию работы с различными методами проверки домашнего задания, которые наиболее популярны в обучении учащихся, в течение данных мною 12 уроков по предметам «История России с древнейших времен до начала XVI века» (6 класс) [1] и «История России в XVII-XVIII веках» (7 класс) [2].
Детально изучив программу по «Истории России с древнейших времен до начала XVI века» и «Истории России в XVII-XVIII веках» автора Е.В. Пчелова, мною была разработана система по проведению уроков истории в 6 «В» и 7 «А» классах. Условно мы разделили весь период на два этапа. В рамках первого этапа экспериментальной работы мы применяли стандартные методы проверки домашнего задания.
Стандартные методы проверки домашнего задания – это методы, которые предполагают контроль выполнения домашнего задания и выявление уровня усвоения учебного материала в процессе выполнения домашнего задания, и, практически, не ведут к развитию творческого потенциала каждого ученика. Используются лишь традиционные формы проверки домашнего здания: устный опрос, проведение письменных работ, таблицы, работа с контурными картами, тестирование, экспресс-опрос и другие.
Урок № 1
Тема: § 9 «Русь при Ярославе Мудром», 6 «В» класс [1].
Целью данного урока было применение на уроке истории устного опроса, стандартного метода проверки домашнего задания. Устный опрос – это «основная форма проверки и учета знаний в современной школе, которая составляет отдельную часть урока, занимающая 15-20 минут» [5, с. 244]. При устном опросе отвечающий ученик должен дать связанный рассказ на поставленный вопрос. Данный метод предполагает систему дополнительных вопросов, логически связанных с основным.
При устном опросе было опрошено 5 учащихся за 20 минут, три из которых получили оценку «неудовлетворительно», так как домашнее задание было не подготовлено, остальные - 2 ученика – «отлично».
Отвечающие школьники грамотно формулировали свою речь при рассказе, свободно владели историческими знаниями по данному параграфу, а также рассказывали сведения, о которых не упоминается в школьных учебниках, также дети отвечали на поставленные мною вопросы. Это было очень интересно слушать как учителю, так и ученикам.
Но учащиеся негативно восприняли устный опрос, так как до этого урока он у них не проводился, поэтому эффективность применения устного опроса в 6 «В» классе очень мала. Хотя некоторые учащиеся были довольны, что у них появилась возможность показать свои знания, выйдя к доске, показав свою смелость и интерес к предмету «история».
Урок № 2
Тема: § 7 «Правление Михаила Федоровича (1613-1645)», 7 «А» класс [2].
На данном уроке применялся такой метод домашнего задания, как проведение письменных работ. Проведение письменных работ – это метод проверки домашней работы, которая «выстроена по правилам устного опроса» [15], продолжительность 15-20 минут. При выполнении письменной работы ученикам запрещается советоваться друг с другом и пользоваться учебником, а также школьником должен быть дан логически развернутый текст по определенному вопросу (не менее двух вариантов).
При проведении письменной работы было предоставлено учащимся 2 варианта вопроса (Таблица 1):
Вариант 1 | Вариант 2 |
Напишите особенности внутренней политики Михаила Федоровича | Опишите меры, которые предпринимались государством, по преодолению Смуты |
Таблица 1 – Варианты вопросов по теме: «Правление Михаила Федоровича (1613-1645)»
13 учеников выполнили проверочную работу на «отлично», 10 учеников - «хорошо», 1 ученик - «удовлетворительно» и 1 ученик – «неудовлетворительно». Работы учащихся в основном были полны историческими фактами и справочными сведениями, отличались наличием собственного мнения, а также осмысленного ответа. Ученики 7 «А» класса остались довольны, выполненной работой и данным методом. Письменные работы можно назвать эффективными, так как они охватывают весь класс, и в результате учитель видит общую картину уровня знаний класса и каждого ученика в отдельности.
Урок № 3
Тема: § 10 «Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол», 6 «В» класс [1].
На уроке истории у 6 «В» класса целесообразным было проведение тестирования на данную тему, чтобы установить уровень знаний и самостоятельности у учащихся. Тестирование – популярный метод проверки домашнего задания, которое побуждает «их более внимательно и систематически работать с текстом учебника» [7]. Благодаря тестам преподаватель может провести объективную оценку выполнения домашнего задания каждому ученику и всему классу в целом. Основным достоинством тестирования является его простота. Отводится на тесты (в зависимости от количества вопросов) 5-10 минут. К недостатку тестирования относится списывание и угадывание ответов. При проведении тестирования учащимся были розданы тесты с 3 вариантами (Таблица 2).
I вариант |
1. В каком году вступил на престол Святополк? А) 1016; Б) 1019; В) 1115; Г) 1015 |
2. Кто правил в Киеве с 1019 – 1054 гг.? А) Изяслав; Б) Вячеслав; В) Ярослав; Г) Всеволод |
3. На какой реке в 1019 году одержал победу Ярослав Мудрый? А) Буг; Б) Альта; В ) Днепр; Г) Козинка |
4. На какой город был совершен поход в 1043 году? А) Азов; Б) Ярославль; В) Константинополь; Г) Тверь |
5. Как называется собор, который заложил Ярослав Мудрый? А) Собор Василия Блаженного; Б) Черниговский; В) Софийский; Г) Успенский |
6. В каком году было нанесено сокрушительное поражение печенегам? А) 1036; Б) 1018; В) 1034; Г) 1030 |
Таблица 2 – I вариант тестирования по теме: «Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол»
7 учеников выполнили тестирование на «отлично», 4 ученика - «хорошо», 4 ученика - «удовлетворительно». Для учащихся 6 «В» класса тестирование наиболее эффективно, так как оно было дифференцированным – для всех учеников («сильных», «средних, «слабых»). Учащиеся с легкостью и с успехом выполнили проверку домашнего задания. С успехом выполненная работа дала стимул многим учащимся тщательнее готовиться к домашним заданиям.
Урок № 4
Тема: §8 «Царь Алексей Михайлович (1645-1676)», 7 «А» класс [2].
Работа с контурными картами позволяет осуществить более осознанного восприятия событий и явлений истории, а также усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки. Она приводит к развитию познавательной деятельности учащихся. Е.Е. Вяземский писал: «Контурные карты наполняются в результате работы ученика конкретным историческим содержанием, которое воспринимается и запоминается учениками лучше, основательнее, чем аналогичный материал в учебнике» [7, с. 270].Семиклассникам было предложено по домашнему параграфу раскрыть экономическое положение Российского государства в конце правления Алексея Михайловича, при этом на контурной карте указать крупные ярмарки, торговые города, торговые пути и просто крупные города России (Приложение Б). Учащиеся успешно справились с контурными картами: 19 учеников выполнили задание на «отлично» и 2 на «хорошо».
Степень эффективности проверки домашнего задания по контурным картам высока, так как она была интересной, не похожей на другие стандартные методы проверки домашнего задания, а также закрепила теоретические знания на практической работе. Учащиеся были довольны и попросили проводить больше таких проверок домашней работы.
Урок № 5
Тема: §11 «Общественный строй Древней Руси», 6 «В» класс [1].
Целью данного урока было применение на уроке истории таблицы, одного из стандартных методов проверки домашнего задания. Таблицы – это метод, который способствует развитию и активации самостоятельного мышления. «Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить» [9]. Учащимся дано было задание по домашней работе составить таблицу «Категории населения и их занятия» [1] (Таблица 3).
Категория населения | Занятие |
| |
| |
Таблица 3 – Категории населения и их занятия
Учащиеся с легкостью выполнили данное задание. Стоит отметить, что учащиеся не задавали «лишних» вопросов: «А что писать во втором столбце?», «А что в первом?» и т.д. Было видно, что учащиеся уже не раз сталкивались с данным видом задания. В конце проверки домашнего задания мною был сделан вывод, что в современном образовательном процессе уделяется недостаточное внимание применению таблиц. Я рекомендую таблицы как метод проверки домашнего задания, так как в таблице четко описано, что необходимо писать и как, а также они просты в понимании для учащихся.
Урок № 6
Тема: §9 «Россия в XVII веке», 7 «А» класс [2].
На данном уроке применялся такой метод домашнего задания, как экспресс-опрос. «Суть экспресс-опроса состоит в том, что учитель дает в качестве домашнего задания наряду с материалом параграфа подготовить ответы на 5-7 кратких вопроса. И при проверке домашнего задания учащимся отводится 3-5 минут, учащиеся по вариантам отвечают на вопросы» [5, с. 246] (Таблица 4)
Какие изменения произошли в государственном управлении? |
Особенности экономики в XVII веке? |
В чем суть административного деления России в XVII век? |
Что такое «мануфактуры» и их характеристика? |
Какие изменения коснулись населения в России в XVII веке? |
Таблица 4 – Вопросы к экспресс-опросу
Основным плюсом данного метода является возможность дифференцированного подхода к ученикам. А минусом – не развитие устной и письменной речи, а также некоторые ученики просто заучивали ответы на вопросы, не понимая его. Учащиеся показали неплохой результат. Но эффективность данного метода мала, потому что, написав заученные ответы, в дальнейшем учащиеся не смогли ответить на вопросы, которые были заданы после проведения экспресс-опроса.
Стандартные методы проверки домашнего задания остаются ведущими в современном образовании. Но, к сожалению, как показала практика, не все они эффективны. Наиболее эффективными методами, а также методы, которые получили признание учеников и меня, являются тестирование, работа с контурными картами, таблицы. Менее эффективными – устный опрос, экспресс-опрос и проведение письменных работ.
2.2. Нестандартные методы проверки домашнего задания
Второй этап педагогической практики был посвящен применению нестандартных методов проверки домашнего задания.
Нестандартные методы проверки домашнего задания – это методы, которые помимо контроля выполнения домашнего задания и выявления уровня усвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность учащихся, самоанализ, такие качества как пытливость, творческое отношение к делу, любознательность и интерес к предмету. Благодаря нестандартным методам проверки домашнего задания учащиеся приобретают уверенность в себе, самовыражаются, а также рождают и сохраняют мотивацию систематически и качественно выполнять домашнее задание.
К нестандартным методам проверки домашнего задания можно отнести кластер, синквейн, игры, рисунок, кроссворд, ребусы.
Урок № 7
Тема: §9 «Россия в XVII веке», 7 «А» класс [2].
На уроке истории у 7 «А» класса целесообразным было проведение кроссворда, чтобы установить уровень знаний учащихся по пройденным темам. Кроссворд – это своеобразная проверка знаний учащихся в занимательной форме, целью которого является повторение и закрепление пройденного материала, воспитание интереса к предмету, способствование развитию сообразительности и логического мышления. Его можно использовать как групповое или индивидуальное задание на этапе закрепления и проверки знаний у учащихся .
Учащиеся неплохо справились с заданием: 2 ученика получило «отлично», 17 учеников – хорошо, 3 – «удовлетворительно». Стоит отметить, что кроссворд оказался для учащихся интересной альтернативой устному опросу. Но в классе было очень шумно, так как кроссворд был одинаков для всех. Использование учебного кроссворда в педагогической деятельности, позволило учащимся глубже вникать в смысл изучаемого материала, а также легче усваивать его. При этом развивается образное мышление, культура умственного труда. Поэтому можно сделать вывод, что кроссворд обладает высокой степенью эффективности.
Урок № 8
Тема: §10 «Присоединение Левобережной Украины к России», 7 «А» класс [2].
Кластер – графический способ организации материала. При проверке домашнего задания учащиеся должны были выделить смысловые единицы учебной информации, при этом учащимся нельзя было использовать подпункты, предложенные в учебнике. «Кластер позволяет проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, подвести ребенка к собственному выводу» [6, с. 10] (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Кластер на тему «Присоединение Украины к России»
Кластер является современным приемом проверки домашнего задания, который помогает учащимся перейти к критическому осмыслению учебной информации. Он позволяет развить познавательные способности, а также интерес к предмету. Проверка домашнего задания по кластеру учащимся 7 «А» класса показалась не такой уж и простой, как они считали до начала проверки. Многие смысловые единицы просто не соответствовали заданной теме, то есть школьники писали наугад, не прочитав параграф учебника. Класс плохо справился с заданием. Эффективность данного метода в 7 «А» классе не показала результатов, ребята с трудом вписывали в кластер нужные единицы, не понимая, что именно необходимо писать, даже после нескольких объяснений. Кластер для семиклассников оказался сложным заданием
Урок № 9
Тема: §12 «Рост городов и быт жителей», 6 «В» класс [1].
Целью данного урока было применение дидактической игры, одного из нестандартных методов проверки домашнего задания. Игра «является одной из уникальных форм, позволяющих сделать увлекательной и интересной работу по проверке домашнего задания, которая осуществляется в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имен. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка» [6, с. 7].
Суть игры состояла в том, что учащимся задавались вопросы по параграфу, и они должны были в течение 15 секунд ответить на них. Если ответ был правильным то, фишка передвигалась вперед, если нет, то оставалась на месте (Рисунок 7).
Рисунок 7 – Схема игры по теме «Рост городов и быт жителей»
Успех в игре сопутствовал тем учащимся, у которых наиболее развиты историческое мышление и воображение. В процессе игры у учащихся формировалось навык отбора получаемой информации, развитие умений самостоятельной оценки, закреплялся, задаваемый на дом, материал. Привнесение в образовательный процесс игры не только повысило интерес к предмету, но и превратил обязательный «скучный» элемент образования в один из любимых этапов урока. Оценки у учеников были только положительные, на протяжении всей проверки они активно участвовали в игре. Из всех методов проверки домашнего задания - игра наиболее эффективная.
Урок № 10
Тема: §12 «Рост городов и быт жителей», 6 «В» класс [1].
На данном уроке применялся такой метод домашнего задания, как рисунок. Рисунок – метод, при котором учащиеся сами создают иллюстрацию по заданной теме. Такие рисунки чаще всего используют для закрепления материала, которые показывают учителю, как учащийся понял учебную информацию.
Учащимся было дано задание нарисовать жителя Древней Руси: каков он был, его одежду и так далее (Приложение Г). Ученики рисовали дружинников, князей, бояр, крестьян. При рисовании у учащихся развивались творческие умения, воображение, принцип анализа текстовой информации, который воплощался на листе бумаги. Степень эффективности проверки домашнего задания по рисункам средняя, так как с одной стороны, она была интересной, не похожей на другие нестандартные методы проверки домашнего задания, а также закрепила теоретические знания на практической работе. С другой стороны, на рисунки выделяется много времени и многие ученики рисовали так, как они хотели видеть, например, князя, в это время, а не как описано в учебнике.
Урок № 11
Тема: §11 «Раскол в русской православной церкви», 7 «А» класс [2].
Синквейн – методический прием, который показывает на сколько учащиеся усвоили домашнюю работу. «Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в пройденной теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать» [13, с. 64].
Синквейн состоит из:
Название темы;
3 глагола, описывающие тему;
2 прилагательных;
Фраза-вывод;
Синоним.
Было дан синквейн на тему: «Раскольники». Учащиеся к синквейну отнеслись спокойно, без ярких эмоций, так как такое задание они выполняли на других предметах как русский язык и литература. На мой взгляд, синквейн оказался пустой тратой времени, так как ребята писали все, что они хотели, даже то, что не относится к теме.
Урок № 12
Тема: §13 «Православная церковь Древней Руси», 6 «В» класс [1].
Проверка домашнего задания по теме: «Православная церковь Древней Руси» прошла с применением ребусов. Ребусы – это метод, который заставляет учащихся пользоваться логическим мышлением, где загадываемое слово дано в картинках в сочетании с буквами и другими знаками. Данный метод используется редко, хотя в ребусах зашифровываются значимые для параграфа слова (Приложение Д).
При всех плюсах ребусов, они не передают сущности и смысла всего параграфа. Как метод проверки домашнего задания, на мой взгляд, не подходит, поэтому степень эффективности очень мала.
Нестандартные методы проверки домашнего задания в современном образовании приобретают важную роль. Они положительно сказываются на учащихся: развивается творческое и логическое мышление, формируются умения анализа, синтеза, выбора информации. Наиболее эффективными, интересными и увлекательными методами из нестандартных методов проверки домашнего задания являются игры, кроссворд, рисунок, менее эффективными - ребусы, кластер, синквейн.
Заключение
Исследуя тему, можно убедится в ее актуальности. Актуальность данной темы несомненна. В конце XX века встал вопрос о нужности проверки домашнего задания, корни которого исходят еще из XVI века. Поэтому с того времени стали углубленно изучать тему. Ведь по ней написано много трудов и в отечественной и зарубежной литературе. На самом деле проверка домашнего задания на уроках истории формирует чувство ответственности, дисциплинированности, инициативности и любви к обучению. Особенность проверки домашнего задания заключается в том, что при проверке устраняются «пробелы» в знаниях учащихся, они глубже закрепляются и лучше усваиваются.
В ходе эксперимента, мы убедились, что проверка домашнего задания – это нужный элемент школьного урока, который направлен на выявление степени самостоятельности учащихся, способствует контролю выполнения домашнего задания и уровня усвоения учебной информации. Оно направлено на формирование у ребенка значимых качеств. К ним относятся ответственность, самостоятельность, любопытность, сознательность, активность и инициативность и т.д.
Методисты выделяют две основные формы проверки домашнего задания: стандартные и нестандартные. У которых есть свои плюсы и минусы. Наиболее эффективными и влияющими на детей методами проверки домашнего задания, а также которые получили признание учеников, являются тестирование, работа с контурными картами, таблицы, игры, кроссворд, рисунок. Менее - устный опрос, экспресс-опрос, проведение письменных работ, ребусы, кластер и синквейн.
Данная тема очень обширна. Она имеет множество пробелов в изучении, которые нужно дополнять. Поэтому опираясь на основы, полученные при анализе источников и монографий можно будет в будущем попытаться провести исследование других методов проверки домашнего задания и выявить их эффективность в обучении, а также углубить круг особенностей проверки домашнего задания, при этом более подробно остановившись на роли и значении проверки домашнего задания.
Список использованных источников
Источники
1. Пчелов, Е.В. История России с древнейших времен до начала XVI века. Учебник 6 класса / Е.В. Пчелов, П.В. Лунин – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016 – 240 с.
2. Пчелов, Е.В История России XVII-XVIII века. Учебник для 7 класса / Е.В. Пчелов – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015 – 240 с.
3. СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях". Режим доступа: https://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/10/10946/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17052012-n-413/
Литература
5. Берельковский, И.В. История. Методика преподавания истории в школе / И.В. Берельковский , Л.С. Павлов – М.: «Поматур», 2001. – 336 с.
6. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя / Л.П. Борзова. – М: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 160 с.
7. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: учеб. Для студ.вузов / Е.Е. Вяземский. – М.: Владос, 2003.
8. Дидро, Д. План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства // Сочинения в двух томах / Дени Дидро – М.:Мысль, 1987. - 604 с.
9. Короткова, М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 272 с.
10. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я.А. Коменский – Книга по требованию, 2012 – 321 с.
11. Монтень, М. Опыты. Полное издание в одном томе / Перевод. А. Бобович, Ф. Коган- Бернштейн, Н. Рыкова, 2015. – 1216 с.
12. Пидкасистый, П.И. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. –332 с.
13. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок. / В.И. Садкина –М.: 2013. - 87 с.
14. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
15. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М : Владос, 2000. – 240 с.
16. Сухомлинский В.И. Сто советов учителю / В.И. Сухомлинский – Киев: Радянська школа, 1984. - 256 с.
17. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
18. Котовская, О.И. Цели домашнего задания (требования ФГОС) / О.И. Котовская. Режим доступа: http://taitschool.uoura.ru/index.php/2013-01-15-03-59-13/66- 2013-01-15-03-55-58/482-2013-01-16-06-21-18?showall=1
Ирина Владимировна Казарцева
Калашникова Екатерина Андреевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Калашникова Екатерина Андреевна