Домашнее задание в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание?
В связи с внедрение ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД. [2]
Д/З рассматривается как форма личностного развития ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Оно должно нести для учащихся личную значимость, а потому ценность.
Изменение содержания и формы домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Домашние задания должны стать реальным инструментом формирования УУД.
Основные требования к организации домашней работы
С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:
- Домашнее задание должно быть понято всеми без исключения.
- Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.
- Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, давать задания следует при полном внимании всего класса.
- Учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д. Оно должно быть хорошо объяснено, однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
- В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
- Целесообразно строить домашние задания по принципу «минимум- максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
- Домашние задания обязательно должны проверяться учителем.
- Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы.
Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности.[3]
Объемы домашнего задания
Учащимся первых классов домашние задания не задаются.
Объём письменных домашних заданий по математике и русскому языку не должен превышать 30% от объёма классной работы во всех классах.
Домашние задания по иностранному языку должны быть понятны и посильны каждому ученику и базироваться исключительно на пройденном и отработанном материале.
Затраты времени на выполнение всех домашних заданий:
5 – 6-е классы: 2 – 2,5 часа;
7 – 8-е классы: 2,5 – 3 часа;
9 – 11-е классы: до 4 часов.
Затраты времени на выполнение домашнего задания по русскому языку (письменно):
5-е классы: до 25 минут;
6 – 7-е классы: до 30 минут;
8-е классы: до 45 минут;
9 – 11- классы: до 60 минут.
Затраты времени на выполнение домашнего задания по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов:
5 – 7-е классы: до 25 минут;
8 – 9-е классы: до 30 минут;
10 – 11-е классы: до 45 минут.
Нормирование домашнего задания
Задание на дом учащимся по ФГОС ООО задается обязательно по всем предметам в соответствии с учебным планом ОУ.
Домашнее задание составляет 1/3 объема классной работы:
а) В общеобразовательных классах (1-11) по русскому языку, математике, чтению, литературе.
б) В профильных классах:
гуманитарных классах по предметам: русскому языку, литературе, обществознанию, истории;
политехнических классах по предметам: математике, физике, информатике.
Домашнее обучение составляет ¼ объема классной работы:
а) В общеобразовательных классах (1-11) по иностранному языку;
б) В профильных классах:
гуманитарных - по математике, физике;
политехнических - по химии, биологии.
Использованные источники:
- Цели домашнего задания (требования ФГОС) - http://taitschool.uoura.ru
- Цели домашнего задания в свете требований ФГОС/Логинова Н.В. - http://nsportal.ru/shkola
- Пуйман, С.А.. Педагогика. Основные положения курса: учебное пособие/С.А. Пуйман – Минск: ТетраСистемс, 2001.- с.133-144
Горбачёва Марина Юрьевна