12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Лаздан Нина Анатольевна341
Почётный работник общего образования РФ, Ветеран труда,
Россия, Томская обл., село Иштан

Домашнее задание в условиях внедрения новых образовательных стандартов

Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание?

В  связи с внедрение ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки  информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД. [2]

Д/З рассматривается как форма личностного развития ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Оно должно нести для учащихся личную значимость, а потому ценность.

Изменение содержания и формы домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Домашние задания должны стать реальным инструментом формирования УУД.

Основные требования к организации домашней работы

С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:
- Домашнее задание должно быть понято всеми без исключения.

- Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.

- Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, давать задания следует при полном внимании всего класса.

- Учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д. Оно должно быть хорошо объяснено, однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.

- В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

- Целесообразно строить домашние задания по принципу «минимум- максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

- Домашние задания обязательно должны проверяться учителем.

- Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы.

Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только  тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности.[3]

 

Объемы домашнего задания

Учащимся первых классов домашние задания не задаются.

Объём письменных домашних заданий по математике и русскому языку не должен превышать 30% от объёма классной работы во всех классах.

Домашние задания по иностранному языку должны быть понятны и посильны каждому ученику и базироваться исключительно на пройденном и отработанном материале.

Затраты времени на выполнение всех домашних заданий:

5 – 6-е классы: 2 – 2,5 часа;

7 – 8-е классы: 2,5 – 3 часа;

9 – 11-е классы: до 4 часов.

Затраты времени на выполнение домашнего задания по русскому языку (письменно):

5-е классы: до 25 минут;

6 – 7-е классы: до 30 минут;

8-е классы: до 45 минут;

9 – 11- классы: до 60 минут.

Затраты времени на выполнение домашнего задания по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов:

5 – 7-е классы: до 25 минут;

8 – 9-е классы: до 30 минут;

10 – 11-е классы: до 45 минут.


 

Нормирование домашнего задания

Задание на дом учащимся по ФГОС ООО задается обязательно по всем предметам в соответствии с учебным планом ОУ.

Домашнее задание составляет 1/3 объема классной работы:

а) В общеобразовательных классах (1-11) по русскому языку, математике, чтению, литературе.

б) В профильных классах:

гуманитарных классах по предметам: русскому языку, литературе, обществознанию, истории;

политехнических классах по предметам: математике, физике, информатике.

Домашнее обучение составляет ¼ объема классной работы:

а) В общеобразовательных классах (1-11) по иностранному языку;

б) В профильных классах:

гуманитарных - по математике, физике;

политехнических - по химии, биологии.

 

Использованные источники:

  1. Цели домашнего задания (требования ФГОС) - http://taitschool.uoura.ru
  2. Цели домашнего задания в свете требований ФГОС/Логинова Н.В. - http://nsportal.ru/shkola
  3. Пуйман, С.А.. Педагогика. Основные положения курса: учебное пособие/С.А. Пуйман – Минск: ТетраСистемс, 2001.- с.133-144
Опубликовано в группе « В помощь начинающему учителю русского языка»

Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.