Статья «Формы и приемы проверки знаний на уроке истории»
Формы и приемы проверки знаний на уроке истории
<u>Содержание</u>
Введение 3
1. Виды контроля знаний учащихся 4
1.1. Входной контроль 4
1.2.Текущий контроль 4
1.3 Итоговый контроль 4
2. Формы и приемы проверки знаний 5
2.1. Индивидуальный контроль 5
2.1.1 Устный опрос 6
2.1.2. Письменный опрос 6
2.2. Фронтальный и групповой контроль 8
2.2.1 Контрольная работа 8
2.2.2. Тесты 9
2.2.3. Нетрадиционные формы контроля 9
2.2.4 Взаимоконтроль 10
2.2.5.Групповые проверочные работы 10
2.2.6.Самоконтроль 11
2.2.7Применение ИКТ 11
2.2.8. Игры на уроке 12
2.2.9. Проектная деятельность 12
Заключение 13
Литература 14
Введение
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь”
В.О.Ключевский
Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе.
Чтобы правильно строить процесс обучения, соразмерно развитию предлагать задания различной трудности, необходимо знать уровень развития того или иного ребенка, вовремя проводить коррекцию заданий, отслеживать динамику роста творческих способностей. Для этого нужна хорошо налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды контроля, отдавая приоритет самоконтролю.
Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения.
1. Виды контроля знаний учащихся По традиционной классификации видов педагогического контроля в обучении выделяются входной, текущий и итоговый контроль.
1.1.Входной контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. В практике школьного обучения систематически не проводится. Входной контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.
Функциональное назначение входного контроля заключается в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета. 1.2.Текущий контроль. Цель – следить за ходом обучения. Это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его осуществление позволяет учителю получить оперативную информацию о ходе учебного процесса для его своевременной коррекции и перестройки в нужном направлении. 1.3.Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени. Предназначен для оценки учебных достижений после завершения определенного этапа обучения, прохождения раздела или всего учебного курса. (3,с.10) 2. Формы и приемы проверки знаний учащихся Современная школьная диагностика - это совокупность методов и методик, позволяющих всесторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических отношений. [7, с. 54] Традиционные методы контроля сегодня подчиняются гуманистической цели и поворачивает в русло новых школьных отношений. Контроль, без которого школа обойтись пока не может, служит не для того, чтобы «приколоть» ученика как бабочку в коллекции к определенному полю - отличников или середняков, но прежде всего для выяснения резервов школьника, его потенциальных возможностей. 2.1.Индивидуальный контроль Индивидуальный контроль результатов проводится почти на каждом уроке. Это наиболее полноценный метод проверки результатов усвоения, так как в процессе устного ответа учащегося может быть проверено усвоение любого содержания. (8,с.25)Во время устного ответа учащегося учитель имеет возможность задать дополнительный вопрос диагностического характера, который поможет выявить состояние знаний и умений отвечающего. Проведение устного индивидуального контроля - большое искусство, так как учитель должен выявить знания учащихся в течение 2-5 мин. Индивидуальный контроль может проводиться уплотненно: каждый ученик получает карточку с вопросами, и, пока один отвечает, другие готовятся к ответу. Прежде чем вызвать учащегося, вопрос карточки оглашают в классе, чтобы сосредоточились и подготовились к ответу все. 2.1.1Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия. [7, с. 45]
При устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить природные условия Греции и Рима или сравнить художественные стихи).
2.1.2.Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. ● Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.(5,с.27) Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.
●Индивидуальные письменные задания. Например: дать определение понятиям, альтернативные задания, правильные утверждения отметить знаком "+" и неправильные знаком "-".
●Письменные задания по раздаточному материалу. Например: Средневековая ярмарка, Мастерская средневекового ремесленника.
● Использование тестов. Особенно важно в современных условиях - условиях введения ЕГЭ.
Все большее значение для проверки результатов обучения приобретают тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.
Основные требования, предъявляемые к тестам - это надежность, объективность и валидность. Надежность теста определяется постоянством, с которым тест измеряет то, что он должен измерить. Понятие надежность включает стабильность результатов, равноценность и внутреннее постоянство форм.
Примеры приемов проведения проверки знаний:
● Написание творческих сочинений. Например: "В гаванях афинского порта Пирей" , «Рабство в Древнем Риме».
●Написание Эссе по истории и обществознанию.
●Работа с документами
●Составление таблиц
●Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях (5-6 классы).
● Составление схем
●Составление опорных конспектов по параграфу
●Составление планов ответа
.
2.2.Фронтальная и групповая формы 2.2.1 Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года. Контрольная работа оценивается отметкой.
Содержание работ для письменного опроса может организовываться отличающимся по степени сложности вариантам. В контрольную работу рекомендуется включать вопросы, требующие разнообразных мыслительных операций, тестовые задания, задачи, графические задания и т. д. Вариантов должно быть как можно больше, чтобы исключить заимствование.
Содержание итоговой контрольной работы охватывает весь наиболее важный материал контролируемой темы. В такой большой контрольной работе задания должны быть едиными для учащихся всех уровней развития.
2.2.2.Также к стандартизированным методикам проверки успеваемости фронтальной формы относятся тестовые задания. Они отличаются, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития.
2.2.3.. Нетрадиционные формы контроля:
●Составление и отгадывание кроссвордов. Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса ученика. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания темы, умение четко формулировать определения понятий. (6,с.132)
Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов, в) их качество.
●Коллективный способ проверки знаний. Например: «Исторические деятели» - игра проводится в форме лото, цель игры запомнить исторические даты и исторических деятелей и события, связанные с ними (6класс), «Вассалы- Сеньоры» - игра для закрепления и усвоения учащимися иерархической структуры феодального общества (6класс), урок - выборы в Государственную думу (11 класс).
●.В настоящее время получил распространение письменный индивидуальный опрос по карточкам, когда нескольких учащихся усаживают за передние столы и пишут в течение 10-12 мин ответы на вопросы. Негативной стороной такого учета знаний является то, что эти учащиеся отключены на некоторое время от общей работы класса.
2.2.4. Взаимоконтроль
Сравнительно новым методом контроля, вошедшим во многие технологии обучения, стал взаимоконтроль.(11,с.32)
2.2.5.Новым методом контроля, перспективным и интересным, являются групповые проверочные работы. Методика их проведения заключается в следующем. Каждый ученик получает вариант с заданием. Весь класс разбивается на группы по 4 человека (сидящих за двумя столами друг за другом). Один из членов группы назначается консультантом. Все, в том числе и консультант, выполняют свои задания, а затем передают их друг другу по часовой стрелке. Теперь каждый ученик проверяет работу своего товарища, ставит под ней свою фамилию, отмечает ошибки. После этого работу снова передают по часовой стрелке и т. д. Затем все сдают работы консультанту, и он оценивает работы своих товарищей, работу по рецензированию и свою собственную. После этого все работы сдают учителю, который проводит проверку и ставит свою оценку. Таким образом, все ученики в группе выполняют по 4 варианта работы.
В таких работах развиваются навыки самоконтроля, требовательности к себе и товарищам. При их выполнении повышается интерес учащихся к предмету, к учебному труду.
2.2.6 Самоконтроль
Если взаимоконтроль - это метод контроля результатов обучения, то самоконтроль - это не просто метод. Это острейшая проблема, стоящая перед каждым членом общества. Самоконтроль - это умение предвидеть результат своих действий и сопоставлять с ним реально полученные результаты.
Долгое время самоконтроль в обучении ограничивался применением при решении задач, когда свой ответ ученик сверял с готовым ответом, имевшимся в конце задачника. Но этого оказалось совершенно недостаточно. Важно было научить ученика находить этап, на котором он допустил ошибку. Ученику нужно было гораздо более частое подкрепление, чтобы установить момент ошибки. Мало этого, ему нужно было не просто найти ошибку, но и понять, как ее исправить. Все эти корректирующие приемы входят в понятие «внутренняя обратная связь». [10, с. 69]
2.2.7 Применение ИКТ.
В современных условиях - условиях компьютеризации и использования ИКТ мною применяются и новые технологии: это проверка знаний и умений с помощью ИКТ
Например: тестовые задания после каждой изученной темы; заполнить схему; вставить пропущенные слова в тексте, соотнести даты и события, узнать историческую личность или архитектурный памятник.
2.2.8. Игры
“Морской бой”: класс делится на три группы, по количеству рядов парт. Ученики называют свои корабли, используя свои знания из истории морских сражений, выбирают капитанов. По команде капитана начинается морское сражение (экипаж корабля стреляет по противнику, т.е. задаёт вопрос). Стрельба считается меткой, если противник не ответил на вопрос. Ученик, не ответивший на вопрос, выбывает из сражения. Побеждает корабль, сохранивший больше членов экипажа.
Игра пользуется у учащихся большой популярностью, принимается с энтузиазмом, особенно в 5-8 классах.
Ролевая игра «Солон и его реформы»: класс делится на две группы, аристократы и представители демоса. Цель игры – показать социальный конфликт в Афинах в 6 в. до н.э., доказать необходимость реформ Солона.
2.2.9 Проектная деятельность
Проектная деятельность является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.Это достаточно новый вид деятельности для школьников. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать высокий уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. [11, c.16].
Проект — в переводе с латинского означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").
Методика проектной деятельности.
1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата.
2. Определение цели и поэтапных задач.
3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамки интеграции с другими предметами, предполагаемые сложности, сроки, разделение всей работы на этапы.
4. Формулировка гипотезы, идеи реализации.
5. Выбор исполнителя или команды для осуществления проекта. Распределение обязанностей на каждом из этапов проекта при всеобщем равноправии участников. Мотивация участников.
6. Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и ее структуру. (Модель - это условный образ, схема конечного результата проекта).
[4, c.38].
Примерные темы проектов по истории.
Мировые религии
Рыцарский замок
Господин Великий Новгород
Заключение
С давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим условием усвоения является постепенность. Разбор любого учебного материала в усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы. Только при соблюдении последовательности, постепенности, терпеливости учащиеся могут сознательно приобретать и прочно усваивать новые знания.
Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения истории и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ.
Контроль знаний, умений, навыков - это итог, результат, оценка работы ученика. Критерии характеризуют качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие считать школьника успевающим.
Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Целесообразная и хорошо продуманная работа учителя в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету. Ведь недаром Я.А.Коменский в “Великой дидактике” писал:“Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению”. Это и нужно пытаться делать учителям истории на своих уроках.
Список литературы
Е. Е. Вяземский. О. Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе . М. "Владос" 2004г.
В. В. Гузеев Эффективные образовательные технологии.- М. 2006г.
3. Звонников В.И., Челышкова М.В. Современные средства оценивания результатов обучения.- М., 2011.-165с.
4. Зубанова С.Г. Интеллектуальные игры для школьников. История.- Ростов – на-Дону, 2016.-220с.
5. Казакевич В.М., Поляков В.А., Ставровский А.Е. Основы методики преподавания истории. – М.: Просвещение, 1983. – 298с.
6. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в средней школе. – Воронеж: Учитель, 2004 – 168c.
7.Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика преподавания истории. – М.: Просвещение, 2005. – 224c.
8. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания истории. – Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000 – 235с.
9. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. – М: Высшее образование, 2008. – 540c.
10. Скатова Н.Н., Тимошенко А.И. Коллективный способ обучения на уроках истории.// Школа и современность. 1998.№5.
11. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе.- М., 2007.-80с.