Формы работы с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ

1
0
Материал опубликован 9 November

Формы работы с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, о своей семье, многие не знают домашний адрес, имя, отчество родителей, профессии родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся малой родины.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Согласно ФГОС ДО работа по патриотическому воспитанию дошкольников подразумевает следующие задачи:

формирование нравственно-духовных особенностей личности;

формирование чувства гордости за свою нацию;

формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, педагоги нашего дошкольного учреждения строят свою работу в соответствии с особенностями детей, учитывая следующие принципы:

Принцип индивидуального подхода;

Принцип сотрудничества;

Принцип интеграции;

Принцип систематичности и последовательности; принцип доступности;

Принцип сочетания разных видов деятельности;

Принцип игровой подачи материала.

Нравственно-патриотическое воспитание реализуется при наличии таких условий:

Создание развивающей предметно-пространственной среды (патриотический уголок, символика государства и др.)

Эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка (с помощью чтения художественной литературы, акцентируем внимание на чувства; лексические темы «Детский сад», «День защитника Отечества», «День Победы» и др.);

Взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно-эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);

Организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (изодеятельность, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.).

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Через чувственное познание дети знакомятся с отношениями в семье, социальными ролями, разделением труда, предметами быта, народными праздниками, правилами поведения. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей.  Успеха в данном направлении можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своей малой родины. Родители воспитанников главные наши помощники, непосредственно принимающие участие в совместных мероприятиях духовно - патриотической направленности. Они являются участниками различных акций и флэш-мобов. Мы вместе читаем стихи о нашей Родине, знакомимся с символикой и достопримечательностями нашей страны и родного края. Участвуя в тематических марафонах дети совместно с родителями совершают экскурсии к значимым местам нашего села, рассказывают о семейных традициях. Большой интерес родители проявляют к мероприятиям по продуктивной деятельности, таким как мастер классы по созданию семейного герба, ромашки семейных традиций, творческие мастерские «Рисуем наш край родной», «Дом в котором я живу».

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть толерантным к людям с разными национальностями. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Интересно и познавательно узнавать о том, где родились и выросли твои родители, какие традиции были в их семье. Ребята с удовольствием с помощью взрослых изучают свою родословную, становятся авторами исследовательских проектов «Моя мама родилась в Армении», «Как и где воевал мой прадедушка» и др.


Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Мы педагоги стараемся формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогаем им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Через экскурсии и целевые прогулки, посещение музея, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитывая к нему любовь и уважение. Показываем детям, что наша малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Воспитываем у детей любовь к своему селу, подводим их к пониманию, что наше село – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички. Наряду с народными фольклорными играми, мы используем дидактические игры «Герб нашей страны», «Путешествие по России» и др.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках, таких как - День Победы, День защитника Отечества. Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В нашем учреждении существуют традиции, благодаря которым у детей создаются не только представления о значимых событиях страны, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям, ежегодно в преддверии праздника Дня Победы проходит Парад дошкольников, в течение года дети становятся участниками литературных гостиных, принимают участие в конкурсах.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников должна вестись ежедневно. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Воспитатель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Если дети будут чувствовать и видеть, что их воспитатель на деле, а не на словах любит свою страну, то они будут верить ему, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло.

Систематическая работа позволяет нам привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления. Созданные условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, гордящимися свой Родиной, страной, своим поселком, в котором он живет.

Свое выступление хочу закончить словами С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации