Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ДОУ
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ДОУ
Автор: Фокина И.А.
Проблема воспитания нравственных качеств в подрастающем поколении существовала всегда. В наше время данный вопрос обретает особенную значимость. В нравственном воспитании современных детей дошкольного возраста возросли негативные тенденции: сказки и творчество ушли на второй или даже третий план, вместо них, в жизни дошкольников на первом месте стоит экран телевизора, компьютера, телефона или гаджета. Герои сказок, мультфильмов, которые сейчас смотрят современные дети, их герои не всегда отличаются нравственностью. Материальные ценности в большинстве семей возвышаются над духовными, именно поэтому у детей искажаются представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта большинство родителей теряют из виду необходимость работы над нравственным развитием своих детей. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
Анализируя подходы ученых к понятию «личность», мы в одном из своих сочинений сочли возможным выделить несколько основных пунктов, которые, с нашей точки зрения, максимально раскрывают сущность этого явления. В качестве таких оснований мы подчеркиваем тот факт, что:
1) человек — это личность человека как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) личность — это устойчивая система социально значимых признаков, которые характеризуют человека как члена общества или сообщества;
3) личность является социально активной личностью» [6, с. 19].
Другими словами, человек в нашем понимании — это человек, который активно и осознанно проявляет себя во взаимоотношениях с окружающим миром и окружающими его людьми.
Однако, по мнению Б.Ф. Ломова [24], личность является продуктом общества, в котором человек живет и с которым он активно взаимодействует. Это общество, общество оказывает непосредственное и зачастую решающее влияние на развитие личности, формирование ее системы ценностей, духовности и этики, морально-этических принципов.
Задачи нравственного воспитания дошкольников сгруппированы в четыре смысловые части:
1) воспитание гуманных чувств и отношений,
2) воспитание патриотизма,
3) воспитание трудолюбия,
4) воспитание коллективизма.
Нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольной образовательной организации и семье, обеспечивает развитие чувства любви к Родине, бережного отношения ко всему и уважительного отношения к труду. Его результатом представляет собой коллективизм, адекватный индивидуализм, бережное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.
Под патриотизмом подразумевают любовь к своей родине, ее истории, обычаям и языку.
В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно–нравственное воспитание» для детей дошкольного возраста предложены следующие принципы:
1. Отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста.
2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
3. Дифференцированный подход к каждому ребенку.
4. Рациональное сочетание разных видов деятельности, соответствующих возрасту.
5. Принцип интеграции образовательных областей.
6. Деятельностный подход.
7. Развивающий характер обучения.
Список литературы:
Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А. В. Запорожец. – М.: 2015.– 315 с.
Маханева М. Д. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников/ М. Д. Маханева – М.: Сфера, 2009. – 346 с.
Малова В. Конспекты занятий по духовно–нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/ В. Малова – М.: Владос, 2013. – 351 с.