12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Александровна953
Россия, Тюменская обл., Тобольск

Патриотическое воспитание в школе в условиях реализации ФГОС

​​​​​​​В настоящее время  патриотическое воспитание подрастающего поколения актуально  как никогда. В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотическое воспитание рассматривается как «целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, который способствует формированию патриотических убеждений, взглядов, чувств, становлению уважительного отношения к историческому прошлому своей страны и унаследованным от нее традициям Родины» [1].
Воспитание патриотизма и гражданственности является одной главных  задач. Уже в детском саду детей нужно знакомить  с такими понятиями как «Родина», «Россия», «Отечество» т.д и продолжать работу по воспитанию патриотизма в школе. 

Младший школьный возраст является фундаментом для формирования патриотических чувств.  В начальных классах ФГОС ориентирован на «ознакомление  обучающихся с  доступными  для них сторонами  многообразного цивилизационного наследия России,  на расширение представлений об историческом и социальном опыте разных поколений россиян, об основах общероссийской светской этики  и духовно-нравственных культур  народов Российской Федерации» [2]. Также формирование личностных результатов в части гражданско-патриотического воспитания  предполагает: «становление ценностного отношения к своей родине-России.; осознание  своей этнокультурной  и российской идентичности; сопричастность  к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке  как о члене общества о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений» [2].

Для воспитания патриотизма и гражданственности большое значение  имеют уроки художественно-эстетического цикла: литература, изобразительное искусство, музыка. Литературное чтение – один из основных учебных предметов начальной школы, который способствует воспитанию патриота. Художественные образы положительных героев становятся для детей идеалом. Систематическая работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на основе произведений литературы предполагает не только прочтение, но и их глубокий анализ поступков героев и событий, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ. Самостоятельная работа с книгой, подготовка докладов на патриотическую тему – все это формировать патриотизм у подрастающего поколения.  Такая работа повышает уровень нравственного развития детей, позволяет формировать и развить личность гражданина и защитника Отечества, воспитывает гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций.  На уроках технологии и изобразительного искусства работу по патриотическому воспитанию можно  организовывать по нескольким направлениям. Одно из направлений способствует развитию  интереса  к истории своей родословной, учит бережно относиться к семейным традициям.  Другое направление предполагает знакомство с историей, культурой и бытом, а также традициями своей страны. Детей привлекает практическая, творческая работа, поэтому можно предложить ребятам участие в выставках поделок, выставках творческих работ, конкурсах рисунков.

На уроках окружающего мира  можно предложить создание различных проектов. Например , по теме «История моей семьи», «Моя фамилия», «Моя родословная» . Создавая проект дети смогут  изучить  историю  семьи через составление родового древа своей семье, сбор старых фотографий, изучение семейного архива, знакомство с вещами бабушек и дедушек, описание увлечений семьи, создание герба семьи и пр. Можно создавать проекты по теме «История моего города в лицах», «Мой город», «Достопримечательности моего города» Кроме этого, реализуя первое направление, учащимся предлагался ряд краткосрочных проектов: «Я и мое имя», «Фамилия нашей семьи», «Мой дом», «Мои родственники» и др.  Для приобщения детей к истории своего края  можно проводить экскурсии в краеведческие музеи. Так мы со 2 классом регулярно посещаем школьный музей школы, каждый раз узнавая о своей школе и ее учениках что-то новое. Также  для изучения природы и искусства родного края  дети ходят на экскурсию в городской музей, посещают парк.

 Важно организовывать  школьно-семейные праздники, которые будут способствовать активному взаимодействию родителей и детей, включению родителей в образовательный  процесс, что в свою очередь будет способствовать формированию  патриотических чувств, осознанию родителями ответственности за воспитание детей.

Участие в мероприятиях и акциях связанных с праздниками «День защитника Отечества», День Победы» тоже очень важны.  Например, акция «Окно Победы», «Парад Победы», «Письмо герою», выставка поделок и рисунков по данной тематике, конкурс «Смотра  строя и песни». Отдельно  стоит отметить конкурс «Инсценирование военно-патриотической песни». Во время подготовки дети узнают историю песни, вместе с родителями придумывают и создают декорации, разучивают слова. Все это способствует приобщению к традициям своего народа, уважению предков.. Детям можно предложить принять участие в  выставках творческих работ, посвящённых  таким  праздникам, как «День защитника Отечества», «День Великой Победы». Предложить темы таких проектов, как  «Мои герои», «Герои России», «Поле боя», «Открытка ветерану», «Пионеры-герои» и т. д.

В настоящее время для поддержки наших воинов дети регулярно  мастерят открытки, пишут письма солдатам, рисуют рисунки и отправляют в пункт сбора гуманитарной помощи. В классе составлен план воспитательной работы так, что мероприятия, проводимые в рамках данного плана, способствуют воспитанию патриотизма и  гражданской позиции  детей в классе.

Таким образом развитие патриотизма и гражданской идентичности возможно на любом предмете в начальных классах, а также во внеурочной деятельности. Изучение истории родной земли, истории Отечества, культурных традиций, духовных традиций считается важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине, к семье. Процесс воспитания патриотизма должен быть целенаправленным, планомерным и регулярным, а не носить эпизодический характер.

 

Список источников и используемой литературы:

Богатенкова, Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Я. А. Богатенкова.// Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/5035 / (дата обращения: 08.12.2022).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования- [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru /

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.