Статья «Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС»
Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной…
Петр Яковлевич Чаадаев
Патриотическое воспитание учащихся
в условиях реализации ФГОС
Введение
В этой статье я хочу представить свою модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Если рассуждать предметно, концепция патриотизма не является следствием так называемой «духовности» или «особого пути», а имеет корни глубоко в механизмах функционирования социума: человек взаимодействует с человеком и это порождает многоцелевое и выгодное всем участникам сотрудничество в форме государства.
Это понимание ставит изыскателя перед целью воспитания в детях сугубо практичных качеств гражданина своей Родины.
Цель предполагается достигнуть путем решения следующих задач:
- предоставить детям понимание о собственной ценности как части общества, о том, что они уже являются гражданами;
- акцентировать внимание детей на важности жизнеобеспечивающих специальностей граждан;
- содействовать в адекватном и ответственном отношении к выбору места в обществе;
О достижениях прошлого детям уже сказано достаточно; на мой взгляд, мало внимания в концепции патриотизма уделяется воспитанию в детях мотивации к новым достижениям. Наука и культура, исключительно созидательные сферы, формируют государство. Забота о ближнем поддерживает государство и обеспечивает его благополучное развитие.
При следовании целевым ориентирам в работе по патриотическому воспитанию в моем видении в результате планируется наблюдать расцвет личности воспитанника: с чувством ответственности за себя как активного члена общества, обладающего достоинством, подкрепленным реальными основаниями и стремящегося поддерживать свой статус достойного гражданина, свободно реализующего свои здоровые амбиции.
Основная часть
Свою работу по направлению я организую на базе трех видов деятельности:
- непосредственно образовательная (коррекционная) деятельность;
- внеурочная (дополнительная) деятельность;
- прочая (свободная, межрежимная) деятельность.
Под непосредственно образовательной деятельностью я подразумеваю коррекционную логопедическую, речевую деятельность.
При подборе речевого материала я руководствуюсь понятиями практичности и целесообразности, это очевидно. Однако, при разборе лексической темы особое внимание уделяется обсуждению предметов темы, а не просто проговаривание слов.
Так, например, при разборе категории «Еда» значительная часть времени предусмотрена для разбора полезной еды и еды, с употреблением которой нужно быть сдержанным (условно вредной). Если позволяет время, можно разобрать схемы или пирамиды питания. Вся эта тема завершается выводом о ценности правильного питания при формировании организма и сбережении здоровья молодого гражданина.
При работе с категорией «Профессии» воспитанник или учащийся после проговаривания профессий может поразмышлять и аргументировать наиболее привлекательную для себя специальность. Вспомнить профессии родственников и описать их важность для государства. Акцент в беседах делается на основные жизнеобеспечивающие профессии: технические (например, инженер и строитель), научные (например, ученый), социальные (например, врач и пожарный). Такое ограничение концентрирует внимание ребенка на первостепенных функциях общества (забота друг о друге и о государстве) и позволяет обсудить их более подробно.
Внеурочная и дополнительная деятельность в моем случае представлена в основном техническим творчеством в форме LEGO-робототехники.
Важно быть откровенным с детьми, чтобы они знали к чему можно и нужно стремиться, поэтому уделяется время для ознакомления с разработками робототехнически продвинутых стран. Акцентируется внимание на том факте, что многие страны объединяются в исследованиях и получают совместный прорывной продукт. Это тоже патриотизм, ради своей страны работать с другими странами, если одному сложно, и это не стыдно – учиться у других; в выигрыше останутся все.
Мой личный патриотизм заключается в бесплатном преподавании робототехники – я мечтаю, чтобы у всех детей был доступ к актуальному и современному учебному материалу. Эти дети – будущее страны, и мой личный вклад в это будущее. Помимо данного конкретного примера, конечно же, важно исполнять свои обязанности в полной мере или даже сверх, но неизменно адекватно своим силам, с уважением к себе и заботой о себе, как к достойному гражданину, тем самым подавая пример ученикам.
К прочей деятельности можно отнести все, что не укладывается в первые два раздела: это могут быть конкурсы детей, конкурсы педагогического мастерства, методические разработки или пособия и игры.
Например, разработка и изготовление настенных игр по теме «День защитника Отечества» я отношу в работу по патриотическому воспитанию.
Считаю, что допустимо причислить в этот раздел активное и конкретное содействие коллегам в реализации направления, солидарным со мной в моем видении патриотического воспитания и принципиальный отказ, если мнения расходятся. Это важное качество гражданина, иметь принципы и придерживаться их. Педагог должен обладать этим качеством, чтобы передать его воспитанникам или ученикам целостно и искренне.
Вывод
Может сложится мнение, что описана обычная образовательно-воспитательная деятельность, но целью статьи было донести или актуализировать мысль о том, что с четким пониманием цели и адекватными задачами любая привычная практика становится более систематизированной и направленной; необязательно придумывать что-то новое, можно разумно распорядиться тем, что уже имеется, и новое придет само.