Закрыть [9]

Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС на примере работы школьного музея

1
1
Материал опубликован 8 December 2022 в группе

Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС на примере работы школьного музея.

В условиях реализации ФГОС особая роль в процессе образования и воспитания отводится формированию у детей навыков самостоятельного поиска информации, путей решения нестандартных задач. Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии  обучения к деятельностно – развивающей, формирующей личностные качества ребенка. Но о какие бы технологии мы не использовали, главным направлением воспитательной работы остается гражданско-патриотическое. Особую роль в патриотическом воспитании играет школьный музей.

Музей в школе становится средством творческой самореализации учащихся, инициирует личностно- ориентированное воспитание и образование. Музей является средством развития личности ребенка, достижения им образовательной цели, он является одновременно и учебным классом, и игровой площадкой, и творческой мастерской, и клубом по интересам.

Сегодня школьный музей ведет активную работу: экскурсии, встречи с ветеранами труда и участниками Великой Отечественной войны, мероприятия для учащихся школы и жителей микрорайона. Продолжается поисково-собирательная работа краеведческого материала и в рамках работы поискового отряда «Поиск». Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Члены Актива школьного музея участвуют в исследовательской работе, результаты которой регулярно представляются на школьных конференциях и муниципальной олимпиаде по школьному краеведению.

В настоящее время важно и актуально  помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи – возрождение и  будущее Отечества. Особым местом собирания, хранения и представления предметов и документов, имеющих историческую, научную и художественную ценность является музей. Школьный музей - своеобразное музейное учреждение, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в доступной форме помогает приобщиться детям к истории малой родины.

Члены поискового отряда являются активными участниками республиканских мероприятий, проводимых в рамках патриотического воспитания.

Большая поисковая работа проводится ребятами и в поселке. Поисковики встречаются с ветеранами, записывают их воспоминания. В результате этой работы Комната боевой и трудовой славы пополнилась большим запасом экспонатов, среди которых немало подлинников.

Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, выработке взглядов, убеждений. С помощью музейных средств можно приобщить маленького человека к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы и позволяет выделить общую тенденцию: систематичность в работе, массовое приобщение учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграцию и творческое развитие личности.

Школьный музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить наш поселок – нашу малую Родину. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материала по истории общества, имеющие воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы. Школьный музей – это не просто собирание памятников и создание экспозиции, а это многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности.

Музей обладает огромным образовательно–воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково–собирательной работе, изучении, описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга.

Вся воспитательная работа нашего школьного музея строится с учетом возрастного критерия. В младших классах учащиеся знакомятся с краеведением через прослушивание и обсуждение определенных тем, через встречи с ветеранами и экскурсии. Живая история в рамках экспозиции «Бытовая культура» встречает первоклассников в первые месяцы обучения. Предметы старины привлекают внимание, возможность подержать в руках экспонаты вызывают восхищение, формируется первая мотивация к вовлечению в поисково-исследовательскую работу.

Первые экскурсии для младших школьников проводят члены актива музея. Знакомство с историей своего микрорайона, жителями, судьбы которых тесно переплелись с историей пристанционного поселка, зажигают искорку любознательности и неподдельного интереса. Большое значение в процессе воспитания имеют уроки мужества, проводимые поисковиками.

Учащиеся среднего звена изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания, готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают и записывают воспоминания ветеранов, своих бабушек и дедушек.

Учащиеся старших классов занимаются исследовательской работой, обобщают материалы музея, изучают историю родного края, выдающихся людей труда, династии. Опыт музея нашей школы показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы. Сегодня мы можем говорить о традиционных мероприятиях, проводимых на базе музея: «День памяти М.П. Боронина» - 14 ноября, Дни воинской славы, «День юного героя антифашиста», мероприятия, приуроченные к юбилейным датам Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами. К сожалению, в последние годы встречи с ветеранами Великой отечественной войны становятся редкостью, но пробел заполняют «Уроки мужества», которые готовят и проводят члены поискового отряда. Такое мероприятие, где организаторы и основные участники ровесники зрителей , порой дает гораздо больше информации для размышления, чем рассказ учителя.

Школьный краеведческий музей размещен в кабинете истории, с позиции сохранения экспонатов это осложняет работу, но дает хорошую возможность сделать уроки по истории XX века более живыми и соприкоснуться с историческими событиями напрямую, через материал, выставленный в музее. Сопричастность к истории, судьбам земляков заставляют задуматься, помогает подробнее разобраться в сложных вопросах истории, выработать гражданскую позицию и прочувствовать уважение и любовь к своей Родине.

История школьного музея начиналась с педагогов-энтузиастов, которые в динамичные перестроечные времена оказались в сложной ситуации: идеология советского общества рухнула, не выдержав преобразований 80-х, основы патриотического и интернационального воспитания, сформированные десятилетиями, не находили подтверждения в общественном мнении, средства массовой информации открыто критиковали историю советского государства. Именно в этот период у педагогов появилась мысль о создании собственной системы воспитания, основанной на любви к малой родине. Они стремились заложить у подростков любовь к Отечеству на примере истории, которая находилась рядом, которая была частью жизни каждого ребенка, живущего в микрорайоне.

Коллектив школы стремился вырастить не «Иванов, родства не помнящих», но людей, уважающих и любящих свой край. Для реализации этой задачи было принято решение о создании в школе Комнаты боевой и трудовой славы.

Началась сложная, кропотливая и вместе с тем увлекательная работа, когда на основе запросов в архив, встреч с людьми, живущими рядом, рождалась новая история, созданная своими руками.

С чего начинается Родина… Для многих учеников нашей школы Родина начинается со знакомства со школьным музеем, и порой не просто знакомства, а долгосрочного сотрудничества, кропотливой работы по воссозданию истории железнодорожной станции Красный Узел, истории родной школы, участия в мероприятиях патриотического и краеведческого направления.

Главная задача работы школьного краеведческого музея – воспитание гражданина, патриота, человека не безразличного к истории и судьбе родного края, своей малой Родины. Мы считаем, что наш музей успешно справляется с этой задачей.




https://urok.1sept.ru/articles/679111


http://myzei.kul-school7.edusite.ru/p6aa1.html


https://nsportal.ru/user/227813/page/shkolnyy-muzey


4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС на примере работы школьного музея.

8 December 2022

Ответ #427302 был удален 8 December 2022


Похожие публикации