12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аликина Надежда Николаевна33
Россия, Пермский край, Пермь
0

«ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: ВАРИАНТЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»













АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА НА ТЕМУ «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: ВАРИАНТЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»









Автор работы, учитель начальных классов

МАОУ «СОШ 91» г. Перми Аликина Н.Н.






Пермь 2021

В апреле 2010 г. в 19 регионах страны в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебно-воспитательный процесс в рамках курса направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводиться в конце 4 класса – первой четверти 5 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, когда ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения. У школьника происходит переосмысление ценностей. В такой период очень важно создать определенное культурологическое и мировоззренческое пространство, которое способствует формированию у учащегося собственных ценностей, строящихся на осознанном представлении о лучшем нравственном опыте человечества. Созданию такой среды призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Данный курс также направлен и на сплочение семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказания необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях. Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, без поддержки со стороны родителей изучение предмета "Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка - семьей, школой, досугом.

Введению курса "Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, проведение родительских собраний, с целью знакомства с новым курсом, его структурой, содержанием, с тем, как будет организовано его изучение, создания установки на сотрудничество, определения форм совместной работы как в области учебной, так и внеурочной деятельности.

Так на уроках педагоги будут беседовать о нравственности, но если родители не проявят своей заинтересованности к поднятым проблемам, не будут выражать своего отношения, то все сказанное не выйдет за пределы классной комнаты и школы, не будет иметь должного эффекта. Поэтому важно обсудить с родителями возможность проведения семейных вечеров, когда они смогут обсудить с детьми то, что они изучают в рамках курса, выразить свое отношение к затрагиваемым вопросам. Возможна, как эквивалент, организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, о нравственных уроках, которые содержит то или иное произведение, давать рекомендации по выбору литературы, делиться впечатлениями о прочитанном.

Конечно, помощь и участие родителей будет необходимо детям и при подготовке домашнего задания, которое предполагает не поиск какой-то информации, а совместное обсуждение тем, поднятых в классе, составлении и фиксации суждений членов семьи на какое-либо утверждение, проведение анкетирования. Построение диалога в семье является одной из форм опосредованного сотрудничества с учителем, направленного на формирование мировоззрений учащегося. Кроме того, построение диалога в семье очень важно, так как позволяет расширить содержание речевого общение родителей и детей, почувствовать серьезность обсуждаемых в школе вопросов.

Вариантом удачного взаимодействия может быть и организованное в школе непосредственное общение педагога, детей и родителей. Такое

общение будет строиться в форме уроков семейной любви, на которых каждый сможет обсудить важные в жизни любого человека понятия, высказать свое мнение, отношение, рассказать о ценностях, которые существуют в его жизни, задуматься о своих поступках, будет учиться слушать и слышать, уважать мнение другого человека.

Совместные с родителями экскурсии по местам воинской славы, в музей народного творчества, краеведческий музей, также являются формой эффективного взаимодействия и к тому же позволяют сделать материал курса более жизненным и наглядным.

Вариантом перспективного сотрудничества может быть внесение в план месяца семьи, в течение которого будет проводиться серия классных часов с участием членов семей школьников. В рамках этой недели учащиеся смогут задать интересующие их вопросы, пригласить своих родителей, бабушек и дедушек, которые поделятся со школьниками знаниями из своего жизненного опыта, расскажут о значимых для нашей страны событиях, свидетелями которых они являлись, о том, что помогло им в жизни достигнуть успеха. На данной неделе родители могут принять участие в проведении встречи с ветеранами, пригласить своих родителей, которые являются ветеранами и смогут рассказать о своей жизни, трудовых буднях.

Организация благотворительной ярмарки – это ещё одна из форм совместной работы с родителями, учащиеся могут подготовить творческие номера, а родители помочь в сборе вещей, книг, игрушек, сделать вместе с детьми поделки, приготовить сладости для ярмарки, а все вырученные после проведения ярмарки средства передать в благотворительный фонд.

Конечно же, помощь родителей может быть неоценима при подборе иллюстративного материала, планировании занятий, так как, возможно, некоторые родители посещали места, о которых пойдет речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни, узнали интересные народные традиции и могут поделиться впечатлениями, рассказать о них, показать фотографии.

При изучении тем, связанных с бытовым укладом члены семей учеников могут выступить с устным журналом, сопровождаемым презентацией, о семейных традициях, правилах, например, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие обязанности есть у каждого члена семьи, как подарки преподносятся детям и о других интересных чертах семейного уклада.

По окончанию курса, знание традиций, праздников, основных религиозных понятий и фактов может стать темой семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.

Возможно в рамках курса проведение педагогами школы конференции, где дети смогут представить подготовленные совместно с родителями проекты, например: «Как я понимаю, что такое добро и зло?», «Какой вклад я могу внести в благополучие моей семьи?», «Ценность дружбы в моей жизни», «Добро и зло в русских народных сказках». Важно, чтобы на данном мероприятии присутствовали и семьи учащихся.

Действенными вариантами сотрудничества является и проведение семейных спортивных мероприятий со смешанными командами, совместная трудовая деятельность (например, подготовка кабинета к новому учебному году, помощь в озеленении, участие в субботниках)

И конечно, удачным завершение курса может стать проведенный школьно-семейный праздник, здесь могут быть представлены номера детской художественной самодеятельности, содержащие какой-то моральный урок, либо представляющие культурные, духовно-нравственные традиции народов России.

Таким образом, учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для организации различных форм сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей,

содействия сохранению и упрочению семьи. Важно создать доверительную атмосферу, в которой каждый сможет выразить свое отношение, почувствовать важность своего мнения, своей деятельности для других людей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.