12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыганова Анна Васильевна630
МАОУ СОШ №3, г.Кировград Свердловской обл.
Россия, Свердловская обл., Кировградский ГО
4

Формы работы с текстом в УК по русскому языку, рекомендованном в соответствии ФГОС (УМК Ладыженской)

Формы работы с текстом в УК по русскому языку, рекомендованном в соответствии ФГОС (УМК Ладыженской)

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.

Проблема данного исследования: выяснить, какие формы работы с текстом предлагает УМК под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцо­вой, насколько полно представлена эта работа.

Решение данной проблемы составило цель исследования – изучить содержание УГМ по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Просмотрев всю линейку учебников УМК под редакцией Т.А.Ладыженской, проследить системность подачи материала и его последовательное усложнение.

Остановившись на учебнике одного года обучения, показать разные формы работы с текстом.

Обобщить материалы.

Объект исследования формы работы с текстом.

Предмет исследования – анализ форм работы с текстом в УМК по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской.

Среди множества программ по русскому языку именно УМК Т.А.Ладыженской относится к проверенным временем учебным пособиям. Этот УМК включает в себя программу, учебник, рабочую тетрадь, карточки-задания, методические разработки, пособия для учителя, тематические тесты. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Во всех классах предусмотрены уроки развития речи. Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей учащихся.

В основе многих упражнений лежит текст. Тексты в учебнике подобраны с учетом возрастных особенностей, способствуют воспитанию высоко нравственной личности, позволяют реализовать межпредметные связи. Работа с текстом на уроках проводится с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов. В учебнике представлены яркие тексты известных, любимых писателей: Лермонтова, Пушкина, Пришвина, Паустовского, Бунина и других мастеров слова. Весь УМК выстроен логично, от класса к классу работа с текстом не прекращается, а лишь усложняется сам языковой материал, увеличивается его объем. Рассмотрим формы работы с текстом на примере упражнений из учебника под редакцией Т.А.Ладыженской для 6 класса. Работа с готовым текстом чаще всего сопровождается подбором заголовка (упр.31, 35, 37), составлением простого плана текста (упр.35), определением его стиля (упр.31, упр.86), формулированием основной мысли (упр.27). Работа с готовым текстом становится основой для создания собственного высказывания. Так, в упражнении 1 (6 класс) учащиеся знакомятся с текстом, посвященном богатству русского языка, после прочтения им предлагается письменно ответить на вопрос: «В чем заключается богатство русского языка?» Готовый текст становится основой будущего изложения. Например, упражнение 119 (6 класс), текст которого посвящен В.И.Далю, предлагает учащимся подобрать заголовок, сформулировать основную мысль, найти диалектное слово, выделить самое главные факты и действия в каждой части и лишь потом изложить материал сжато. Работа над изложением предлагается учащимся на протяжении всего курса обучения русскому языку. В учебнике для 6 класса отдельно вынесено изучение темы «Текст», ей посвящено шесть параграфов. Учащиеся знакомятся с особенностями текста, понятием темы и основной мысли, видами заголовка, обращаются к понятию начальных и конечных предложений текста, получают представление о ключевых словах, признаках текста, а также об официально-деловом стиле речи. В рамках изучения данной темы представлены разные формы работы с текстом. Анализ текста-образца в упражнении 60 (6 класс) дает возможность учащимся выбрать наиболее удачный заголовок из предложенных, обратить внимание на лексические средства связи предложений в тексте, а также слова, выражающие авторскую позицию. Продуктивно-репродуктивная форма работы с текстом представлена, например, в упражнениях 68 и 69 (6 класс). Сначала учащиеся знакомятся с началом и концовкой текста в упражнении 68, размышляют, о чем может идти речь в основной части, затем проверяют свою догадку, читая материл упражнения 69. Знакомясь с официально-деловым стилем речи, учащиеся анализируют образцы деловых бумаг: заявления и объяснительной записки. После анализа образца им предлагается написать свой вариант подобного документа. Продуцирование собственных текстов тоже представлено в УМК под редакцией Т.А.Ладыженской. Например, упражнение 73 (6 класс) содержит следующее задание: «Продолжи текст по данному началу». Дальше дано предложение: «Есть среди животных удивительные мастера маскировки…» Чтобы облегчить ребятам работу, натолкнуть их на мысль, даны две иллюстрации, на которых изображен хамелеон. Подобный вид работы находим в упражнении 79 (6 класс), где необходимо придумать продолжение сказочной истории, начало которой представляет «Мишина сказка» А.Яшина.

Особенно хочется остановиться на работе по развитию речи на основе этого УМК. Всегда возникает вопрос, как стимулировать речевую активность, как вызвать желание высказывать мысли вслух или в письменной форме? Мотивация обеспечивается за счет ситуативных упражнений. Например, упражнения № 80, 81 (5 класс). Надо не только переработать текст упражнения № 80, но по заданию упражнения № 81 представить себя участником событий. Значит, переработанный рассказ будет иметь адресный характер и информационную новизну, приобретёт коммуникативную целесообразность.

Многие упражнения носят соревновательный характер. Например, упражнение № 114 (5 класс). «Напишите сочинение для классного альбома, сделайте иллюстрации». Отбирается лучшее. Такие задания можно предложить детям не только на уроках русского языка, но и во внеклассной деятельности.

В учебнике много рисунков – это ценная черта. Они помогают создать речевую ситуацию, а задания носят ситуационный характер. По упражнениям №622,623 (5 класс): «Представьте, что вы тот мальчик...» ребёнок пишет рассказ о том, что подобная ситуация произошла в его семье. Такие задания основываются на жизненном материале.

В УМК представлены задания аналитического и аналитико-речевого характера: новое на основе данного, то есть от анализа образца к самостоятельным высказываниям, создание нового текста на основе данного.

Напоминают авторы учебника о средствах интонационной выразительности — предлагают памятку устных сочинений, различные интонационные схемы. Необходимы на уроках по развитию речи цветные вклейки с репродукциями картин. Уроки можно проводить в технологии «Образ и мысль» с технологическими приёмами развития критического мышления. Удачно дается и материал для уроков по описанию картин: сведения о художнике, иногда история написания картины (5класс Решетников «Опять двойка»), тексты упражнений схожей тематики, слова и словосочетания для отбора и систематизации рабочих материалов, что можно делать коллективно, в парах, индивидуально.

В учебниках для 5-7 классов развитие речи органически связано с изучением русского языка: изучаем имя прилагательное - проводим работу над описанием; изучаем глагол - проводим работу над повествованием. При изучении имени существительного тренируемся в составлении дружеских посланий, писем.

Материал учебника позволяет знакомить учащихся с разными видами речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо (задания упражнений: расскажите, выразительно прочитайте, а значит, и послушайте, спишите).

Правила речевого этикета включены в упражнения в 5 и 6 классах (например, упражнение 70, 5 класс или упражнение 59, 6 класс) Уделяется внимание культуре устного общения. Обучающимся не только напоминают «вежливые слова», но и предлагают создать речевую ситуацию: не только высказать свою точку зрения, но и убедить слушателей.

В УМК под редакцией Т.А.Ладыженской представлена в система работа по созданию собственных текстов. Например, упражнение 38 (6 класс) не только дает формулировку будущего сочинения «Памятный день», но и направляет учащихся к созданию текста определенного типа речи и жанра (сказки, дневника или письма). При этом доработать написанное можно, обратившись к специальной памятке, размещенной в конце учебника.

Анализ УМК по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцо­вой показал, что все требования ФГОС в нем учтены, работа с текстом представлена в системе, с постепенным усложнением материала. В УМК есть и анализ текста-образца, и работа с готовым текстом, используются как продуктивно-репродуктивные формы работы с текстом, так и продуцирование собственных текстов.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.