12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пронина Евгения Сергеевна115
Активный и творческий учитель русского языка и литературы, понимающий классный руководитель и терпеливый человек.
Россия, Мордовия респ., Саранск
1

Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме «Падеж имен существительных»



 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

г.о. Саранск

 

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Падеж имен существительных»


 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Пронина Евгения Сергеевна


 

Саранск

2016


 

Урок русского языка в 5 классе по теме «Падеж имен существительных»

Цель деятельности учителя

Закрепить знания учащихся о падежах имен существительных

Тип урока

Урок-путешествие

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать названия падежей, их значения, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; уметь определять падеж существительного; исправлять ошибки в употреблении неверного падежа; верно указывать предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

Метапредметные: применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Методы и формы обучения

Эвристический метод, индивидуальная, фронтальная работа.

Образовательные ресурсы

www.uroki.net ; www.zavuch.info, http://festival.1september.ru/

Оборудование

Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (карточки), презентация по теме урока.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, карточки (раздаточный материал)

Основные понятия

Падеж имен существительных


 

Организационная структура (сценарий) урока


 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


 

Деятельность учителя


 

Осуществляемая деятельность учащихся


 

Формы организации взаимодействия


 

УУД

Мотивация, самоопределение к учебной деятельности

Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала

Вступительное слово: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я рада вас всех видеть в это весеннее солнечное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение: я улыбнусь вам, а вы в ответ улыбнитесь мне. Давайте настроимся на позитивную работу. Я вам желаю, чтобы наш урок обогатил вас новыми знаниями и вы получили удовольствие от нашей совместной работы.

- Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?(да, конечно) Бывать в походах? На экскурсиях? (да). Я думаю, что трудно отыскать человека, которому бы это не нравилось. Ведь именно в путешествиях, походах, на экскурсиях мы узнаем для себя что-то новое, открываем неизвестное. И сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы с вами совершим путешествие в неизведанный город, познакомимся с его жителями и правилами, которые там царят.

Слушают учителя, вступают в беседу, проверяют наличие раздаточного материала

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем.

Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление связи

- Ребята, у каждого из вас на парте лежит набор карточек, посмотрите, у всех ли все на месте? Хорошо, тогда мы начинаем работать. Возьмите карточку номер 1, давайте прочитаем слова, которые в ней представлены: (слайд)

Цирк, весна, брошюра, лыжня, капель, роса, словарь, бирюза, синева, вершина, речь.

- Итак, мы прочитали слова, посмотрите на них внимательно и скажите, что их объединяет?

(Все слова – это имена существительные).

- Молодцы, ребята, вы заметили самое важное, и определили, что все слова относятся к именам существительным. А давайте вспомним, что же это, имя существительное? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? в предложении может быть любым членом).

- Правильно, а теперь давайте подумаем, возможно, эти имена существительные между собой еще в чем-то схожи?

(Они все неодушевленные, нарицательные и стоят в единственном числе).

Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы, размышляют.

Фронтальная

Познавательные: совершают аналитические операции для решения учебных задач.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы

Определение темы урока, постановка целей и задач

Слово учителя

Люди, проживающие в Эстонии знают 14 их названий, в Финляндии – 15, в Дагестане их 50, в языке китайцев они вообще отсутствуют, в мокшанском языке их 12, а в русском языке 6. Как вы думаете, о чем я сейчас говорила? (о падежах).

- Правильно, как же вы считаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О падежах).

- Я согласна с вами, но ведь мы не спроста работали с карточкой номер 1? Значит мы будем говорить о падежах…имен существительных!

- Совершенно верно. Тема нашего урока «Падеж имен существительных». (Слайд). Открываем тетради, отступаем одну строчку от отметки и записываем число, классная работа, и тему нашего урока «падеж имен существительных».

- Ребята, а как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Повторить падежи и падежные вопросы).

-Хорошо, но кроме цели, мы должны поставить перед собой и задачи. Давайте попробуем это сделать: если мы будем говорить о падежах имен существительных, значит мы должны …

(Научиться правильно определять падеж имен существительных; употреблять существительные в нужном падеже).

- Молодцы, ребята. А сейчас мы отправляемся в город Падежей и падежных вопросов. Но вот незадача: стражники не открывают нам ворота, и не хотят впускать нас.

Формулируют тему урока, цель, задачи (вместе с учителем)

Индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания;

Регулятивные: планируют будущие действия;

Коммуникативные: строят небольшие высказывания.

Практическая деятельность по теме

Раздаточный материал

(Слайд): Доброе утро, ребята, вы так рано прибыли в наш город, это похвально. Но мы не впускаем гостей просто так, вы должны доказать нам, что пришли сюда с добрыми намерениями, а для этого вам нужно пройти испытание:

- Ребята, сейчас мы будем работать с карточкой номер 2. Посмотрите на листочек внимательно, падежи и падежные вопросы расположены в хаотичном порядке. Для того, чтобы стражники открыли ворота в город, вам нужно расставить порядковые номера падежей и соединить стрелочками падеж с вопросами, на которые он отвечает. Всем понятно задание? К доске выходит:

Слайд:


 

Дательный падеж Кто?

Кого?

Именительный падеж Кем?

О ком?

О чем?

Творительный падеж Что?

Чем?

Винительный падеж Кому?

Кого?

Предложный падеж Чего?

Чему?

Родительный падеж Что?


 

- А сейчас давайте проверим, что у нас получилось?

И.п. Кто? Что?

Р.п. Кого? Чего?

Д.п. Кому? Чему?

В.п. Кого? Что?

Т.п. Кем? Чем?

П.п. О ком? О чем?

Решают задачу, устанавливают соответствия, повторяют падежи и вопросы.

Индивидуальная

Познавательная: вспоминают падежи;

Коммуникативная: исправляют ошибки друг у друга;

Личностные: желают усовершенствовать знания

Творческая и практическая деятельность

Слово учителя

(слайд)Падежи: Молодцы, ребята, мы не думали, что вы так быстро справитесь с заданием. Не всем это удается с первого раза. Добро пожаловать в наш город! Для того, чтобы вы поняли, куда попали, мы расскажем вам немного о себе.

Городом правим мы, падежи. А живут с нами имена существительные с предлогами. Всего нас 6, и все мы являемся братьями. А самым старшим и мудрым из нас является Именительный падеж. Несмотря на то, что мы родились в разное время, двое из нас, Родительный падеж и Винительный падеж, между собой очень похожи, и многие даже путают нас. Как вы думаете, почему? (Потому что обо отвечают на вопрос кого? при одушевленных существительных).

Да, это верно. (Слайд). Давным-давно, когда в Киеве княжил Юрий Долгорукий, нас было 7. Седьмым братом был Звательный падеж, и употреблялся он при обращении.

«Приди ко мне, брате, мир станем вершить», - писал Юрий Долгорукий Черниговскому князю Святославу.

Слово «брате» здесь употреблено в звательном падеже. Почему же сейчас нас только 6? В ХVI веке на наш город напало княжество Литовское, и в страшном сражении нашему седьмому брату отсекли голову булатным мечом. С тех пор нас 6…

- ребята, для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, мы должны совершить несколько действий. Каких?

(Найти главное слово и задать от него вопрос к имени существительному). (Слайд)

Слушают учителя, вникают в информацию, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательная: узнают о звательном падеже, вспоминают князя Юрия Долгорукого, нападение Литовского княжества на Русь

Практическая деятельность, размышление о смысле пословиц

Самостоятельная работа с раздаточным материалом

Правильно, давайте попробуем это сделать. Работаем с карточкой №3, и братья-Падежи подготовили для нас еще одно испытание. В пословицах вам нужно определить падеж существительного «дело», работаем письменно, над существительным «дело» указываем падеж. На это у вас полторы минуты. ( слайд)

1. Велик телом, да мал делом.

2. Дело шуток не любит.

3. И умен, и крепок, и в деле гож.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Умен на словах, да глуп на делах.

6. Языком не спеши, а делами не смеши.

7. По твоим делам о тебе судят.

8. Дело знай, а правду помни.

9. За делом и день пролетел незаметно.

10. Хороша вера у дела.

- А сейчас давайте проверим, что у вас получилось? И как вы поняли смысл пословиц. (Проверяем).

Определяют падеж, размышляют над смыслом пословиц

Индивидуальная

Личностные: высказывают собственное мнение, разъясняют смысл пословиц.

Познавательные: используют алгоритм определения падежа

Регулятивные: исправляют ошибки, дополняют ответы, раскрывают смысл пословиц

Физкульминутка

Слушают учителя, выполняют задание

- Молодцы, ребята. Думаю Падежи вами очень довольны. А сейчас давайте немного отдохнем. Встаем. На прошлом уроке мы повторяли склонения имен существительных, давайте посмотрим, как вы усвоили тему и поиграем. Условия просты: если я произношу существительное 1 склонения, вы дважды хлопаете в ладоши, если 2 скл – приседаете, а если 3скл – топаете ногами.

Слова :

Речка, мышь, словарь, мама, брат, сестра, речь, ночь, дуб, пастух, верблюд, вишенка, огонек.

Выполняют упражнения, совмещая их с мыслительным процессом

Фронтальная

Личностные: понимают, достаточно ли усвоили тему «склонения» существительных

Закрепление изученного материала

Рассматривают таблицу, анализируют ее, работа с раздаточным материалом

-Ребята, Падежи хотят поделиться с нами секретом. Давайте посмотрим на карточку № 4. Мы видим, что почти у каждого падежа есть предлоги. А как вы думаете, почему Именительный падеж один остался без предлогов? (Потому что сущ. в И.п. являются подлежащими, а у подлежащего предлогов не бывает.)

Падежи Вопросы Предлоги

И.п. Кто? Что? -------------------------------

Р.п. Кого? Чего? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Д.п. Кому? Чему? к, по

В.п. Кого? Что? в, за, на, про, через

Т.п. Кем? Чем? за, над, под, перед, с

П.п. О ком? О чем? в, на, о, об, обо, при

- А сейчас посмотрим, как вы усвоили тему, и выполним упражнение из учебника на странице 64, выполняем упражнение 523. Работаем по цепочке. К доске выходит…

Выполняют упражнение по цепочке, аргументируют ответы.

Индивидуальная работа

Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля.

Личностные: желают выполнить работу безошибочно.

Коммуникативные: задают уточняющие вопросы.


 

Лингвистическая задача

Задача

Задача (слайд): Митя и Коля – близнецы. Сегодня у них день рождения. Утром около кроватей лежали приготовленные для них подарки: от родителей, от тети… А вот еще два пакета: на одном из них надпись – «Подарок Мити», на другом – «подарок Коли».

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля пакет с надписью «Подарок Мити», то оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя (перочинный ножик), А Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля.

Тут в комнату вбежала их сестра Юля и спросила;

- Понравились мои подарки?

- А ты нам ничего не дарила, - в один голос ответили братья.

- Да вот же они! – сказала Юля, показывая на краски и ножик…

Недоразумение вскоре разъяснилось.

ПОЧЕМУ ОНО ПРОИЗОШЛО? Попробуйте разобраться. (Юля спутала окончания падежей, из-за этого она допустила ошибки в надписях на пакетах. Нужно было написать «Подарок Коле» и «Подарок Мите».)

(Лингвистическая задача взята из конспекта урока, размещенного на сайте http://festival.1september.ru/articles/569109/ , учителем русского языка и литературы, Петрайтис Елена Анатольевны).

Слушают текст задачи, высказывают предположения.

Фронтальная

Личностные: высказывают личные предположения, дополняют/ исправляют других.

Коммуникативная: задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов (рефлексия)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выставление оценок

Работа с листами самооценки


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Комментирование

- Молодцы, ребята, вы справились с задачей. Сегодня мы побывали в Городе падежей и падежных вопросов, прошли все испытания. Но пора возвращаться домой. И Братья-падежи хотят нам сказать что-то сказать: слайд

- Сегодня, вы порадовали нас знаниями и активной работой. Нам хотелось бы, чтобы вы никогда о нас не забывали, ведь мы играем в русском языке важную роль. Поэтому мы дарим вам ящик сокровищ, которые и будут напоминать вам о нас, и сделают вашу речь еще грамотней и богаче. На следующем уроке русского языка вы откроете его, и пусть каждый возьмет себе столько «умных слитков», сколько сможет вместить голова.


 

- Ребята, мы с вами вернулись в класс, и сейчас по нашей доброй традиции на полях вы нарисуете смайлики. Веселый смайлик означает, что урок вам понравился; грустный – на уроке вам было тяжело, и вы что-то не поняли, а смайлик равнодушия укажет на то, что вам было скучно и неинтересно.

А сейчас возьмите в руки лист самооценки и заполните его.

Оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями.

Индивидуальная

Личностные: оценивают работу на уроке, анализируют деятельность, вспоминают все этапы урока, связывают элементы в единое целое.

Домашнее задание

 

Параграф 96, упражнение 530.

     


 


 

Лингвистическая задача взята из конспекта урока, размещенного на сайте http://festival.1september.ru/articles/569109/ , учителем русского языка и литературы, Петрайтис Елена Анатольевны.

 


Презентация к уроку по теме "Падеж имен существительных"
PPT / 11.33 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.