Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме «Падеж имен существительных»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
г.о. Саранск
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме
«Падеж имен существительных»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Пронина Евгения Сергеевна
Саранск
2016
Урок русского языка в 5 классе по теме «Падеж имен существительных»
Цель деятельности учителя |
Закрепить знания учащихся о падежах имен существительных |
Тип урока |
Урок-путешествие |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать названия падежей, их значения, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; уметь определять падеж существительного; исправлять ошибки в употреблении неверного падежа; верно указывать предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении. Метапредметные: применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и навыков на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия |
Методы и формы обучения |
Эвристический метод, индивидуальная, фронтальная работа. |
Образовательные ресурсы |
www.uroki.net ; www.zavuch.info, http://festival.1september.ru/ |
Оборудование |
Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (карточки), презентация по теме урока. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация по теме урока, карточки (раздаточный материал) |
Основные понятия |
Падеж имен существительных |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
УУД |
Мотивация, самоопределение к учебной деятельности |
Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала |
Вступительное слово: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я рада вас всех видеть в это весеннее солнечное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение: я улыбнусь вам, а вы в ответ улыбнитесь мне. Давайте настроимся на позитивную работу. Я вам желаю, чтобы наш урок обогатил вас новыми знаниями и вы получили удовольствие от нашей совместной работы. - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?(да, конечно) Бывать в походах? На экскурсиях? (да). Я думаю, что трудно отыскать человека, которому бы это не нравилось. Ведь именно в путешествиях, походах, на экскурсиях мы узнаем для себя что-то новое, открываем неизвестное. И сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы с вами совершим путешествие в неизведанный город, познакомимся с его жителями и правилами, которые там царят. |
Слушают учителя, вступают в беседу, проверяют наличие раздаточного материала |
Фронтальная |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем. |
Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление связи |
- Ребята, у каждого из вас на парте лежит набор карточек, посмотрите, у всех ли все на месте? Хорошо, тогда мы начинаем работать. Возьмите карточку номер 1, давайте прочитаем слова, которые в ней представлены: (слайд) Цирк, весна, брошюра, лыжня, капель, роса, словарь, бирюза, синева, вершина, речь. - Итак, мы прочитали слова, посмотрите на них внимательно и скажите, что их объединяет? (Все слова – это имена существительные). - Молодцы, ребята, вы заметили самое важное, и определили, что все слова относятся к именам существительным. А давайте вспомним, что же это, имя существительное? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? в предложении может быть любым членом). - Правильно, а теперь давайте подумаем, возможно, эти имена существительные между собой еще в чем-то схожи? (Они все неодушевленные, нарицательные и стоят в единственном числе). |
Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы, размышляют. |
Фронтальная |
Познавательные: совершают аналитические операции для решения учебных задач. Коммуникативные: слушают, задают вопросы |
Определение темы урока, постановка целей и задач |
Слово учителя |
Люди, проживающие в Эстонии знают 14 их названий, в Финляндии – 15, в Дагестане их 50, в языке китайцев они вообще отсутствуют, в мокшанском языке их 12, а в русском языке 6. Как вы думаете, о чем я сейчас говорила? (о падежах). - Правильно, как же вы считаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О падежах). - Я согласна с вами, но ведь мы не спроста работали с карточкой номер 1? Значит мы будем говорить о падежах…имен существительных! - Совершенно верно. Тема нашего урока «Падеж имен существительных». (Слайд). Открываем тетради, отступаем одну строчку от отметки и записываем число, классная работа, и тему нашего урока «падеж имен существительных». - Ребята, а как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Повторить падежи и падежные вопросы). -Хорошо, но кроме цели, мы должны поставить перед собой и задачи. Давайте попробуем это сделать: если мы будем говорить о падежах имен существительных, значит мы должны … (Научиться правильно определять падеж имен существительных; употреблять существительные в нужном падеже). - Молодцы, ребята. А сейчас мы отправляемся в город Падежей и падежных вопросов. Но вот незадача: стражники не открывают нам ворота, и не хотят впускать нас. |
Формулируют тему урока, цель, задачи (вместе с учителем) |
Индивидуальная |
Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания; Регулятивные: планируют будущие действия; Коммуникативные: строят небольшие высказывания. |
Практическая деятельность по теме |
Раздаточный материал |
(Слайд): Доброе утро, ребята, вы так рано прибыли в наш город, это похвально. Но мы не впускаем гостей просто так, вы должны доказать нам, что пришли сюда с добрыми намерениями, а для этого вам нужно пройти испытание: - Ребята, сейчас мы будем работать с карточкой номер 2. Посмотрите на листочек внимательно, падежи и падежные вопросы расположены в хаотичном порядке. Для того, чтобы стражники открыли ворота в город, вам нужно расставить порядковые номера падежей и соединить стрелочками падеж с вопросами, на которые он отвечает. Всем понятно задание? К доске выходит: Слайд:
Дательный падеж Кто? Кого? Именительный падеж Кем? О ком? О чем? Творительный падеж Что? Чем? Винительный падеж Кому? Кого? Предложный падеж Чего? Чему? Родительный падеж Что?
- А сейчас давайте проверим, что у нас получилось? И.п. Кто? Что? Р.п. Кого? Чего? Д.п. Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чем? |
Решают задачу, устанавливают соответствия, повторяют падежи и вопросы. |
Индивидуальная |
Познавательная: вспоминают падежи; Коммуникативная: исправляют ошибки друг у друга; Личностные: желают усовершенствовать знания |
Творческая и практическая деятельность |
Слово учителя |
(слайд)Падежи: Молодцы, ребята, мы не думали, что вы так быстро справитесь с заданием. Не всем это удается с первого раза. Добро пожаловать в наш город! Для того, чтобы вы поняли, куда попали, мы расскажем вам немного о себе. Городом правим мы, падежи. А живут с нами имена существительные с предлогами. Всего нас 6, и все мы являемся братьями. А самым старшим и мудрым из нас является Именительный падеж. Несмотря на то, что мы родились в разное время, двое из нас, Родительный падеж и Винительный падеж, между собой очень похожи, и многие даже путают нас. Как вы думаете, почему? (Потому что обо отвечают на вопрос кого? при одушевленных существительных). Да, это верно. (Слайд). Давным-давно, когда в Киеве княжил Юрий Долгорукий, нас было 7. Седьмым братом был Звательный падеж, и употреблялся он при обращении. «Приди ко мне, брате, мир станем вершить», - писал Юрий Долгорукий Черниговскому князю Святославу. Слово «брате» здесь употреблено в звательном падеже. Почему же сейчас нас только 6? В ХVI веке на наш город напало княжество Литовское, и в страшном сражении нашему седьмому брату отсекли голову булатным мечом. С тех пор нас 6… - ребята, для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, мы должны совершить несколько действий. Каких? (Найти главное слово и задать от него вопрос к имени существительному). (Слайд) |
Слушают учителя, вникают в информацию, отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Познавательная: узнают о звательном падеже, вспоминают князя Юрия Долгорукого, нападение Литовского княжества на Русь |
Практическая деятельность, размышление о смысле пословиц |
Самостоятельная работа с раздаточным материалом |
Правильно, давайте попробуем это сделать. Работаем с карточкой №3, и братья-Падежи подготовили для нас еще одно испытание. В пословицах вам нужно определить падеж существительного «дело», работаем письменно, над существительным «дело» указываем падеж. На это у вас полторы минуты. ( слайд) 1. Велик телом, да мал делом. 2. Дело шуток не любит. 3. И умен, и крепок, и в деле гож. 4. Жизнь дана на добрые дела. 5. Умен на словах, да глуп на делах. 6. Языком не спеши, а делами не смеши. 7. По твоим делам о тебе судят. 8. Дело знай, а правду помни. 9. За делом и день пролетел незаметно. 10. Хороша вера у дела. - А сейчас давайте проверим, что у вас получилось? И как вы поняли смысл пословиц. (Проверяем). |
Определяют падеж, размышляют над смыслом пословиц |
Индивидуальная |
Личностные: высказывают собственное мнение, разъясняют смысл пословиц. Познавательные: используют алгоритм определения падежа Регулятивные: исправляют ошибки, дополняют ответы, раскрывают смысл пословиц |
Физкульминутка |
Слушают учителя, выполняют задание |
- Молодцы, ребята. Думаю Падежи вами очень довольны. А сейчас давайте немного отдохнем. Встаем. На прошлом уроке мы повторяли склонения имен существительных, давайте посмотрим, как вы усвоили тему и поиграем. Условия просты: если я произношу существительное 1 склонения, вы дважды хлопаете в ладоши, если 2 скл – приседаете, а если 3скл – топаете ногами. Слова : Речка, мышь, словарь, мама, брат, сестра, речь, ночь, дуб, пастух, верблюд, вишенка, огонек. |
Выполняют упражнения, совмещая их с мыслительным процессом |
Фронтальная |
Личностные: понимают, достаточно ли усвоили тему «склонения» существительных |
Закрепление изученного материала |
Рассматривают таблицу, анализируют ее, работа с раздаточным материалом |
-Ребята, Падежи хотят поделиться с нами секретом. Давайте посмотрим на карточку № 4. Мы видим, что почти у каждого падежа есть предлоги. А как вы думаете, почему Именительный падеж один остался без предлогов? (Потому что сущ. в И.п. являются подлежащими, а у подлежащего предлогов не бывает.) Падежи Вопросы Предлоги И.п. Кто? Что? ------------------------------- Р.п. Кого? Чего? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг Д.п. Кому? Чему? к, по В.п. Кого? Что? в, за, на, про, через Т.п. Кем? Чем? за, над, под, перед, с П.п. О ком? О чем? в, на, о, об, обо, при - А сейчас посмотрим, как вы усвоили тему, и выполним упражнение из учебника на странице 64, выполняем упражнение 523. Работаем по цепочке. К доске выходит… |
Выполняют упражнение по цепочке, аргументируют ответы. |
Индивидуальная работа |
Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля. Личностные: желают выполнить работу безошибочно. Коммуникативные: задают уточняющие вопросы.
|
Лингвистическая задача |
Задача |
Задача (слайд): Митя и Коля – близнецы. Сегодня у них день рождения. Утром около кроватей лежали приготовленные для них подарки: от родителей, от тети… А вот еще два пакета: на одном из них надпись – «Подарок Мити», на другом – «подарок Коли». Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля пакет с надписью «Подарок Мити», то оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя (перочинный ножик), А Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля. Тут в комнату вбежала их сестра Юля и спросила; - Понравились мои подарки? - А ты нам ничего не дарила, - в один голос ответили братья. - Да вот же они! – сказала Юля, показывая на краски и ножик… Недоразумение вскоре разъяснилось. ПОЧЕМУ ОНО ПРОИЗОШЛО? Попробуйте разобраться. (Юля спутала окончания падежей, из-за этого она допустила ошибки в надписях на пакетах. Нужно было написать «Подарок Коле» и «Подарок Мите».) (Лингвистическая задача взята из конспекта урока, размещенного на сайте http://festival.1september.ru/articles/569109/ , учителем русского языка и литературы, Петрайтис Елена Анатольевны). |
Слушают текст задачи, высказывают предположения. |
Фронтальная |
Личностные: высказывают личные предположения, дополняют/ исправляют других. Коммуникативная: задают уточняющие вопросы. |
Подведение итогов (рефлексия)
Выставление оценок |
Работа с листами самооценки
Комментирование |
- Молодцы, ребята, вы справились с задачей. Сегодня мы побывали в Городе падежей и падежных вопросов, прошли все испытания. Но пора возвращаться домой. И Братья-падежи хотят нам сказать что-то сказать: слайд - Сегодня, вы порадовали нас знаниями и активной работой. Нам хотелось бы, чтобы вы никогда о нас не забывали, ведь мы играем в русском языке важную роль. Поэтому мы дарим вам ящик сокровищ, которые и будут напоминать вам о нас, и сделают вашу речь еще грамотней и богаче. На следующем уроке русского языка вы откроете его, и пусть каждый возьмет себе столько «умных слитков», сколько сможет вместить голова.
- Ребята, мы с вами вернулись в класс, и сейчас по нашей доброй традиции на полях вы нарисуете смайлики. Веселый смайлик означает, что урок вам понравился; грустный – на уроке вам было тяжело, и вы что-то не поняли, а смайлик равнодушия укажет на то, что вам было скучно и неинтересно. А сейчас возьмите в руки лист самооценки и заполните его. |
Оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями. |
Индивидуальная |
Личностные: оценивают работу на уроке, анализируют деятельность, вспоминают все этапы урока, связывают элементы в единое целое. |
Домашнее задание |
Параграф 96, упражнение 530. |
Лингвистическая задача взята из конспекта урока, размещенного на сайте http://festival.1september.ru/articles/569109/ , учителем русского языка и литературы, Петрайтис Елена Анатольевны.
Презентация к уроку по теме "Падеж имен существительных"
PPT / 11.33 Мб