Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме «Падеж имен существительных»

1
0
Материал опубликован 26 October 2016

Пояснительная записка к презентации

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

г.о. Саранск

 

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Падеж имен существительных»


 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Пронина Евгения Сергеевна


 

Саранск

2016


 

Урок русского языка в 5 классе по теме «Падеж имен существительных»

Цель деятельности учителя

Закрепить знания учащихся о падежах имен существительных

Тип урока

Урок-путешествие

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать названия падежей, их значения, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; уметь определять падеж существительного; исправлять ошибки в употреблении неверного падежа; верно указывать предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

Метапредметные: применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Методы и формы обучения

Эвристический метод, индивидуальная, фронтальная работа.

Образовательные ресурсы

www.uroki.net ; www.zavuch.info, http://festival.1september.ru/

Оборудование

Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (карточки), презентация по теме урока.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, карточки (раздаточный материал)

Основные понятия

Падеж имен существительных


 

Организационная структура (сценарий) урока


 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


 

Деятельность учителя


 

Осуществляемая деятельность учащихся


 

Формы организации взаимодействия


 

УУД

Мотивация, самоопределение к учебной деятельности

Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала

Вступительное слово: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я рада вас всех видеть в это весеннее солнечное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение: я улыбнусь вам, а вы в ответ улыбнитесь мне. Давайте настроимся на позитивную работу. Я вам желаю, чтобы наш урок обогатил вас новыми знаниями и вы получили удовольствие от нашей совместной работы.

- Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?(да, конечно) Бывать в походах? На экскурсиях? (да). Я думаю, что трудно отыскать человека, которому бы это не нравилось. Ведь именно в путешествиях, походах, на экскурсиях мы узнаем для себя что-то новое, открываем неизвестное. И сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы с вами совершим путешествие в неизведанный город, познакомимся с его жителями и правилами, которые там царят.

Слушают учителя, вступают в беседу, проверяют наличие раздаточного материала

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем.

Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление связи

- Ребята, у каждого из вас на парте лежит набор карточек, посмотрите, у всех ли все на месте? Хорошо, тогда мы начинаем работать. Возьмите карточку номер 1, давайте прочитаем слова, которые в ней представлены: (слайд)

Цирк, весна, брошюра, лыжня, капель, роса, словарь, бирюза, синева, вершина, речь.

- Итак, мы прочитали слова, посмотрите на них внимательно и скажите, что их объединяет?

(Все слова – это имена существительные).

- Молодцы, ребята, вы заметили самое важное, и определили, что все слова относятся к именам существительным. А давайте вспомним, что же это, имя существительное? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? в предложении может быть любым членом).

- Правильно, а теперь давайте подумаем, возможно, эти имена существительные между собой еще в чем-то схожи?

(Они все неодушевленные, нарицательные и стоят в единственном числе).

Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы, размышляют.

Фронтальная

Познавательные: совершают аналитические операции для решения учебных задач.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы

Определение темы урока, постановка целей и задач

Слово учителя

Люди, проживающие в Эстонии знают 14 их названий, в Финляндии – 15, в Дагестане их 50, в языке китайцев они вообще отсутствуют, в мокшанском языке их 12, а в русском языке 6. Как вы думаете, о чем я сейчас говорила? (о падежах).

- Правильно, как же вы считаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О падежах).

- Я согласна с вами, но ведь мы не спроста работали с карточкой номер 1? Значит мы будем говорить о падежах…имен существительных!

- Совершенно верно. Тема нашего урока «Падеж имен существительных». (Слайд). Открываем тетради, отступаем одну строчку от отметки и записываем число, классная работа, и тему нашего урока «падеж имен существительных».

- Ребята, а как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Повторить падежи и падежные вопросы).

-Хорошо, но кроме цели, мы должны поставить перед собой и задачи. Давайте попробуем это сделать: если мы будем говорить о падежах имен существительных, значит мы должны …

(Научиться правильно определять падеж имен существительных; употреблять существительные в нужном падеже).

- Молодцы, ребята. А сейчас мы отправляемся в город Падежей и падежных вопросов. Но вот незадача: стражники не открывают нам ворота, и не хотят впускать нас.

Формулируют тему урока, цель, задачи (вместе с учителем)

Индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания;

Регулятивные: планируют будущие действия;

Коммуникативные: строят небольшие высказывания.

Практическая деятельность по теме

Раздаточный материал

(Слайд): Доброе утро, ребята, вы так рано прибыли в наш город, это похвально. Но мы не впускаем гостей просто так, вы должны доказать нам, что пришли сюда с добрыми намерениями, а для этого вам нужно пройти испытание:

- Ребята, сейчас мы будем работать с карточкой номер 2. Посмотрите на листочек внимательно, падежи и падежные вопросы расположены в хаотичном порядке. Для того, чтобы стражники открыли ворота в город, вам нужно расставить порядковые номера падежей и соединить стрелочками падеж с вопросами, на которые он отвечает. Всем понятно задание? К доске выходит:

Слайд:


 

Дательный падеж Кто?

Кого?

Именительный падеж Кем?

О ком?

О чем?

Творительный падеж Что?

Чем?

Винительный падеж Кому?

Кого?

Предложный падеж Чего?

Чему?

Родительный падеж Что?


 

- А сейчас давайте проверим, что у нас получилось?

И.п. Кто? Что?

Р.п. Кого? Чего?

Д.п. Кому? Чему?

В.п. Кого? Что?

Т.п. Кем? Чем?

П.п. О ком? О чем?

Решают задачу, устанавливают соответствия, повторяют падежи и вопросы.

Индивидуальная

Познавательная: вспоминают падежи;

Коммуникативная: исправляют ошибки друг у друга;

Личностные: желают усовершенствовать знания

Творческая и практическая деятельность

Слово учителя

(слайд)Падежи: Молодцы, ребята, мы не думали, что вы так быстро справитесь с заданием. Не всем это удается с первого раза. Добро пожаловать в наш город! Для того, чтобы вы поняли, куда попали, мы расскажем вам немного о себе.

Городом правим мы, падежи. А живут с нами имена существительные с предлогами. Всего нас 6, и все мы являемся братьями. А самым старшим и мудрым из нас является Именительный падеж. Несмотря на то, что мы родились в разное время, двое из нас, Родительный падеж и Винительный падеж, между собой очень похожи, и многие даже путают нас. Как вы думаете, почему? (Потому что обо отвечают на вопрос кого? при одушевленных существительных).

Да, это верно. (Слайд). Давным-давно, когда в Киеве княжил Юрий Долгорукий, нас было 7. Седьмым братом был Звательный падеж, и употреблялся он при обращении.

«Приди ко мне, брате, мир станем вершить», - писал Юрий Долгорукий Черниговскому князю Святославу.

Слово «брате» здесь употреблено в звательном падеже. Почему же сейчас нас только 6? В ХVI веке на наш город напало княжество Литовское, и в страшном сражении нашему седьмому брату отсекли голову булатным мечом. С тех пор нас 6…

- ребята, для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, мы должны совершить несколько действий. Каких?

(Найти главное слово и задать от него вопрос к имени существительному). (Слайд)

Слушают учителя, вникают в информацию, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательная: узнают о звательном падеже, вспоминают князя Юрия Долгорукого, нападение Литовского княжества на Русь

Практическая деятельность, размышление о смысле пословиц

Самостоятельная работа с раздаточным материалом

Правильно, давайте попробуем это сделать. Работаем с карточкой №3, и братья-Падежи подготовили для нас еще одно испытание. В пословицах вам нужно определить падеж существительного «дело», работаем письменно, над существительным «дело» указываем падеж. На это у вас полторы минуты. ( слайд)

1. Велик телом, да мал делом.

2. Дело шуток не любит.

3. И умен, и крепок, и в деле гож.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Умен на словах, да глуп на делах.

6. Языком не спеши, а делами не смеши.

7. По твоим делам о тебе судят.

8. Дело знай, а правду помни.

9. За делом и день пролетел незаметно.

10. Хороша вера у дела.

- А сейчас давайте проверим, что у вас получилось? И как вы поняли смысл пословиц. (Проверяем).

Определяют падеж, размышляют над смыслом пословиц

Индивидуальная

Личностные: высказывают собственное мнение, разъясняют смысл пословиц.

Познавательные: используют алгоритм определения падежа

Регулятивные: исправляют ошибки, дополняют ответы, раскрывают смысл пословиц

Физкульминутка

Слушают учителя, выполняют задание

- Молодцы, ребята. Думаю Падежи вами очень довольны. А сейчас давайте немного отдохнем. Встаем. На прошлом уроке мы повторяли склонения имен существительных, давайте посмотрим, как вы усвоили тему и поиграем. Условия просты: если я произношу существительное 1 склонения, вы дважды хлопаете в ладоши, если 2 скл – приседаете, а если 3скл – топаете ногами.

Слова :

Речка, мышь, словарь, мама, брат, сестра, речь, ночь, дуб, пастух, верблюд, вишенка, огонек.

Выполняют упражнения, совмещая их с мыслительным процессом

Фронтальная

Личностные: понимают, достаточно ли усвоили тему «склонения» существительных

Закрепление изученного материала

Рассматривают таблицу, анализируют ее, работа с раздаточным материалом

-Ребята, Падежи хотят поделиться с нами секретом. Давайте посмотрим на карточку № 4. Мы видим, что почти у каждого падежа есть предлоги. А как вы думаете, почему Именительный падеж один остался без предлогов? (Потому что сущ. в И.п. являются подлежащими, а у подлежащего предлогов не бывает.)

Падежи Вопросы Предлоги

И.п. Кто? Что? -------------------------------

Р.п. Кого? Чего? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Д.п. Кому? Чему? к, по

В.п. Кого? Что? в, за, на, про, через

Т.п. Кем? Чем? за, над, под, перед, с

П.п. О ком? О чем? в, на, о, об, обо, при

- А сейчас посмотрим, как вы усвоили тему, и выполним упражнение из учебника на странице 64, выполняем упражнение 523. Работаем по цепочке. К доске выходит…

Выполняют упражнение по цепочке, аргументируют ответы.

Индивидуальная работа

Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля.

Личностные: желают выполнить работу безошибочно.

Коммуникативные: задают уточняющие вопросы.


 

Лингвистическая задача

Задача

Задача (слайд): Митя и Коля – близнецы. Сегодня у них день рождения. Утром около кроватей лежали приготовленные для них подарки: от родителей, от тети… А вот еще два пакета: на одном из них надпись – «Подарок Мити», на другом – «подарок Коли».

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля пакет с надписью «Подарок Мити», то оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя (перочинный ножик), А Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля.

Тут в комнату вбежала их сестра Юля и спросила;

- Понравились мои подарки?

- А ты нам ничего не дарила, - в один голос ответили братья.

- Да вот же они! – сказала Юля, показывая на краски и ножик…

Недоразумение вскоре разъяснилось.

ПОЧЕМУ ОНО ПРОИЗОШЛО? Попробуйте разобраться. (Юля спутала окончания падежей, из-за этого она допустила ошибки в надписях на пакетах. Нужно было написать «Подарок Коле» и «Подарок Мите».)

(Лингвистическая задача взята из конспекта урока, размещенного на сайте http://festival.1september.ru/articles/569109/ , учителем русского языка и литературы, Петрайтис Елена Анатольевны).

Слушают текст задачи, высказывают предположения.

Фронтальная

Личностные: высказывают личные предположения, дополняют/ исправляют других.

Коммуникативная: задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов (рефлексия)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выставление оценок

Работа с листами самооценки


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Комментирование

- Молодцы, ребята, вы справились с задачей. Сегодня мы побывали в Городе падежей и падежных вопросов, прошли все испытания. Но пора возвращаться домой. И Братья-падежи хотят нам сказать что-то сказать: слайд

- Сегодня, вы порадовали нас знаниями и активной работой. Нам хотелось бы, чтобы вы никогда о нас не забывали, ведь мы играем в русском языке важную роль. Поэтому мы дарим вам ящик сокровищ, которые и будут напоминать вам о нас, и сделают вашу речь еще грамотней и богаче. На следующем уроке русского языка вы откроете его, и пусть каждый возьмет себе столько «умных слитков», сколько сможет вместить голова.


 

- Ребята, мы с вами вернулись в класс, и сейчас по нашей доброй традиции на полях вы нарисуете смайлики. Веселый смайлик означает, что урок вам понравился; грустный – на уроке вам было тяжело, и вы что-то не поняли, а смайлик равнодушия укажет на то, что вам было скучно и неинтересно.

А сейчас возьмите в руки лист самооценки и заполните его.

Оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями.

Индивидуальная

Личностные: оценивают работу на уроке, анализируют деятельность, вспоминают все этапы урока, связывают элементы в единое целое.

Домашнее задание

 

Параграф 96, упражнение 530.

     


 


 

Лингвистическая задача взята из конспекта урока, размещенного на сайте http://festival.1september.ru/articles/569109/ , учителем русского языка и литературы, Петрайтис Елена Анатольевны.

 


Презентация к уроку по теме "Падеж имен существительных"
PPT / 11.33 Мб

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка в 5А классе в соответствии с требованиями ФГОС

Карточка №1 Цирк, весна, брошюра, лыжня, капель, роса, словарь, бирюза, синева, вершина, речь.

Восемнадцатое марта Восемнадцатое марта Классная работа Падеж имен существительных

Цель: закрепить знания о падежах имен существительных Задачи: - повторить алгоритм определения падежа имени существительного; развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Город Падежей и Падежных Вопросов

Город Падежей и Падежных Вопросов Доброе утро, ребята, вы так рано прибыли в наш город. Это похвально. Но мы не впускаем гостей просто так, вы должны доказать нам, что пришли сюда с добрыми намерениями, а для этого вам нужно пройти испытание.

Карточка №2 Дательный падеж Кто? Кого? Именительный падеж Кем? О ком? Чему? О чем? Творительный падеж Что? Чем? Винительный падеж Кому? Кого? Предложный падеж Чего? Родительный падеж Что?

И.п. Кто? Что? И.п. Кто? Что? Р.п. Кого? Чего? Д.п. Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чем?

Падежи: «Молодцы, ребята, мы не думали, что вы так быстро справитесь с заданием. Не всем это удается с первого раза. Добро пожаловать в наш город! Для того, чтобы вы поняли, куда попали, мы расскажем вам немного о себе. Городом правим мы, падежи. Всего нас 6, и все мы являемся братьями. А самым старшим и мудрым из нас является Именительный падеж. Несмотря на то, что мы родились в разное время, двое из нас, Родительный падеж и Винительный падеж, между собой очень похожи, и многие даже путают нас. Как вы думаете, почему?»

«Давным-давно, когда в Киеве княжил Юрий Долгорукий, нас было 7. Седьмым братом был Звательный падеж, и употреблялся он при обращении. «Давным-давно, когда в Киеве княжил Юрий Долгорукий, нас было 7. Седьмым братом был Звательный падеж, и употреблялся он при обращении. «Приди ко мне, брате, мир станем вершить», - писал Юрий Долгорукий Черниговскому князю Святославу. Слово «брате» здесь употреблено в звательном падеже. Почему же сейчас нас только 6? В ХVI веке на наш город напало княжество Литовское, и в страшном сражении нашему седьмому брату отсекли голову булатным мечом. С тех пор нас 6… 1099–1157

Алгоритм определения падежа имени существительного 1.Найти слово, от которого зависит существительное. 2.Задать от него падежный вопрос. 3.По вопросу и предлогу определить падеж.

карточка №3 1. Велик телом, да мал делом. 2. Дело шуток не любит. 3. И умен, и крепок, и в деле гож. 4. Жизнь дана на добрые дела. 5. Умен на словах, да глуп на делах. 6. Языком не спеши, а делами не смеши. 7. По твоим делам о тебе судят. 8. Дело знай, а правду помни. 9. За делом и день пролетел незаметно.

Физкультминутка

Прыгнуть с крыши, подойти к дому, вылепить из пластилина, бороться за правду, рассказывать про друга, лежать на кровати, смеяться над товарищем, отвечать перед законом. Прыгнуть с крыши, подойти к дому, вылепить из пластилина, бороться за правду, рассказывать про друга, лежать на кровати, смеяться над товарищем, отвечать перед законом.

Секреты Падежей

Упражнение 523 Упражнение 523 на странице 64

Лингвистическая задача Митя и Коля – близнецы. Сегодня у них день рождения. Утром около кроватей лежали приготовленные для них подарки: от родителей, от тети… А вот еще два пакета: на одном из них надпись – «Подарок Мити», на другом – «подарок Коли». Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля пакет с надписью «Подарок Мити», то оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя (перочинный ножик), А Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля.

Тут в комнату вбежала их сестра Юля и спросила: Тут в комнату вбежала их сестра Юля и спросила: - Понравились мои подарки? - А ты нам ничего не дарила, - в один голос ответили братья. Да вот же они! – сказала Юля, показывая на краски и ножик… Недоразумение вскоре разъяснилось. ПОЧЕМУ ОНО ПРОИЗОШЛО?

Падежи говорят: «Сегодня, вы порадовали нас знаниями и активной работой. Нам хотелось бы, чтобы вы никогда о нас не забывали, ведь мы играем в русском языке важную роль. Поэтому мы дарим вам ящик сокровищ, которые и будут напоминать вам о нас, и сделают вашу речь еще грамотней и богаче. На следующем уроке русского языка вы откроете его, и пусть каждый возьмет себе столько «умных слитков», сколько сможет вместить голова».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации