Методическая разработка «Компетентностный подход при формировании УМК учебной дисциплины»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Методическая разработка «Компетентностный подход при формировании УМК учебной дисциплины»
Подготовила: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к.к. 2013
Введение.
Введение федеральных образовательных стандартов нового поколения ставит перед педагогами общеобразовательных дисциплин задачу интеграции требований этих стандартов в образовательном процессе с учётом формирования общих компетенций и универсальных учебных действий.
Для планирования и организации познавательной деятельности обучающихся необходимо подготовить учебно-методический комплекс как средство обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм.
Целью данной работы является реализация компетентностного подхода при формировании УМК дисциплины «Физика».
Задачи:
- реализация компетентностного подхода для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины;
- реализация компетентностного подхода при формировании предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.
Компетенция является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей.
Компетентностный подход – это создание условий для овладения обучающимися комплексом компетенций.
В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат ключевые (базовые) компетенции: эмоционально-психологические, регулятивные, социальные, аналитические, творческие и компетенции самосовершенствования.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических, лабораторных и контрольных работ, а также в ходе выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Базовые компетенции |
Общие компетенции |
Результаты обучения |
Способы достижения средствами учебной дисциплины |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы |
||||
Эмоциольно-психологические |
ОК 1.
Понимать сущность и |
1. Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. |
Включение учащихся в алгоритмы деятельности от постановки цели до оценки результатов. |
Самостоятельные работы «Наблюдение электризации», «Наблюдение капиллярных явлений». |
2. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Открытая система оценки |
Контрольные работы №№ 1 – 5 |
||
3. Системы значимых
социальных и межличностных |
Вариативность образовательной деятельности по уровням сложности, по способам учебной |
Практические работы №№ 1- 17, лабораторные работы №№ 1- 17, контрольные работы №№ 1 – 5 |
||
4. Личностные и гражданские позиции деятельности. |
Актуализация информации о достижениях нашей страны. |
Самостоятельная работа «Первые искусственные спутники Земли». |
||
5. Экологическая культура. |
Актуализация информации о влиянии достижений науки и техники на природу, способах уменьшения вредного воздействия на окружающую среду. |
Самостоятельные работы: «Способы уменьшения вредного воздействия тепловых двигателей», «Альтернативные источники энергии», «Радиационная безопасность», «Воздействие электромагнитных излучений на живую природу», «Проблемы энергосбережения». |
||
Самосовершен-ствования |
6. Способность ставить цели и строить жизненные планы. |
Запрос элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоорганизация, самоконтроль, самооценка. |
Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов. |
|
Эмоционально-психологические |
7. Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. |
Актуализация информации о роли сотрудничества России и других стран в освоении космического пространства. |
Самостоятельная работа «Мировые достижения в освоении космического пространства». |
|
метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы |
||||
Регулятивные |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
1. Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): - самоорганизация учебной деятельности. |
Запрос элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоорганизация, самоконтроль, самооценка. |
Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов. |
Социальные |
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
2. Коммуникативные УУД: - обобщение; - классификация; |
Актуализация учебно-информационных умений работать с письменными текстами; учебно-логических умений обобщать и классифицировать. |
Практические работы №№ 1 – 16, самостоятельные работы на извлечение информации из различных источников, систематизацию, обобщение |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
- работа с информацией; |
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной,
передача содержания |
Практические работы №№ 1 – 17, самостоятельные работы на извлечение информации из различных источников, систематизацию, обобщение |
|
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
- общение с людьми; |
Запрос продуктивного учебного общения. |
Оценка устного ответа на экзамене. |
|
Аналитические |
ОК 3. 1. -анализировать рабочую ситуацию; |
3. Познавательные УУД: -определение сущностных характеристик изучаемого объекта; - установление связей и зависимостей. |
Определение свойств объекта, его существенных признаков, осуществление родовидовых определений, упражнения в анализе и синтезе. |
Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов. |
Творческие |
ОК 3. 3. - нести ответственность за результаты своей работы; |
Способность к построению индивидуальной образовательной траектории. |
Формирование кругозора. |
Самостоятельная работа «Возможные сценарии эволюции Вселенной». |
Самосовершен-ствования |
ОК 3. 2. - осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности; ОК 3. 3. - нести ответственность за результаты своей работы. |
Владение навыками учебно-исследовательской, проектной деятельности. |
Включение в содержание учебной дисциплины исследовательских работ |
Лабораторные работы №№ 1-17, самостоятельные работы на наблюдение физических явлений |
предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы |
||||
Самосовершен-ствования |
ОК 3. 2. - осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности; ОК 3. 3. - нести ответственность за результаты своей работы. |
1) Сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач. |
Освоение обучающимися содержания учебной дисциплины. |
Самостоятельная работы: «Возможные сценарии эволюции Вселенной», практические работы №№ 1- 17. |
Регулятивные |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
2) Владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой. |
Освоение обучающимися содержания учебной дисциплины. |
Оценка выполнения контрольных работ №№ 1 - 5. |
Аналитические |
ОК 3. 1. -анализировать рабочую ситуацию. |
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. |
Включение в содержание учебной дисциплины лабораторных и практических занятий. |
Оценка выполнения лабораторных работ №№ 1- 17 и практических работ №№ 1- 17, самостоятельные работы: «Наблюдение электризации», «Наблюдение капиллярных явлений». |
4) Сформированность умения решать физические задачи. |
Освоение алгоритма решения физически задач. |
Оценка выполнения контрольных работ и практических работ № 1, 2, 3, 6; выполнение самостоятельных работ на определение параметров. |
||
5) Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни. |
Освоение алгоритма характеристики физических явлений. |
Оценка выполнения контрольных работ №№ 2,4,5. |
||
Социальные |
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
6) Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. |
Освоение методов самостоятельной работы с информацией. |
Самостоятельные работы: «Способы уменьшения вредного воздействия тепловых двигателей», «Альтернативные источники энергии», «Радиационная безопасность», «Воздействие электромагнитных излучений на живую природу», «Проблемы энергосбережения». |
Оценка входной контрольной работы.
Демонстрируемые умения |
1 задание |
2 задание |
3 задание |
Уровень выполнения |
||||||||
Знание определения физической величины |
Перевод информацию из одной знаковой системы в другую |
Знание единиц измерения физической величины |
Знание определения физического явления |
Оценку условий протекания физического явления |
Подбор примеров проявления (применения) физического явления |
Перевод информацию из одной знаковой системы в другую |
Выделение причинно-следственные связей |
Исследование связей и зависимостей |
Оценка полученного результата |
Объём предоставленной информации |
Уровень деятельности |
|
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
Базовые компе- тен- ции Оценка |
Регуля-тивные |
Социаль-ные |
Регуля-тивные |
Регуля-тивные |
Само-совер-шенст-вования |
Твор-ческие |
Социаль-ные |
Анали-ти-ческие |
Анали-ти-ческие |
Само-совер-шенст-вования |
||
«5» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Програм мный |
Аналитико- синтетический |
«4» |
Выполнено не менее 6 пунктов из 3-х заданий |
Програм мный |
Алгорит- мический |
|||||||||
«4» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Базовый |
Аналитико- синтетический |
|||
«4» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Базовый |
Аналитико- синтетический |
|||
«4» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Базовый |
Аналитико- синтетический |
|||
«3» |
Выполнено не менее 5 пунктов из 2-х заданий |
Базовый |
Алгорит- мический |
|||||||||
«3» |
+ |
+ |
+ |
Ориента-ционный |
Аналитико- синтетический |
|||||||
«3» |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориента-ционный |
Аналитико- синтетический |
||||||
«3» |
+ |
+ |
+ |
|
Ориента-ционный |
Аналитико- синтетический |
||||||
«3» |
Выполнено не менее 3 пунктов из 3-х заданий
|
Програм мный |
Фактогра-фический |
|||||||||
«3» |
Выполнено не менее 2 пунктов из 2-х заданий
|
Базовый |
Фактогра-фический |
|||||||||
«3» |
Выполнено не менее 2 пунктов из 1-го задания |
Ориента-ционный |
Алгорит- мический |
|||||||||
«2» |
Выполнен 1 пункт из 1-го задания
|
Ориента-ционный |
Фактогра-фический |
|||||||||
«2» |
Не выполнено ни одного пункта |
Не определён |
Не определён |
Сформированность эмоционально-психологических компетенций учащихся отслеживается по поведению во время выполнения контрольной работы и не влияет на оценку учащегося.
Оценка устного ответа на экзамене по физике.
Показатели |
Корректное поведение при подготовке и ответе |
Сформированность познавательных универсальных учебных действий |
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий |
Сформированность регулятивных универсальных учебных действий |
||||||||
Полнота представленной информации |
Устанавливает несложные связи и зависимости |
Устанавливает причинно- следственные связи |
Использует структурный анализ |
Простой пересказ |
Переводит информацию из одной знаковой системы в другую |
Предъявляет развёрнутое суждение |
Даёт определения |
Приводит примеры |
Приводит доказательства |
Делает вывод |
||
Базовые компе- тенции Оценка |
Эмоционально-психологичиеские |
Аналитические |
Аналитические |
Аналитические |
Аналитические |
Социальные |
Социальные |
Социальные |
Регулятивные |
Творческие |
Аналитические |
Самосовершен-ствования |
«5» |
+ |
100% |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
«4» |
+ |
100% |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
«3» |
|
+ |
+ |
+ |
Формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательной программы.
Комплект лабораторных заданий разработан в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физика».
Цель проведения лабораторных работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.
Задачи проведения лабораторных работ:
№ п/п |
Формируемые результаты |
Требования ФГОС |
Базовые компетенции |
1. |
Владение навыками учебно-исследовательской деятельности. |
Метапредметные результаты |
Аналитические |
2. |
Понимание физической сущности наблюдаемых явлений. |
Предметные результаты |
Аналитические |
3. |
Владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
Предметные результаты |
Регулятивные |
4. |
Уверенное пользование физической терминологией и символикой |
Предметные результаты |
Регулятивные |
5. |
Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: измерение, эксперимент |
Предметные результаты |
Аналитические |
6. |
Умение обрабатывать результаты измерений. |
Предметные результаты |
Социальные |
7. |
Умение обнаруживать зависимость между физическими величинами. |
Предметные результаты |
Аналитические |
8. |
Умение объяснять полученные результаты и делать выводы. |
Предметные результаты |
Самосовершен-ствования |
Бланк-отчёт лабораторной работы содержит:
Номер работы;
Цель работы;
Перечень используемого оборудования;
Последовательность выполняемых действий;
Рисунок или схему установки;
Таблицы и/или схемы для записи значений;
Расчётные формулы.
Критерии оценивания:
Демонстрация умений. |
Оценка |
|||||
Сборка установки (схемы) |
Настройка устройств |
Снятие показаний |
Расчёт значений |
Заполнение таблиц, построение графиков |
Вывод по работе |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«4» |
|
+ |
+ |
+ |
«3» |
Комплект практических заданий разработан в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Физика».
Цель выполнения практических работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.
Характеристика практических заданий:
№ п/п |
Тема практической работы |
Раздел |
Формируемые умения |
|
метапредметные |
предметные |
|||
1. |
Определение скорости тела относительно различных систем отсчёта. |
Механика |
Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись |
Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
2. |
Определение параметров движения при свободном падении тела. |
Механика |
Поиск нужной информации в справочнике умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись |
Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
3. |
Движение тела под действием нескольких сил. |
Механика |
Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись |
Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
4. |
Агрегатные состояния вещества. |
Молекулярная физика. Термодинамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе. |
5. |
Свойства твёрдых тел. |
Молекулярная физика. Термодинамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе. |
6. |
Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. |
Молекулярная физика. Термодинамика |
Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
7. |
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. |
Электро-динамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
8. |
Работа и мощность тока. |
Электро-динамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из в математическую запись. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; решение физических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
9. |
Полупроводниковые приборы. |
Электро-динамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
10. |
Магнитные свойства вещества. |
Электро-динамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в схему. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
11. |
Цепи переменного тока. |
Электро-динамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
12. |
Производство, распределение и потребление электроэнергии. |
Электро-динамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. |
Понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; формирование умения применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни. |
13. |
Принципы радиосвязи. |
Электро-динамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в схему, графики. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
14. |
Распространение радиоволн. |
Электро-динамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
15. |
Шкала электромагнитных излучений. |
Электро-динамика |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
16. |
Методы регистрации заряженных частиц. |
Строение атома и квантовая физика. |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. |
Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
17. |
Сравнительная характеристика планет. |
Эволюция Вселенной. |
Поиск нужной информации по заданной теме в таблице; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из таблицы в таблицу. |
Понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; использование физической символики и терминологии. |
Оценка результата выполнения практических заданий:
Предъявленные умения |
Базовые компетенции |
«5» |
«4» |
«3» |
Корректное поведение при выполнении работы |
эмоционально-психологические |
+ |
+ |
|
Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки |
регулятивные |
+ |
+ |
+ |
Содержание информации соответствует требуемой |
социальные |
+ |
+ |
+ |
Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки |
аналитические |
+ |
+ |
|
Приведены примеры применения явлений |
творческие |
+ |
||
Работа закончена |
самосовершен-ствования |
+ |
*Для работ №№ 4, 7, 9 – 16.
Заключение.
УМК учебной дисциплины, сформированный на основе компетентностного подхода, создаёт условия для обеспечения реализации требований стандарта не только среднего (полного) общего образования, но и формирования общих компетенций с целью достижения результатов стандарта профессионального образования.
Интеграционная модель, основанная на уровнях деятельности: эмоционально - психологическом, регулятивном, социальном, аналитическом, творческом и уровне самосовершенствования позволяет объединить требования двух стандартов, обеспечить технологические требования к образовательному процессу в деятельностном формате, выстроить единый процесс мониторинга качества общего образования и сформированности общих компетенций.
Компетентностный подход позволяет выстроить образовательный процесс с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и сформировать у обучающихся общие компетенции и универсальные учебные действия.
Литература.
Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 ноября 2009 г. № 588.