Методическая разработка «Компетентностный подход при формировании УМК учебной дисциплины»

8
0
Материал опубликован 18 June 2016 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Методическая разработка «Компетентностный подход при формировании УМК учебной дисциплины»

Подготовила: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к.к. 2013

 

Введение.

Введение федеральных образовательных стандартов нового поколения ставит перед педагогами общеобразовательных дисциплин задачу интеграции требований этих стандартов в образовательном процессе с учётом формирования общих компетенций и универсальных учебных действий.

Для планирования и организации познавательной деятельности обучающихся необходимо подготовить учебно-методический комплекс как средство обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм.

Целью данной работы является реализация компетентностного подхода при формировании УМК дисциплины «Физика».

Задачи:

  • реализация компетентностного подхода для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины;
  • реализация компетентностного подхода при формировании предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.

Компетенция является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей.

Компетентностный подход – это создание условий для овладения обучающимися комплексом компетенций.

В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат ключевые (базовые) компетенции: эмоционально-психологические, регулятивные, социальные, аналитические, творческие и компетенции самосовершенствования.

Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических, лабораторных и контрольных работ, а также в ходе выполнения обучающимися самостоятельной работы.

Базовые компетенции

Общие компетенции

Результаты обучения

Способы достижения средствами учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Эмоциольно-психологические

ОК 1.

Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес

1. Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

Включение учащихся в алгоритмы деятельности от постановки цели до оценки результатов.

Самостоятельные работы «Наблюдение электризации», «Наблюдение капиллярных явлений».

2. Сформированность

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Открытая система оценки
образовательных достижений как личностный ориентир;
запрос и предъявление учебной информации.

Контрольные работы

№№ 1 – 5

3. Системы значимых

социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок.

Вариативность образовательной деятельности по уровням сложности, по способам учебной
деятельности как показатель достижений.

Практические работы №№ 1- 17, лабораторные работы №№ 1- 17, контрольные работы №№ 1 – 5

4. Личностные и

гражданские позиции

деятельности.

Актуализация информации о достижениях нашей страны.

Самостоятельная работа «Первые искусственные спутники Земли».

5. Экологическая культура.

Актуализация информации о влиянии достижений науки и техники на природу, способах уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.

Самостоятельные работы: «Способы уменьшения вредного воздействия тепловых двигателей», «Альтернативные источники энергии», «Радиационная безопасность», «Воздействие электромагнитных излучений на живую природу», «Проблемы энергосбережения».

Самосовершен-ствования

6. Способность ставить цели и строить жизненные планы.

Запрос элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоорганизация, самоконтроль, самооценка.

Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов.

Эмоционально-психологические

7. Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Актуализация информации о роли сотрудничества России и других стран в освоении космического пространства.

Самостоятельная работа «Мировые достижения в освоении космического пространства».

метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Регулятивные

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных

руководителем.

1. Регулятивные универсальные учебные действия (УУД):

- самоорганизация учебной

деятельности.

Запрос элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоорганизация, самоконтроль, самооценка.

Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов.

Социальные

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач.

2. Коммуникативные УУД:

- обобщение;

- классификация;

Актуализация учебно-информационных умений работать с письменными текстами; учебно-логических умений обобщать и классифицировать.

Практические работы

№№ 1 – 16, самостоятельные работы на извлечение информации из различных источников, систематизацию, обобщение

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- работа с информацией;

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной,

передача содержания
информации адекватно поставленной цели,
перевод информации из одной
знаковой системы в другую.

Практические работы

№№ 1 – 17, самостоятельные работы на извлечение информации из различных источников, систематизацию, обобщение

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- общение с людьми;

Запрос продуктивного учебного общения.

Оценка устного ответа на экзамене.

Аналитические

ОК 3. 1. -анализировать рабочую ситуацию;

3. Познавательные УУД:

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- установление связей и зависимостей.

Определение свойств объекта, его существенных признаков, осуществление родовидовых определений, упражнения в анализе и синтезе.

Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов.

Творческие

ОК 3. 3. - нести ответственность за результаты своей работы;

Способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

Формирование кругозора.

Самостоятельная работа «Возможные сценарии эволюции Вселенной».

Самосовершен-ствования

ОК 3. 2. - осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;

ОК 3. 3. - нести ответственность за результаты своей работы.

Владение навыками учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Включение в содержание учебной дисциплины исследовательских работ

Лабораторные работы

№№ 1-17, самостоятельные работы на наблюдение физических явлений

предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Самосовершен-ствования

ОК 3. 2. - осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;

ОК 3. 3. - нести ответственность за результаты своей работы.

1) Сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач.

Освоение обучающимися содержания учебной дисциплины.

Самостоятельная работы: «Возможные сценарии эволюции Вселенной», практические работы

№№ 1- 17.

Регулятивные

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных

руководителем.

2) Владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой.

Освоение обучающимися содержания учебной дисциплины.

Оценка выполнения контрольных работ

№№ 1 - 5.

Аналитические

ОК 3. 1. -анализировать рабочую ситуацию.

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Включение в содержание учебной дисциплины лабораторных и практических занятий.

Оценка выполнения лабораторных работ №№ 1- 17 и практических работ №№ 1- 17, самостоятельные работы: «Наблюдение электризации», «Наблюдение капиллярных явлений».

4) Сформированность умения решать физические задачи.

Освоение алгоритма решения физически задач.

Оценка выполнения контрольных работ и практических работ № 1, 2, 3, 6; выполнение самостоятельных работ на определение параметров.

5) Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни.

Освоение алгоритма характеристики физических явлений.

Оценка выполнения контрольных работ

№№ 2,4,5.

Социальные

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6) Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Освоение методов самостоятельной работы с информацией.

Самостоятельные работы: «Способы уменьшения вредного воздействия тепловых двигателей», «Альтернативные источники энергии», «Радиационная безопасность», «Воздействие электромагнитных излучений на живую природу», «Проблемы энергосбережения».

Оценка входной контрольной работы.

Демонстрируемые умения

1 задание

2 задание

3 задание

Уровень выполнения

Знание определения физической величины

Перевод информацию из одной знаковой системы в другую

Знание единиц измерения физической величины

Знание определения физического явления

Оценку условий протекания физического явления

Подбор примеров проявления (применения) физического явления

Перевод информацию из одной знаковой системы в другую

Выделение причинно-следственные связей

Исследование связей и зависимостей

Оценка полученного результата

Объём предоставленной информации

Уровень деятельности

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Базовые компе-

тен-

ции

Оценка

Регуля-тивные

Социаль-ные

Регуля-тивные

Регуля-тивные

Само-совер-шенст-вования

Твор-ческие

Социаль-ные

Анали-ти-ческие

Анали-ти-ческие

Само-совер-шенст-вования

«5»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Програм

мный

Аналитико-

синтетический

«4»

Выполнено не менее 6 пунктов из 3-х заданий

Програм

мный

Алгорит-

мический

«4»

+

+

+

+

+

+

 

 

     

Базовый

Аналитико-

синтетический

«4»

+

+

+

     

+

+

+

+

Базовый

Аналитико-

синтетический

«4»

     

+

+

+

+

+

+

+

Базовый

Аналитико-

синтетический

«3»

Выполнено не менее 5 пунктов из 2-х заданий

Базовый

Алгорит-

мический

«3»

     

+

+

+

       

Ориента-ционный

Аналитико-

синтетический

«3»

           

+

+

+

+

Ориента-ционный

Аналитико-

синтетический

«3»

+

+

+

     

 

     

Ориента-ционный

Аналитико-

синтетический

«3»

Выполнено не менее 3 пунктов из 3-х заданий

 

Програм

мный

Фактогра-фический

«3»

Выполнено не менее 2 пунктов из 2-х заданий

 

Базовый

Фактогра-фический

«3»

Выполнено не менее 2 пунктов из 1-го задания

Ориента-ционный

Алгорит-

мический

«2»

Выполнен 1 пункт из 1-го задания

 

Ориента-ционный

Фактогра-фический

«2»

Не выполнено ни одного пункта

Не определён

Не

определён

Сформированность эмоционально-психологических компетенций учащихся отслеживается по поведению во время выполнения контрольной работы и не влияет на оценку учащегося.

Оценка устного ответа на экзамене по физике.

Показатели

Корректное поведение при подготовке и ответе

Сформированность

познавательных

универсальных

учебных действий

Сформированность

коммуникативных

универсальных

учебных действий

Сформированность

регулятивных

универсальных

учебных действий

Полнота представленной информации

Устанавливает несложные связи и зависимости

Устанавливает причинно- следственные

связи

Использует структурный

анализ

Простой

пересказ

Переводит информацию из

одной знаковой системы в другую

Предъявляет развёрнутое суждение

Даёт

определения

Приводит

примеры

Приводит

доказательства

Делает вывод

Базовые

компе-

тенции

Оценка

Эмоционально-психологичиеские

Аналитические

Аналитические

Аналитические

Аналитические

Социальные

Социальные

Социальные

Регулятивные

Творческие

Аналитические

Самосовершен-ствования

«5»

+

100%

   

+

   

+

+

+

+

+

«4»

+

100%

 

+

   

+

 

+

+

+

 

«3»

 

+

   

+

   

+

     

Формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательной программы.

Комплект лабораторных заданий разработан в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физика».

Цель проведения лабораторных работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.

Задачи проведения лабораторных работ:

п/п

Формируемые результаты

Требования ФГОС

Базовые компетенции

1.

Владение навыками учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Аналитические

2.

Понимание физической сущности наблюдаемых явлений.

Предметные результаты

Аналитические

3.

Владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами.

Предметные результаты

Регулятивные

4.

Уверенное пользование физической терминологией и символикой

Предметные результаты

Регулятивные

5.

Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: измерение, эксперимент

Предметные результаты

Аналитические

6.

Умение обрабатывать результаты измерений.

Предметные результаты

Социальные

7.

Умение обнаруживать зависимость между физическими величинами.

Предметные результаты

Аналитические

8.

Умение объяснять полученные результаты и делать выводы.

Предметные результаты

Самосовершен-ствования

Бланк-отчёт лабораторной работы содержит:

Номер работы;

Цель работы;

Перечень используемого оборудования;

Последовательность выполняемых действий;

Рисунок или схему установки;

Таблицы и/или схемы для записи значений;

Расчётные формулы.

Критерии оценивания:

Демонстрация умений.

Оценка

Сборка установки

(схемы)

Настройка

устройств

Снятие

показаний

Расчёт

значений

Заполнение таблиц, построение

графиков

Вывод

по

работе

+

+

+

+

+

+

«5»

+

+

+

+

+

 

«4»

+

 

+

 

+

 

«3»

Комплект практических заданий разработан в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Физика».

Цель выполнения практических работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.

Характеристика практических заданий:

п/п

Тема практической работы

Раздел

Формируемые умения

метапредметные

предметные

1.

Определение скорости тела

относительно различных

систем отсчёта.

Механика

Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись

Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач;  владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами.

2.

Определение параметров

движения при свободном

падении тела.

Механика

Поиск нужной информации в справочнике умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись

Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач;  владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами.

3.

Движение тела под

действием нескольких сил.

Механика

Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись

Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач;  владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами.

4.

Агрегатные состояния

вещества.

Молекулярная физика. Термодинамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе.

5.

Свойства твёрдых тел.

Молекулярная физика. Термодинамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе.

6.

Изменение внутренней

энергии тел в процессе

теплопередачи.

Молекулярная физика. Термодинамика

Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись.

Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач;  владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами.

7.

Проводники и диэлектрики в

электрическом поле.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни.

8.

Работа и мощность тока.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из в математическую запись.

Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; решение физических задач;  владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами.

9.

Полупроводниковые

приборы.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни.

10.

Магнитные свойства

вещества.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в схему.

Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни.

11.

Цепи переменного тока.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни.

12.

Производство,

распределение и

потребление электроэнергии.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; формирование умения применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни.

13.

Принципы радиосвязи.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в схему, графики.

Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни.

14.

Распространение радиоволн.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни.

15.

Шкала электромагнитных

излучений.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни.

16.

Методы регистрации

заряженных частиц.

Строение атома и квантовая физика.

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни.

17.

Сравнительная

характеристика планет.

Эволюция Вселенной.

Поиск нужной информации по заданной теме в таблице; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из таблицы в таблицу.

Понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; использование физической символики и терминологии.

Оценка результата выполнения практических заданий:

Предъявленные умения

Базовые компетенции

«5»

«4»

«3»

Корректное поведение при выполнении работы

эмоционально-психологические

+

+

 

Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки

регулятивные

+

+

+

Содержание информации соответствует требуемой

социальные

+

+

+

Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки

аналитические

+

+

 

Приведены примеры применения явлений

творческие

+

   

Работа закончена

самосовершен-ствования

+

   

*Для работ №№ 4, 7, 9 – 16.

Заключение.

УМК учебной дисциплины, сформированный на основе компетентностного подхода, создаёт условия для обеспечения реализации требований стандарта не только среднего (полного) общего образования, но и формирования общих компетенций с целью достижения результатов стандарта профессионального образования.

Интеграционная модель, основанная на уровнях деятельности: эмоционально - психологическом, регулятивном, социальном, аналитическом, творческом и уровне самосовершенствования позволяет объединить требования двух стандартов, обеспечить технологические требования к образовательному процессу в деятельностном формате, выстроить единый процесс мониторинга качества общего образования и сформированности общих компетенций.

Компетентностный подход позволяет выстроить образовательный процесс с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и сформировать у обучающихся общие компетенции и универсальные учебные действия.

Литература.

Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 ноября 2009 г. № 588.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации