Методическая разработка внеклассного мероприятия «Изучение великих джазовых музыкантов»
Департамент образования и социально-правовой защиты детства
Администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детский (подростковый) центр «Агнес»
Детский подростковый клуб «Импульс»
Методическая разработка
Тема:
«Изучение джаза детьми
4 года обучения»
Разработал: Рзаева Елизавета Зохрабовна
Педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Нижний Новгород
2019
Пояснительная записка
Музыка джаза – это ритм и настроение, в которые музыкант старается вложить все, что может. Несколько минут яркой композиции – это буря хороших эмоций, постоянная смена ритма и стиля. Отличительная особенность джазовых мелодий в их насыщенности и отсутствии любых правил. Самые лучшие композиции создавались просто по настроению авторов, в идеальном тандеме саксофона, рояля или виолончели.
На самом деле, музыка способна творить чудеса с нашим мозгом. Не зря медики композициям Моцарта приписывают болеутоляющие свойства, и способности избавить слушателя от головной боли.
Джаз, как и любая другая предпочитаемая детьми музыка, может сделать их счастливыми. Исследования воздействия музыкальных композиций на головной мозг показали, что во время прослушивания приятных песен, в организме вырабатывается дофамин. Это гормон, который отвечает за чувство влюбленности, эйфории и удовольствия. Глупо отказываться от музыки, когда она так полезна.
Музыка является сильным инструментом влияния на настроение человека, на ход его мыслей и как следствие на работоспособность. Разумеется, джаз здесь не является исключением. К примеру, медленный джаз помогает уменьшить уровень волнения и действовать более спокойно, рационально и взвешенно. Это особенно важно для умственной работы или работы, требующей высокого уровень концентрации.
У джаза есть огромное преимущество перед другими музыкальными жанрами. В композициях практически нет слов.
Однако музыка должна быть разнообразной — и классика, и эстрадная, и джаз, и в народном исполнении — с разнообразием в музыке ребенок впитывает в себя разнообразие в жизни, всесторонне развивается.
На протяжении веков музыка признавалась незаменимым средством развития духовной культуры человека.
Во многом — из-за своего эмоционального воздействия на нас.
Музыка, играет важную роль в развитии школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Музыкальные занятия содействуют воспитанию влияний многих положительных качеств на формирование личности ребенка. Объединяют детей общими радостными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.
Музыка, обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры.
Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
Нужно сохранять наше духовное богатство: ходить в музеи, посещать концерты классической и джазовой музыки, читать классическую литературу, приучать к этому наших детей.
Актуальность джазовой музыки:
* Нравственное развитие;
* Эмоциональное развитие;
* Интеллектуальное развитие;
* Социальное развитие.
Цели и задачи
Цель: развить интерес и эстетический вкус воспитанников к джазовой музыке.
Задачи:
* Научить детей слышать и сравнивать русских и зарубежных джазовых исполнителей;
* Сформировать и развить способность слышать духовой оркестр, инструментальное соло и голос;
*Научить детей выделять основные музыкальные инструменты джазовой музыки;
* Научить детей определять характерные черты джаза;
* Развить зрительную память;
* Развить интерес к джазовой музыке;
* Воспитать музыкальную культуру.
Психолого-педагогическое объяснение специфики и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Детский организм это организм вечно развивающийся.
Ребенок, как и взрослый, запоминает мелодии, напевает их, расширяя, таким образом, свои музыкальные знания и опыт. Поэтому задача обучения должна заключаться в том, чтобы подготовить подрастающих ребят такими знаниями и умениями, которые позволят им грамотно и заинтересованно участвовать в музыкальной жизни, использовать музыку для повышения своего культурного уровня и для развития собственной личности.
Подлинное музыкальное впечатление должно возникнуть непосредственно в момент звучания произведения. Информация, полученная после прослушивания, способствует более глубокому впечатлению при повторном прослушивании. Активное, сознательное слушание музыки требует сформировавшегося слушательного опыта. Музыкальная память учащихся должна быть развита настолько, чтобы он мог запомнить и отличать друг от друга услышанные мелодии.
Слушания музыки ориентирую на два момента, стимулирующих активную музыкальную деятельность: на музыкальное соучастие и на сознательное умственное прослеживание звучания.
Музыкальное это тихое напевание или пение с закрытым ртом мелодии, части мелодий или характерной, поддающейся напеванию темы, фиксировании сильной доли текста или вида текста посредством тихого отстукивания или похлопывания, подчеркивания ритма важной темы или мотива.
Сознательное это фиксирование внимания учащихся с помощью наглядных средств (картинок к произведениям) которые будучи усвоены сознанием учащихся, помогают им в процессе слушания музыки сконцентрируют свои мысли на существенных особенностях музыкального произведения : его содержании, на исторических связях.
Связь между звуковым восприятием и умственным сопереживанием.
Знание джазовой и народной и классической музыки, формируют свой художественно – эстетический вкус и опыт, фантазию, эмоциональность, музыкальный багаж.
На протяжении всего образовательного процесса ребята учатся не только профессиональным навыкам, но и умению дружить, помогать друг другу, уважать и ценить, как себя, так и окружающих, и самое главное- любить прекрасное, любить свою Родину. Дети взаимодействуют со своими сверстниками и педагогом.
Концептуальные основы
Работа с детьми в вокальном объединении «Мажоринки» строится на общегуманистических и художественно - педагогических принципах:
Принцип гуманизации. Личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие предусматривает личностный рост учителя и учащихся, их совместное личностное развитие, создание благоприятных условий для выявлений и культивирования в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности.
Принцип гармонизации личности и среды. Развитие интересов, способностей, формирование такой личности, которая будет в единстве с миром, людьми и с самим собой.
Принцип активности и сознательности. Выражается в том, что необходимо приучать ребенка к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и решения.
Принцип наглядности. Основан на особенностях развития мышления ребенка, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес ребенка к знаниям и делает процесс обучения более легким.
Принцип доступности. Выражается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недоступности его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
Принцип систематичности и последовательности обучения предусматривает глубокое осмысление учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изученного материала.
Принцип прочности обучения и его цикличности предполагает, чтобы ребенок совершал в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: воспринимал и осмысливал учебный материал, запоминая его и повторяя.
Принцип мотивации, развитие внутренней мотивации предусматривает осознание необходимости обучения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможности общения, похвала от значимых лиц, стремление оказаться в центре внимания.
Принцип образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:
тщательная подготовка педагога к занятиям;
выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление детей;
связь теории с практикой, обучения с производительным трудом учащихся, формированием их взглядов и убеждений.
10. Принцип взаимодействия:
на уровне взаимоотношения между педагогом и подростком в процессе занятий;
взаимодействие обучающихся как партнеров по творческой деятельности.
Ожидаемые результаты
Ребенок должен знать:
* Уметь слышать и сравнивать русских и зарубежных джазовых исполнителей;
* Знать зарубежных и русских джазовых исполнителей;
* Уметь с помощью картинок назвать великих исполнителей джаза;
* Уметь слышать духовой оркестр, инструментальное соло и голос;
* Знать известные музыкальные произведения;
*Знать основные музыкальные инструменты джазовой музыки;
* Уметь дать характеристику джазу и блюзу;
* Знать характерные черты джаза;
* Знать историю возникновения джаза.
Содержание занятия
История возникновения джаза, блюза;
Знакомство с музыкантами, певцами;
Характерные черты джаза;
Основные инструменты;
Изучение наглядного материала;
Стихи на тему джаз для детей;
Прослушивание произведений.
Начало урока
«В чем главное различие между классической музыкой и джазом? В классической музыке музыкальное сочинение важнее, чем его исполнение, а в джазе наоборот"
Андре Превен, немецкий композитор.
Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки.
Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притопыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.
Джаз – как музыкальный жанр складывался необычно. Он «прорывался» в жизнь с большими трудностями.
Так было на его родине в Америке, так было и в Европе, где джаз появился позднее. В начале века джаз-изгой в американском обществе.
Обосновавшийся в социальных «низах», в замкнутой негритянской среде, джаз казался вызывающе анархистским, вульгарным. Другой важный фактор джазовой истории – то, что джаз входил в быт через легкожанровую эстраду, был тесно связан с нею.
Долгое время основным «местом обитания» джаза были дансинги, рестораны, ночные клубы и бары, зачастую довольно низкого пошиба.
Джаз в Америке на всех этапах своего развития был заряжен социально. Особенно остро - в последние два- три десятилетия, когда джаз стал для многих музыкантов (прежде всего для негров) своеобразной формой протеста против общества, в котором они живут и творят.
«Джаз прибыл в Америку три века назад в оковах"
Пол Уайтмен, американский джазовый скрипач.
Не случайно музыку великого Джона Колтрейна называли «криком о свободе ». Джаз сложился из многих совершенно различных элементов. Тут и богатый синкопированный ритм негритянского происхождения, есть мелодичные обороты от англо- американской народной песни, есть и танцевально - кабаретные, чувственные завывания более низкого происхождения, т. е. тот элемент, которому соответствует «цыганщина». Новизна и прогресс в джазе - в чум их суть? Джаз перечеркнул все привычные представления о темпах исторической эволюции музыки. Всего за несколько десятилетий он перетерпел множество изменений. В начале века - это маленький уличный оркестр, игравший на парадах, похоронах, пикниках которые устраивали труженики – негры в городах на юге Америки. Сегодня джаз – «всемирная» музыка, ставшая неотъемлемой частью духовной жизни ХХ века. Корифеи джаза Майлс Девис, Дизи Гиллепси, Джон Колтрейн, Луи Армстронг, Леонид Утесов, Лариса Долина, Ирина Отиева, Пьер Мари, Татевик Оганесян.
Джаз имеет несколько характерных черт, отличающих его от других музыкальных жанров:
полиритмия, основанная на синкопированных ритмах;
бит - регулярная пульсация;
свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры;
импровизационность;
красочный гармонический и тембровый ряд;
инструменты, имитирующие речь человека;
своеобразный «диалог» между инструментами;
специфический вокал, интонационно напоминающее разговор.
Блюз- вид афро - американского музыкального фольклора, самая ранняя разновидность - архаический, или деревенский, блюз- возникла в негритянской среде сельского Юга США во второй половине XIX в.
Блюз оказал огромное влияние на становление и развитие джаза. Тут необычная подвижность и гибкость интонации, специфический тембр, регулярность метроритма. Тематика блюзов тесно связана с социальными условиями, в которых находились жители негритянских гетто в городах и подневольные рабочие на хлопковых полях. Отсюда - мрачная тоска и отчаяние, звучавшие в большинстве блюзов. Их основные темы - несчастная любовь, одиночество, страх, страдание.
Инструменты.
Истинным олицетворением джаза является всеми любимый саксофон, который органично звучит в своем стиле. Такой эффект вызван тем, что тембр саксофона является максимально схожим с тембром человеческого голоса. Инструмент появился в 1842 году, и его создателем является бельгиец Адольф Сакс.
Как и в большинстве групп разных музыкальных жанров, бас-гитара является одним из важнейших инструментов в джаз-банде. Она отличается низким и грубым звучанием, которое служит фоном для сольных партий. Однако, многие исполнители использовали бас-гитару в качестве основного соло. Инструмент появился в пятидесятых годах, и считался разновидностью контрабаса. Со временем гитаре удалось практически полностью заменить своего предшественника.
Огромное значение в джазовой музыке имеет ритм, который невозможен без барабанной установки. Когда ее еще не было, темнокожие рабы создавали ритм с помощью хлопанья в ладони. В наше же время существует огромный выбор ударных инструментов - барабаны, тамтамы, педальные и подвесные тарелки и многое другое.
Помимо основных, существует огромное количество музыкальных инструментов, которые используют джазмены, ведь эта музыка необычайно многогранна и универсальна.
Джон Колтрейн. Американский джазовый саксофонист и композитор. Один из самых влиятельных джазовых музыкантов второй половины XX века, тенор - и сопрано-саксофонист и бэнд-лидер. Наряду с Чарли Паркером, Дюком Эллингтоном, Майлзом Девисом, Луи Армстронгом является наиболее значительной фигурой в истории джаза, оказавшей влияние, как на современных джазовых музыкантов, так и на школу импровизации в целом.
Луи Армстронг.
Американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля.
Оказал наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Майлсом Дейвисом и Джоном Колтрейном наибольшее влияние на развитие джаза и сделал многое для его популяризации во всем мире.
Лариса Долина
Эстрадно-джазовая певица и актриса. Она носит звание народной артистки России и трижды выигрывала национальную музыкальную премию «Овация».
Репертуар вокалистки обобщен в 27 студийных альбомах, голос звучал в знаменитых советских кинолентах «31 июня», «Обыкновенное чудо», «Человек с бульвара Капуцинов», «Зимний вечер в Гаграх», не считая блестяще исполненной роли Клементины Фернандес в музыкальном фильме «Мы из джаза».
Виктория Пьер Мари
Известна как актриса, ведущая, звезда мюзиклов, режиссер-постановщик, деятель искусства, основатель “Пьер-Мари Бэнда”, королева российского блюза. А также обладательница сильного, глубокого, экзотического, чарующего, с бархатистыми нотками голоса.
Интересные факты из жизни музыкантов.
Луи Армстронг считал, что его карьера началась благодаря его хулиганской выходке, когда решил по-своему отметить начало Нового года и устроил стрельбу из револьвера. Луи было всего лишь 6 лет и за это его отправили в исправительную колонию. Однако это пошло ему на пользу! Благодаря пребыванию там несколько лет, он познакомился с дирижером ансамбля, который и научил его основам музыкального искусства. Кстати, больше великий джазмен нигде не обучался.
Известнейшего американского трубача Майлса Дейвиса часто сравнивают с художником Пикассо. В отличие от многих известных джазменов, его детство прошло в достатке и в одном из лучших районов города. А знаете ли вы, что этот музыкант, который широко прославился в джазе, пробовал себя и в рок-музыке? Он даже является создателем нового направления «джаз-рока», что лишний раз подтверждает его уникальную способность мастерски смешивать разные стили и направления. В своих выступлениях Майлс часто использовал экзотические африканские и индийские инструменты. В наше время музыканта назвали бы «королем эпатажа», слишком броскими и подчас кричащими были его наряды для выступления. Только представьте: огромный головной убор из золотой ткани, яркий расшитых халат, небрежно накинутый на плечи и много-много колец, бус и браслетов. Все это для того чтобы иметь успех у публики и он его, несомненно, добился.
Средства музыкальной выразительности.
Мелодия - бывает: восходящая, нисходящая, скачкообразная, плавная, ровная.
Ритм - ровный, острый.
Штрихи - отрывисто, связно, подчёркнуто.
Динамика - тихо, громко, усиливая, затихая.
Регистр - высокий, средний, низкий.
Темп - медленный, умеренный, быстрый.
Лад - мажорный, минорный.
Жанр - род, вид музыкального произведения.
Тембр - инструменты, голос.
Средства музыкальной выразительности в джазе которые делают его непохожим на другие музыкальные стили.
Это необычный острый ритм, сложная гармония, группа инструментов…
Стихи известных поэтов про джаз, блюз.
-
Лариса Рубальская
«…Ресторан приморский переполнен,
Здесь сегодня джаз играет блюз.
Александр с детства джазом болен,
У него вообще отменный вкус…»
-
Иосиф Бродский
«…Играй, играй, Диззи Гиллеспи,
Джерри Маллиган и Ширинг, Ширинг,
в белых платьях, все вы там в белых платьях
и в белых рубахах
на сорок второй и семьдесят второй улице,
там, за темным океаном, среди деревьев,
над которыми с зажженными бортовыми огнями
летят самолеты,
за океаном…»
-
Карл Сэндберг
« Барабаны, гремите — бум, бум. Изнывайте жалобно, банджо.
Рыдайте извивами горл саксофоны. Играй, о джаз-банд!
Без жалости бейте суставами пальцев по жести кастрюль,
отрыгивайте тромбонами тромбы, верещите наждачной
бумагой, хуша, хуша, хуш…»
Первые шаги
Упражнение №1. История возникновения джаза.
Задачи: знать истоки джаза.
Упражнение №2. По цветным картинкам знакомимся с музыкантами-исполнителями, их биографией.
Задачи: стараемся визуально запомнить характерные черты, должны знать русских, зарубежных исполнителей, запоминающиеся моменты из биографии.
Упражнение №3. Средства музыкальной выразительности в произведениях.
Задачи: суметь дать краткое определение значениям, и слышать их в произведение.
Упражнение №4. Характерные черты джаза.
Задачи: суметь дать краткое определение, слышать их в произведениях.
Упражнение №5. Основные джазовые инструменты.
Задачи: раскладываем картинки с инструментами, стараемся выделить основную группу инструментов.
Упражнение №6. Стихи известных поэтов про джаз, блюз.
Задачи: уметь выразительно прочитать стих, обсуждаем его.
Упражнение №7. Прослушивание произведений.
Задачи: опираясь на полученные знания подобрать нужную фото - карточку исполнителя.
Работа над оперой «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина
Требования к произведению:
- носит воспитательный характер;
- побуждает чувство сопереживания;
- создаёт положительную атмосферу на занятии, снижает эмоциональное напряжение;
- вызывает яркую эмоциональную отзывчивость к музыке.
I этап
-
Знакомство с композитором с историей оперы «Порги и Бесс».
Джордж Ге́ршвин - американский композитор и пианист.
Джордж Гершвин родился под именем Яков 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском - районе Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из Одессы.
Опера «Порги и Бесс» в четырёх актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году, опера на первых порах не пользовалась большим успехом, но с 1950-х годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём мире.
«Порги и Бесс» - одна из вершин творчества композитора. Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. В либретто использована имитация «неправильного» народного произношения.
а) интересные факты об опере:
Сам автор в своем завещании пожелал, чтобы народная опера исполнялась обязательно темнокожими артистами, именно поэтому он в свое время отказался от заманчивого контракта с Метрополитен-опера, где присутствуют только белые певцы. Это не удивительно, ведь не каждому под силу передать афроамериканскую культуру и богатый колорит произведения.
"Порги и бесс" стала первой оперой американских композиторов поставленная в знаменитом итальянском оперном театре "Ла Скала".
В 1957 году вышел альбом легендарных Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга «Порги и Бесс», в который вошла ария Summertime. Именно он был занесен в 2001 году в Зал славы Гремми, а также признан самой лучшей обработкой оперы. Впервые – в 1957 году благодаря Элле Фицджеральд и Луи Армстронгу. Причем именно эта версия больше всего полюбилась почитателям музыки. Второй раз в 1958 году уже Майлз Дэвис сделал свой джазовый вариант.
По одной из версий, Гершвин создал свой шедевр, впечатлившись одной колыбельной. Существует мнение, что украинская песня «Ой ходить сон коло вiкон» легла в основу хита Summertime.
2. Знакомство с действующими лицами;
а) восприятие – прочтение краткого содержания первого действия;
б) беседа о главных героев первого действия;
в) восприятие – прослушивание колыбельной, песни, дуэтов, хора;
г) прослеживание музыкальной линии по нотам;
д) сравнение голосов и инструментов.
Из первого действия —
Колыбельная Клары «Summertime» («Летние дни»)
Песня Бесс «What you want wid Bess» («Что Вы хотите Бесс?»)
Песня Джейка « A Woman is a Sometime Thing» («Женщина ведь не надёжная»)
Из второго действия —
Песня Порги «I Got Plenty o’ Nuttin’» («Богат я только нуждою»)
Дуэт Порги и Бесс «Bess, You Is My Woman Now» («Теперь ты моя, Бесс»).
Из третьего действия —
Песня Спортинг Лайфа «There’s a Boat That’s Leavin’ Soon for New York» («Пароход уходит скоро в Нью-Йорк»)
Опера завершается хором «Oh, Lawd, I’m on my way» («Господи, я еду в Небесную страну»). Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.
II этап
Разбор нотного и литературного текстов;
Слушания музыки ориентирую на два момента:
а) музыкальное соучастие - это тихое напевание или пение с закрытым ртом мелодии, части мелодий или характерной, поддающейся напеванию темы, фиксировании сильной доли текста или вида текста посредством тихого отстукивания или похлопывания.
б) сознательное это фиксирование внимания учащихся с помощью наглядных средств (партии с ариями) которые будучи усвоены сознанием учащихся, помогают им в процессе слушания музыки сконцентрируют свои мысли на существенных особенностях музыкального произведения: его содержании.
Связь между звуковым восприятием и умственным сопереживанием.
в) беседуем о прослушанной арии, дуэте, давая свою характеристику.
III этап
Произведение лишь по форме напоминает драму с криминальным сюжетом, на самом деле это история о бесконечной любви. Она о самопожертвовании, готовности сделать все для дорогого человека, и о том, что именно в этом заключается настоящее счастье. Инвалида Порги не пугают трудности, он знает, что находится «на своем пути». Именно об этом великом чувстве музыка Джорджа Гершвина. Ее можно слушать и не зная английского языка, она понятна без слов.
Основой развития в « Порги и Бесс» служат три образа – три музыкальных темы:
а) тема колыбельной Клары;
б) тема Порги;
в) тема Бесс.
г) выявление положительных и отрицательных героев.
Нежная колыбельная Клары, глубоко эмоциональный дуэт Порги и Бесс. Веселым задором веет от юмористической песенки Порги «Богатство бедняка».
Гершвин сумел претворить в ней мелодико-гармонические и ритмические особенности негритянского фольклора, элементы негритянских национальных жанров — блюзов, спиричуэлс. Использовал выразительные средства джаза — главным образом в партии Сгюртинг Лайфа.
Эта музыкальная драма стала частью истории народа Америки.
Это произведение о человеке с покалеченным телом, но очень сильным духом; о его мечте, его вере, о любви, его пути к своей цели. Бесс красивая женщина с красивой, но раздираемой страстями душой, которая страдает от своей слабости. Это произведение о конце ее метаний и его мечтаний.
- Использование полученных знаний:
- Опрос после прослушивания колыбельной, песен, дуэтов, хора.
Список литературы
Верменич Ю. Джаз. История. Стили. Мастера. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2007. – 607 с.
Леонард Г. Джаз / пер. с англ. Т. Новикова. — М.: Эксмо, 2012. — 304 с
Мошков К. Блюз. Введение в историю. – Санкт-Петербург: «Планета музыки», 2010. – 384 с.
Саймон Дж. Глен Миллер и его оркестр. – Санкт-Петербург «Скифия», 2005. – 360 с.
Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник. – Санкт-Петербург, «Скифия», 2008. – 696 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Джаз. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Джаз
Джоплин, Скотт. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Джоплин,_Скотт
Миллер Глен. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Миллер,_Гленн
Что такое джаз? – http://www.jazzpartita.ru/
Приложение
Основные джазовые инструменты
Зарубежные исполнители
Русские исполнители
Определение джазовых инструментов
Изучение джазовых музыкантов
Легоцкая Вера Сергеевна
Рзаева Елизавета Зохрабовна