Формирование читательской компетентности младших школьников

0
0
Материал опубликован 13 February

ГБОУ ХО «Верхнерогачикская школа №1 ВМО»

Учитель начальных классов

Собко И.А.

Формирование читательской компетентности младших школьников

Одна из важнейших задач начального общего образования: научить детей учиться, а это не возможно без умения читать и работать с книгой. Чтение – обязательная и важная деятельность практически любого урока. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности. Отсюда возникают проблемы формирования ученика-читателя.

Проблемы:

- противоречие между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

- противоречие между количеством часов (3ч) по литературному чтению в программе и невозможностью реализовать программу за это время;

- противоречие между наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Задачи:

- приобщить детей к литературе как искусству слова; заинтересовать учащихся чтением;

- развивать этот интерес до формирования постоянной потребности в чтении;

- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста;

- развитие устной и письменной речи; развитие творческих способностей детей;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.

Содержание образования способствует развитию умений изучать, искать, думать, приниматься за дело, сотрудничать, адаптироваться.

Читательская компетенция – это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приёмов работы с текстом.

В основе работы с информацией лежат приёмы технологии развития критического мышления.

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить первую графу таблицы «Что знаем?». После обсуждения учащиеся формулируют цели урока и заполняют графу «Что я хочу узнать?». Дальше детям нужно прочитать текст, или выполнить какое-то исследование. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот приём может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определённой теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём «Корзина идей»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Этапы работы:

Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по теме.

Обмен информацией в парах и группах.

Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

Все сведения записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Синквейн — это нерифмованное стихотворение, состоящее из 5строчек, где:

1-я строчка — тема (одно существительное);

2-я строчка — описание темы в двух словах (два прилагательных);

3-я строчка — описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, причастия, деепричастия);

4-я строчка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);

5-я строчка — синоним из одного слова к заявленной теме.

Например:

Муромец.

Храбрый, сильный.

Защищает, спасает, рассуждает.

Справедливый защитник нашей Родины.

Богатырь.

Приём «Паутинка дискуссии»

Есть утверждение. Две позиции: «Я согласен», « Я не согласен». Вступая в дискуссию, ученики приходят к общему решению. Этот приём учит детей играть активную роль в обсуждении, занимать определённую позицию по дебатируемым проблемам, подкреплять свою позицию аргументами и сотрудничать с другими, чтобы продвигать определённую точку зрения.

Необходимо помнить, что лишь комплексное и систематическое использование вышеупомянутых приёмов технологии критического мышления, даст прогнозируемый результат.

Возможности, заложенные в новом стандарте, позволяют развивать лучшие качества в ученике, воспитывать его образованной, самостоятельной и творческой личностью. При работе над методической системой нельзя останавливаться на достигнутом. Следовательно, единственно возможный путь современного учителя к формированию компетентной личности ученика, способной адаптироваться в социальной среде – это постоянный творческий поиск, самоусовершенствование.

















Литература



Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.

Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.

ФЗагашев И. Как решить любую проблему. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 128 с. – («Школа мастера»)

Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64.

Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.