Статья «Роль толкового словаря в формировании информационной компетентности младших школьников»
Роль толкового словаря в формировании информационной компетентности младших школьников
Толковый словарь как волшебный фонарь
И путь к просвещенью людскому.
Любому ты слову значенье найдешь,
Цены нет предмету такому.
И если вам трудным покажется слово,
Взгляните в толковый словарь, - и готово!!!
Работа со словарями рассматривается в контексте проблемы формирования информационной культуры, которая представляет собой совокупность знаний, умений, ценностей, связанных с потреблением информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне.
В условиях реализации в обучении компетентностного подхода интерес представляет понятие "информационная компетентность", которое трактуется как интегральное качество личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, сохранять, передавать и представлять информацию посредством реальных объектов и информационных технологий (Н. И. Бенеш, Л. Г. Осипова, А. В. Хуторской и другие).
Задача современной школы определяется не в том, чтобы утолить информационный голод ученика, а в том, чтобы сформировать его информационную компетентность, т.е. воспитать умелого пользователя информационного наследия человечества. Необходимость формирования информационной компетентности уже на начальном этапе обучения вытекает из противоречия между востребованностью современного общества в личности, умеющей работать с различной информацией, и недостаточным уровнем сформированности умений извлекать эту информацию из текста. Начальной задачей в вопросе формирования информационной компетентности должно стать обучение младших школьников умению работать с текстом: умение прочитать, понять прочитанное, т.е. определить главную мысль содержания, умение делить текст на смысловые единицы, проводить анализ полученной информации, а затем пересказать текст.
В "Программе формирования универсальных учебных действий", разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в группе познавательных универсальных учебных действий названы умения работать с информацией, которые соотносятся с этапами этой работы. На этапе принятия учебной задачи — умение осознать информационный вопрос и выбрать источник информации; на этапе поиска информации — умение работать с доступными источниками (в процессе наблюдений, в познавательном общении с людьми, в ходе работы с книгой, компьютером); на этапе обработки информации — умение отделять главную информацию от второстепенной; на этапе хранения информации — умение использовать память при выборе способа кодирования информации и др.
Возраст младшего школьника является активным периодом формирования познавательных способностей и мировоззренческих представлений. И именно в этот период важно учить ребёнка работать с информационным богатством мира, т.е. формировать его информационную компетентность. Формирование информационной компетентности возможно лишь в реализации деятельностного подхода в обучении. Современный школьник не должен быть вольным слушателем, который только впитывает готовые знания. Перед учителем ставится задача научить ребёнка учиться. Теперь формирование познавательной активности перестаёт быть формальной задачей, т.к. желание дойти до всего самому уже автоматически включает познавательную активность.
В своей работе я хотела бы показать, как использование в образовательном процессе толкового словаря влияет не только на развитие умственной деятельности учащихся, но и способствует формированию информационной компетентности у обучающихся.
Мы знаем, что дети, поступающие в школу имеют известный круг представлений и знаний об окружающей действительности. При этом в словаре начинающих учиться детей немало недостатков:
круг реальных знаний о природе и обществе мал,
часто бывает, что слова у ребёнка имеются, а за этими словами нет точных представлений и понятий,
словарь детей не упорядочен,
словарь бывает развит односторонне,
ребёнок, кажется, понимает некоторые слова при чтении или при слушании, но не употребляет, или употребляет неправильно в своей речи,
речь детей не только в 1 и во 2 классах, но и в третьем классе отличается невыразительностью, повторением одних и тех же слов,
учащиеся, не зная правописания многих слов, которые следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их. Так как не умеют пользоваться орфографическим словарём или пишут их ошибочно.
Каждый год обучения в начальных классах призван дать учащимся определённую сумму слов-понятий. В основном словарь учащихся, прежде всего, определяется учебниками по разным предметам, книгами для чтения.
Задачами развития словаря учащихся являются:
обогащение словаря в связи с расширением представлений и понятий о предметах и явлениях,
уточнение значений слов, которыми дети пользовались,
обогащение словаря словами в переносном значении,
активизация словаря, употребление в своей речи слов и выражений, которые дети встречают в читаемых текстах,
усвоение правильного произношения и написания слов.
Таким образом, систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление сходства и различия, - учит детей делать выводы и обобщения.
Специально для начальной школы созданы словари: А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова "Говори правильно: орфоэпический словарик для учащихся начальных классов"; В. В. Волина "Фразеологический словарь"; П. А. Грушпиков "Орфографический словарик"; Е. Н. Леонович "Орфографический словарь для начальной школы: Лексикографический минимум"; Е. Н. Леонович "Толковый словарь"; М. Р. Львов "Словарик синонимов и антонимов для начальных классов"; Н. М. Неусыпова "Толковый словарик" и др.
Цель работы со словарями в начальной школе — формирование у учащихся потребности и умения пользоваться словарями для получения информации как основы решения учебной задачи, развития чувства языковой нормы и культуры речи.
Учащимися должны быть практически усвоены следующие понятия: словарь, типы словарей, назначение разных типов словарей, вводная статья, словарная статья, заглавное слово в словарной статье, грамматические и лексические пометы в словарной статье и др.
К числу основных умений работать со словарями относятся умения: отличать словарь от других книг, ориентироваться в словарной статье с опорой на знание условных обозначений, отыскивать в словаре нужное слово и др.
Отработка умений работать со словарями предполагает выполнение специальных упражнений:
выбор словаря для решения конкретной учебной задачи;
отыскивание в словаре нужного слова;
ориентировка в словарной статье по пометам;
подбор слов для грамматического разбора;
проверка по словарю написания, произношения нужного слова;
подбор синонима, антонима для точного выражения мысли и др.
Орфографические, толковые, орфоэпические, словообразовательные, этимологические словари помогают правильно писать, произносить слова, говорить об истории их создания, расширяют кругозор пытливого читателя, приобщают к культуре народа. Кроме этого, работа со словарём формирует умение не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.
П. Л. Грушников, М. Т. Баранов указывают содержание работы с конкретными лингвистическими словарями, созданными специально для начальной школы. Так, работа с толковым словарем направлена на ознакомление младших школьников с лексическим значением новых для них слов или слов, которые они не понимают либо понимают неправильно. Умение пользоваться толковым словарем имеет большое психологическое значение — оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность преодолевать лексические затруднения при чтении книг, просмотре телепередач, кинофильмов.
Толковый словарь выполняет функции других языковых словарей, таких как: орфографического, орфоэпического фразеологического. И поэтому, научив детей работать с толковым словарем, мы решаем и важные моменты при изучении других разделов русского языка. Имeннo тoлкoвый cлoвapь мoжнo cчитaть oдним из нaибoлee вocтpeбoвaнныx в нaшeй cтpaнe.
Толковый словарь – это справочное пособие, способствующее развитию связной речи детей. Словарь является полезным пособием для усвоения новых слов. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют и активизируют его; знакомятся с лексическим значением тех слов, которые не понимают; усваивают грамматические формы; учатся правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Задача учителя – научить детей правильно пользоваться словарём в процессе работы.
Иcпoльзoвaниe тoлкoвoгo cлoвapя нe cocтaвляeт бoльшoй тpyднocти. Слeдyeт знaть тoлькo ocнoвнoй пpинцип pacпoлoжeния cлoвapныx cтaтeй и нecкoлькo пpocтыx пpaвил. (Приложение 1)
Учащиеся должны знать оcoбeннocти cлoвapныx cтaтeй в тoлкoвoм cлoвape: вce лeкcичecкиe eдиницы pacпoлaгaютcя в aлфaвитнoм пopядкe. Пocтpoeниe caмoй cтaтьи тaкoвo: пocлe oпpeдeляeмoгo cлoвa пpивoдитcя eгo пpoизнoшeниe, вoзмoжныe фopмы, a тaкжe yкaзывaeтcя чacть cлoвa. Дaлee пpивoдитcя инфopмaция o пpoиcxoждeнии cлoвa, ecли oнo инocтpaннoe. Toлькo пocлe этoгo дaётcя oпpeдeлeниe caмoй лeкcичecкoй eдиницы, в зaвepшeнии пpивoдятcя пpимepы иcпoльзoвaния cлoвa в предложении, словосочетании.
Например: Гимнаст, -а, м. Спортсмен, занимающийся гимнастикой; человек, искусный в гимнастических упражнениях (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной статье и нумеруются по порядку. Например: Орех, -а, м. Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твердой оболочке. Колоть орехи. 2. Дерево (или кустарник), приносящее такие плоды. (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Переносное значение многозначного слова имеет пометку перен. (переносное). Например: Лелеять, -ею, -еешь; несов., кого-чего. Нежить, заботливо ухаживать за кем-нибудь, чем-нибудь. Лелеять ребенка. Музыка лелеет слух (перен.). Лелеять мечту, надежду (перен.: горячо желать чего-нибудь, вынашивать мечту о чем-нибудь. (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Омонимы в толковых словарях разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером. Например:
Вал 1, -а, мн, –ы, -ов, м. 1. Длинная земляная насыпь. Крепостной вал. 2. Очень высокая волна. Пенятся валы.
Вал 2, -а, мн, –ы, -ов, м. В механизмах: стержень, вращающийся на опорах передающий движение других частей механизма. (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Толковый словарь – особая книга, сборник словарных статей, в которых описываются основные свойства слова. Словарные статьи в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Словарная статья – это текст, в котором объясняется значение слова и его употребление. Статья является тем минимумом, на основе которого устанавливаются понятия, поскольку в качестве иллюстраций к словарной статье используются различные единицы языка: лексические, синтаксические, фразеологические. Обращаясь к толкованию значения слова, учитель сможет ежедневно учить детей анализировать лексические и грамматические признаки слова, наблюдать, как видимое понятие соотносится к родовым (работа – занятие, труд, деятельность), сравнивать значение синонимов и антонимов, конкретизировать понятия примерами, взятыми из произведений художественной литературы, употреблять слово в речи.
В процессе ознакомления с толковым словарем учитель решает две взаимосвязанные задачи: научить детей пользоваться этим справочным пособием и разбираться в структуре словарной статьи.
Под руководством учителя учащиеся тоже могут составлять словарные статьи. Создание словарных статей должно привести школьников к осознанию взаимосвязи лексического значения слова, его фонетический признак (произношение, ударение) и грамматико-орфографических значений.
При создании словарной статьи учитель может подобрать примеры употребления слова в предложениях, взятых из песен, пословиц, поговорок, произведений детской литературы и других источников. В поиск примеров могут включаться и родители. Создавая статью к слову, школьники под руководством учителя учатся рассуждать, сотрудничать. В коллективной работе учащиеся уточняют лексико-стилистические оттенки слова, анализируют его существенные признаки, прямое и переносное значение.
Написание словарной статьи требует привлечения комплекса знаний о языке и познавательских возможностей ученика. В процессе работы над созданием словарной статьи у учащихся формируется интерес к слову и языку в целом. Работа с толковым словарем развивает интеллектуальные возможности школьника, необходимые для создания текстов разных типов и жанров.
Рассмотрим примерные задания при работе с толковым словарём и словарной статьей
Отыскивание в словаре нужного слова.
Игра «Кто быстрее?». Учитель просит найти в толковом словаре какое-либо слово. Победит тот, кто быстрее найдет данное слово.
2. Анализ словарной статьи. Выборочное чтение по заданиям:
- прочитать грамматические пометы к слову;
- прочитать лексическое значение слова;
- найти в словарной статье примеры толкования значения слова.
3. Сравнение двух словарных статей к одному и тому же слову, взятых из разных словарей.
Задание: определить, какая словарная статья взята из толкового словаря, а какая – из энциклопедического?
4.Составление словарной статьи для энциклопедического и лингвистического словарей.
5. Создание словарной статьи с опорой на план и рисунок.
Даны рисунок с изображением какого-либо предмета и план:
Заглавное слово – грамматические пометы – толкование значения слова – примеры употребления.
6. Подбор примеров к словарной статье.
Полевой, -ая, -ое. Бледно-желтый с розовым оттенком.
Изумительный, -ая, -ое. Необыкновенный, поражающий своей необычностью, красотой; удивительный, поразительный.
Золотистый, -ая, -ое. Цветом похожий на золото, блестяще-желтого отлива.
7. Редактирование текста словарной статьи.
Задание: ученики 4 класса решили составить словарик трудных слов. Прочитайте одну из словарных статей. Зачеркните то, что кажется вам неуместным.
Бизнесмен – это делец, предприниматель, который своим трудом создает ценности и реализует их. У бизнесмена должна быть светлая голова. Например, предприимчивый человек выкупил оптом товар, а затем этот товар на рынке продал дороже. Так у него получается прибыльное дело. Так он наживается.
8. Составление толкового словарика «языка писателя» и (или) отдельных произведений (одного произведения).
Предложенные задания также будут способствовать формированию следующих информационных компетенций:
1. Планирование информационного поиска, т.к. обучающийся
- планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию)
- самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи.)
- указывает те вопросы, ответы на которые необходимо получить для решения поставленной задачи из разных по типу источников;
- обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности.
2. Извлечение первичной информации, т.к. обучающийся
- извлекает информацию из различных источников информации,
- самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из различных источников информации.
3. Извлечение вторичной информацию, т.к. обучающийся
- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям (источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию)
4. Обработка первичной информации, т.к. обучающийся
- систематизирует извлечённую информацию в рамках сложной (по 2 и более признакам) заданной структуры;
-самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме.
5.Обработка вторичной информации, т.к. обучающийся
- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи;
-реализует предложенный способ проверки достоверности информации;
-делает вывод или соглашается с выводом на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения.
6.Использование логических операций при обработке информации, т.к. обучающийся
- самостоятельно даёт определение понятия;
-детализирует или обобщает предложенную информацию в соответствии с заданием;
- классифицирует по заданным основаниям;
- выделяет признаки понятия, объекта, явления, делит их на главные и второстепенные;
- находит соответствия несоответствия.
Подводя итог о работе с толковым словарем, хочется сказать, что, работая с этим справочным пособием, дети, в первую очередь учатся оперировать не только видовыми, но и родовыми понятиями. В результате систематической работы с толковым словарем у учащихся формируется умение быстро и точно выбирать необходимые слова и употреблять их в собственной речи и другие немаловажные умения и навыки, которые упрощают усвоение нового материала. И при этом повышается уровень информационной компетентности обучающихся.
Эффективность данной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Использование в работе толкового словаря позволило мне:
Разнообразить виды деятельности учащихся на уроках, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества, что помогает эффективно организовать учебный процесс.
Повысить читательский интерес учащихся.
Энциклопедии стали постоянными дополнительными источниками информации на всех уроках и во внеурочных занятиях.
Анализ диагностических обследований по данной теме показал, что к концу 4 класса 41% моих учащиеся имеют высокий уровень сформированности информационной компетентности по всем выше перечисленным показателям, 59% - средний уровень сформированности информационной компетентности.
Приложение 1.
Памятка для учащихся
«Пpaвилa пoльзoвaния тoлкoвым cлoвapeм»
Пepeд нaчaлoм иcпoльзoвaния пoпpoбyйтe oпpeдeлить знaчeниe нoвoгo для вac cлoвa, пoтoм cвepьтecь c тeм, чтo нaпиcaнo в cлoвape.
Bcпoмнитe aлфaвит. Этo пoмoжeт быcтpee нaйти нyжнoe cлoвo.
B бoльшинcтвe cлoвapeй в нaчaлe кaждoй cтpaницы пpивoдятcя cлoвa, кoтopыми этa cтpaницa нaчинaeтcя или зaкaнчивaeтcя. B нeкoтopыx издaнияx пpивoдятcя пepвыe бyквы этиx cлoв. Этo cдeлaнo для тoгo, чтoбы oблeгчить иcпoльзoвaниe cлoвapя.
Словарная статья толкового словаря состоит из следующих частей: заглавное слово, грамматические пометы, толкование лексического значения слова, примеры употребления слова в предложении, словосочетании.
Инoгдa y cлoвa мoжeт быть нecкoлькo знaчeний, кaждoe знaчeниe пpивoдитcя в cтaтьe. Bнимaтeльнo изyчитe вce oпpeдeлeния, чтoбы пoнять в кaкoм из ниx yпoтpeблeнo этo cлoвo в кoнкpeтнoм кoнтeкcтe.
Для экoнoмии мecтa мнoгиe oпpeдeлeния пpивoдятcя в coкpaщённoм видe. Paзъяcнeния тoгo, чтo знaчaт coкpaщeния, мoжнo нaйти в caмoм нaчaлe тoлкoвoгo cлoвapя.
Литература
Васильева В.Д. Педагогические условия формирования информационно-функциональной компетентности учащихся.// Уфа, 2004.
Бермус А.Г., Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория// Интернет- журнал «Эйдос» , 2005. 10 сентября.http:// www.eidos.ru/journal/2005/0910- 11.htm
Канакина В. П.Работа над трудными словами в начальных классах. – М.,1991.
Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
Лазуренко Л. В. Учим играя. - Волгоград, 2007.
Полякова Э.И.Речевые уроки /Э.И.Полякова.-Волгоград: Учитель, 2015.-299с.
Шаламова, М. И. Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе / Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 259-262.
http:// www.ifap.ru/projects/infolit.htm9Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность).