Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, к России у дошкольников

0
0
Материал опубликован 26 October

Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу,

к России у дошкольников

Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десяти –
летий, так учитель должен заботиться о вос –
питании у своих детей чувства безграничной

любви к Родине”.

t1729967318aa.jpg

В современных условиях, когда общество переживает значительные изменения, патриотическое воспитание становится важным направлением работы с молодежью. В условиях нестабильности важно вернуться к традициям нашего народа, к его корням, а также к таким понятиям, как род, родство и Родина. Патриотизм включает в себя любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение связи с окружающими и стремление сохранить и приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом означает чувствовать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство начинает развиваться в дошкольном детстве, когда формируются основы ценностного отношения к окружающему миру. Постепенно, в процессе воспитания, у ребенка развивается любовь к близким, детскому саду, родным местам и своей стране.

Дошкольный возраст представляет собой ключевой период в становлении личности, когда закладываются основы высших нравственных чувств, в том числе патриотизма. В этот период дети открыты для восприятия и усвоения ценностей, связанных с любовью к родине, семье и окружающему миру. Через игры, общение, рассказы о родных местах и праздниках, а также через участие в совместных мероприятиях формируются важные чувства принадлежности и уважения к своей культуре, истории и традициям. Таким образом, дошкольный возраст предоставляет уникальную возможность для развития патриотических настроений и формирования ответственного гражданского отношения у детей.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”.(С. Михалков).

Знание истории и культуры своего народа формирует уважение и интерес к культурам других народов. Это основа для воспитания толерантности и расширения кругозора у детей. Дети младшего возраста должны знать название своей улицы и улицы, на которой находится детский сад.

Для детей постарше важно обратить внимание на объекты, расположенные рядом: школу, почту, магазин, аптеку и другие учреждения. Разговоры о назначении этих объектов помогут детям осознать, что они существуют для удобства и комфорта людей. Такое знакомство с окружающей средой не только развивает чувство принадлежности к своему сообществу, но и формирует основы гражданской активности и ответственности.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, действительно расширяется и включает в себя район и город в целом, их достопримечательности, исторические места и памятники. Дети должны знать, в честь кого были возведены эти памятники, и осознавать значение исторических личностей и событий для своей страны. Старший дошкольник должен уметь назвать свой город, свою улицу и прилегающие к ней улицы, а также знать, в честь кого они названы.
Объяснение того, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет, помогает детям развивать чувство привязанности к своему месту проживания. Это знание создает основу для формирования их идентичности и патриотизма, а также в дальнейшем способствует уважению к культуре и истории других народов и мест. Таким образом, в знакомстве с окружающей средой закладывается важный фундамент для будущего гражданского сознания и социальной ответственности.

Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

К концу дошкольного периода ребенок действительно должен осваивать важные понятия о многообразии культур и народов, населяющих нашу страну. Важно, чтобы он понимал, что разные национальности обладают уникальными языками, обычаями, традициями, искусством и архитектурой, и что каждый народ вносит свой вклад в общую культуру.
Воспитание любви к своему Отечеству и гордости за свою страну должно неразрывно сочетаться с формированием уважительного и доброжелательного отношения к культурному наследию других народов. Это включает в себя понимание, что быть гражданином и патриотом значит также быть интернационалистом.
Гуманное отношение к людям разных национальностей формируется у ребенка в первую очередь под влиянием семьи и образовательного окружения. Родители и педагоги играют ключевую роль в развитии этих ценностей, демонстрируя уважение и признание многообразия. Важно, чтобы дети с раннего возраста осознавали ценность дружбы, сотрудничества и взаимопонимания, независимо от различий в культуре, цветовом происхождении или вероисповедании. Это создаст у них устойчивое нравственное основание для их будущей жизни в многонациональном и многокультурном мире.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

​​​​​​​С младенчества ребенок действительно погружается в родную речь, что создает основу для его общения, восприятия мира и формирует его представления о нравственных ценностях. Каждому народу присущи свои сказки и фольклорные традиции, которые передаются из поколения в поколение и являются носителями универсальных моральных уроков, таких как добро, дружба, взаимопомощь и трудолюбие. Эти истории несут в себе не только развлекательный, но и образовательный аспект, способствуя формированию личных и социальных качеств у детей.

Как отметил К. Д. Ушинский, считавший, что народная педагогика является важной составляющей образовательного процесса, фольклорные произведения представляют собой богатый материал для воспитания. Ушинский ввел в русский педагогический дискурс термин "народная педагогика" и подчеркивал, что через погружение в традиции, обычаи и сказания своего народа, дети могут развивать чувство любви к Родине и осознание своей культурной идентичности. Этот подход к воспитанию открывает детям двери к понимающему и уважительному восприятию себя и окружающего мира, помогая им стать ответственными и сознательными гражданами.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.