Методическая разработка «Развитие чувства юмора у школьников — одно из условий формирования интереса к предмету»

4
0
Материал опубликован 16 January 2018 в группе

Развитие чувства юмора у школьников - одно из условий формирования интереса к предмету.

  Одним из путей формирования интереса школьников к предмету "русский язык" является обращение к юмору на уроках и стремление учителя развивать фантазию детей.

  Школа должна стать домом радости, домом познания. Так считал, например, В.А.Сухомлинский. Ребенок по своей природе оптимист, он радуется всему новому, познавая мир, видит в нем подчас столько, сколько не может увидеть взрослый.

  Пусть же учитель-словесник помнит об этом, когда обдумывает форму проведения занятий, выбирает для урока те или иные методические приемы.

  Юмор будет прекрасным помощником педагогу в самых разных ситуациях. Рассмотрим некоторые из них.

  Юмор снимает напряжение, ободряет, помогает преодолевать трудности.

  Хорошая шутка всегда помогает. Так пусть пять минут урока будут отведены для шутливого стихотворения, может быть, давно знакомого, и тогда дети дружно подскажут его строчки, а может быть, еще совсем не знакомого, и оно вызовет интерес и положительные эмоции детей.

  Приведем несколько примеров.

1. Найдите обращения в следующем стихотворении.

Самое доброе слово

В джунглях тигрёнку не спится.
Говорит ему мама-тигрица:
— Спи, мой тёплый котёнок!
А в доме котёнку не спится,
Но кошка не будет сердиться —
Носом в котёнка потычет
И промурлычет:
— Спи, мой храбрый тигрёнок!
Все мамы на свете
Такие, как эти.
И если ночью не спят их дети,
Они укачают их снова,
Полижут,
Погладят
И быстро найдут
Самое доброе слово!

                                            (М.Яснов.)

2. Прослушайте стихотворные строки и найдите в них однокоренные слова.

Котофей

В гости едет Котофей,

Погоняет лошадей.

Он везет с собой котят:

Пусть их тоже угостят.

                                            (В.Берестов.)

Продолжите ряд однокоренных слов. В результате работы останется следующая запись:

Гости                                              Кот

угостить                                         Котофей

гостить                                           котята

погостить                                       кошка

нагоститься                                    кошкин

гостевой                                         кошачий

гостиница

гостиный (двор)

гостинец

угощение

3. Узнайте имена существительные (во время чтения стихотворения поднимайте руку, когда услышите слова - имена существительные).

Бобры

Мудры бобры,
И бобрята добры.
Бобры молодцы,
Наших речек жильцы,
Часовые криниц,
И куниц,
И синиц,
И лосей,
И лесов,
Петушиных голосов.

Кто обидит бобра –
Не увидит добра.

                                       (В. Витка)

4. При изучении темы "Однородные члены предложения","Обобщающие слова при однородных членах предложения" можно предложить такое "новогоднее" стихотворение:

После праздника

Фонари, шары, снежинки,
Дождь, подсвечник на пружинке,
Серпантин и конфетти -
Всё в коробке,
Взаперти.
Звёзды, бусы и хлопушки -
Всё в чулане!
Все игрушки!
Дверь закрыли на запор,
Ёлку вынесли во двор.
Ёлка старая, больная,
Ёлка стынет у сарая.
Ни кустов кругом, ни леса,
Ни звериной стёжки...
У неё иголки лезут,
Словно шерсть у кошки.
Ветер ниточки ветвей
Раскачал до скрипа.
И никто не скажет ей:
"Бабушка, спасибо!.."
Только Мурка из подвала
К ней погреться прибежала,
И под елью
Мурочка
Села,
Как Снегурочка.

                                          (М. Яснов)

5. Правильно соедините разрозненные части пословиц, расставьте знаки препинания. Определите, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения.

Мала пчела                             да стоять не велит.

Обычай бычий                        а дров не видал.

Лесом шел                              да струны тонки.

Мороз невелик                        а загрызет.

Ехал в Казань                         а ум телячий.

Гусли звонки                          а оба черны.

Совесть без зубов                  да и та работает.

Чугун чугуна дразнит             а попал в Рязань.

6. Загадки - лаконичные и яркие - прекрасное дидактическое средство. При изучении приставок как не воспользоваться загадками. Найдите слова с приставками, которые пишутся всегда одинаково. Укажите слова с приставками на З,С. Выпишите их в два столбика, обозначая орфограмму. Дополните запись своими примерами.

Хоть бескрылый, а летает.

Безголосый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде –

Миг – и нет его нигде.

                                  (Ветер)


Шла девчонка с торга,

Несла гороху торбу, 

Да рассыпала горох

На четырнадцать дорог.

Ни лопатою сгрести,

Ни метёлкою смести! 

А как стало рассветать - 

Стало нечего сметать. 

                    (Звёзды на небе) 

7. Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении: 

  Всегда маленькие

Сказала Й сестре родной:
– Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я – ужасно редко.
– Ну, редко – это не беда,
Иные буквы – никогда!
– И много их?  – Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так: …
– Не говори!
Скажите вы, ребята! (ъ; ь; ы)
                                      (А. Шибаев) 

8. Загадки-складки для запоминания слов с двойными согласными: 
 
Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется..... (пеРРон)

На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется... (экспреСС)

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К;
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я ... (хоККей)


Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом - .... (аККуратный) 
 
9. Найдите в стихотворении слова, которые неправильно употреблены без НЕ-, и сформулируйте правило: 
 
Страна без частицы не
 
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не. (С.Бондаренко)

10. Какое языковое явление отражено в стихотворении? 
 
Что делают часы?
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
                                           (В.Орлов)

  Стихи с юмористической интонацией, яркой символикой, стихи шуточного характера нужны детям; прочитанные учителем или школьниками, они оживляют урок, доставляют радость, сближают детей с учителем, способствуют раскованной атмосфере урока. Об этом нельзя забывать при изучении любой темы, любого правила, особенно сложного, требующего большой работы.

Литература:

1. Шкатова Л.А. Подумай и ответь : занимательные задачи по русскому языку : книга для учащихся 5-7 классов средних школ . – М. : Просвещение, 1989

2. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации