Воспитание чувства любви
к родному языку учащихся
через использование краеведческого материала.
МОБУ «Никитинская СОШ»
Учитель родного языка и литературы
Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Если у вас есть яблоко
и у меня есть яблоко,
и если мы обменяемся яблоками,
то у вас и у меня останется
по одному яблоку,
а если у вас есть идея
и у меня есть идея,
и мы обменяемся этими идеями,
то у каждого из нас будет
по две идеи.
Б. Шоу
Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности через использование литературного краеведения
на уроках родного языка и литературы.
.
Задачи:
Обучающая. Помочь овладеть навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, умению выделять основные положения в изучаемом материале, оформлению конспектов, рефератов, критическому сопоставлению различных точек зрения.
Просветительская. Приобщить к истории культуры и литературы родного края, раскрыть удивительные человеческие судьбы.
Эстетическая. Донести непреходящий характер художественных ценностей.
Лингво-коммуникативная. Обогатить речь.
Воспитательная. Развить у школьников чувство патриотизма, ввести навыки научно-исследовательской работы.
О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании учащихся, приобщать их к исследованиям писали еще Я.А.Каменский,
Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервег.
В России эту идею развивали В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский.
«Уровни» краеведческой работы учащихся
1.Получение учащимися «готовых» знаний о крае (на основе продуктивного метода)
2. Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (на основе репродуктивного метода).
3. Изучение школьниками истории
родного края в ходе углубленного
исследовательского поиска,
представляющего научный интерес
(на основе проектного и проблемного обучения).
В основе работы лежат технологии:
I уровень.
Получение учащимися «готовых» знаний основано на технологиях развивающего обучения: «Деловая игра», «Ролевая и сюжетная игра».
II уровень.
Самостоятельное приобретение знаний основано на технологии «Развитие критического мышления».
III уровень.
Углубленный исследовательский поиск основан на технологии «Проблемное обучение».
Принципы краеведения:
Концентризм - изучение учащимися родного края по концентрам.
Изучение различных сторон общественной жизни края .
Сочетание литературного краеведения с другими областями краеведения: историческим, географическим, этнографическим и др.
Направленность на воспитание нравственности, духовности и гражданственности учащихся на основе приобщения их к духовным, общечеловеческим национальным ценностям, идеалам, традициям
Источники изучения при проведении краеведческих работ
памятники устного народного творчества;
воспоминания, рассказы местных жителей;
материалы топонимики и антропонимики;
произведения изобразительного искусства;
рукописные памятники;
печатные материалы: книги, брошюры, журналы, газеты;
энциклопедические и другие справочные материалы;
словари;
краеведческие сборники;
фотографии, звукозаписи, киноленты, магнитные ленты;
памятники архитектуры и т.д.
«Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем»
Д.С. Лихачёв