12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мыльникова Ольга Михайловна28
1

Формирование эстетического вкуса учащихся среднего школьного возраста посредством декоративно-прикладного творчества















«Формирование эстетического вкуса учащихся среднего школьного возраста посредством декоративно-прикладного творчества»








Подготовила: учитель технологии

Мыльникова Ольга Михайловна





















За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства. Подтверждением этому могут служить выставки детского художественного творчества, значительное место в экспозициях которых отводится прикладной деятельности. Здесь и керамика, и резьба по дереву, и аппликации из меха, и гобелены, и инкрустация из соломки, и чеканка по металлу, и многое другое.

Особенности этих выставок состоит в том, что наиболее интересные в художественном отношении работы, отмеченные выразительностью цветовых, пластических, композиционных решений, созданы под несомненным влиянием произведений народного искусства. Причем влияние это проявляется как в непосредственном заимствовании колорита, формы, композиционных схем и орнаментики, так и опосредованно, когда дети создают работы пользуясь своей фантазией, обогащенной восприятием народных образцов.

На примерах представленных на выставках работ можно говорить об определенной, складывающейся в наши дни системой обучения школьников навыкам и приемам традиционного художественного мастерства, об умелом обращении к традициям народного искусства.

Когда у пятилетней девочки побывавшей на выставке дымковской игрушки, спросили, что ей там больше всего понравилось, она ответила: «Олени с золотыми рожками. И еще разноцветные птицы и кони. Они все будто из сказки. Сказка ведь всегда разноцветная …»

Ответ девочки удивительно точно и образно раскрывает отношения детей к произведениям народного декоративного искусства, особенности его восприятия. Знакомясь с образцами народного творчества, они попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров орнамента, выразительных пластических форм, который наиболее близок и созвучен с их эстетическим чувством и представлением. Не трудно обнаружить много общего в творчестве народных мастеров и детей. И там и здесь мир воспринимается по особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах.

Известные исследователи народного декоративного искусства В.С. Воронов, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражение его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма и обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей.































Декоративно-прикладное искусство, как средство формирования эстетического вкуса.


Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убывает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Одним из приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное, творческое воображение, зрительную память, пространственное представление, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, композиции, декоративно-прикладного искусства. Основой реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средством художественной выразительности, как фактура материала, цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Таким образом, эстетическое воспитание, является одним из компонентов целого педагогического процесса, призванного формировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты».

Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов, убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно ценным.

Формирование эстетической культуры, не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений. Это – организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если проявление стяжательства, пошлости, мещанства отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда – это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры.

Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человеческих взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренни отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот тонкие дифференцированные отношения к учащимся, справедливая требовательность делают уклад делают уклад детской жизни школой воспитания в духи высокой эстетики и марали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой в этом плане представляет опыт А.С. Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеск паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

Ничем незаменимый источник прекрасного – природа. Она богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» – писал К.Д.Ушинский. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога …»

Эстетически насыщают и преображают среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются взаимосвязи с её архитектурными, пространственными решениями, с входящими в неё древними предметами или их комплексами. Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства и может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении, реально или мысленно воссозданным, об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.
















Ушинский К.Д. Биографические материалы //Собр. соч.: В 11т. – М., 1952. С.52-53.

Декоративно-прикладное искусства в учебно-воспитательном процессе

Можно называть много форм ознакомление детей с народным искусством. И все-таки наиболее эффективной и действенной из них является практическое участие школьников в создании изделий. При этом причастность к творческому процессу изготовление художественных изделий, близких тем, какие создают народные мастера, не только (и не столько) развивает технические навыки работы с материалом, но и позволяет ощутить радость оттого, что научился делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя художником.

Подтверждением действенности метода практического участия в художественной деятельности, которая увлекает ребенка и тем самым способствует развитию в нем творческого начала, служат высказывания видных психологов и педагогов. Справедливы их утверждения, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявление фантазии и воображения.

Эмоциональное, творческое развитие ребенка современной педагогикой выдвигается на первый план. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «В период детства мысленные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»1.

И еще важное для нас высказывание: «Истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействия с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействия руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»2.


1. Сухомлинский В.А. Собр. соч. М., 1976, Т. 3., С.48.

2. Сухомлинский В.А. «Сердце отдают детям» Киев 1969, С.220


В народном декоративном искусстве все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приемы столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности средствами простыми и локальными. Обучение многим из этих технических приемов вполне доступно для детей, это открывает перед ними новые возможности для собственного творчества.































Психолого-педагогическая характеристика учащихся среднего школьного возраста


Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15 лет. Данный период называют переходным. Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, идет окостенение скелета, совершенствование мускульного аппарата. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов.

Подростковый возраст знаменует переход от детства к взрослости. Бурное физическое и половое созревание влечет появление новых чувств и переживаний (интерес к своей внешности, телу, интерес к другому полу). Но подросток ни социально, ни психологически к решению многих проблем, порождаемым возростным развитием, ещё не готов. Безболезненное решение возникающих внутренних противоречий во многом зависит от помощи взрослых. Вместе с тем биологические факторы в это время оказывает влияние на подростка не прямо, а через систему в его социальных взаимоотношениях с окружающими.

Своеобразие социальной ситуации развитие в подростковом возрасте состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общение с взрослыми, происходит её переориентация с взрослых на сверстников. В процессе общения подросток овладевает способами общения в разных ситуациях. В ходе взаимоотношений подростка с социальной средой у него возникают внутренние противоречия, которые и являются движущей силой его психического и личностного развития.

В подростковом возрасте отчетливо проявляется потребность «быть личностью». Подросток в процессе общения и взаимодействия со сверстниками стремится к самоутверждению, пытается понять себя, свои положительные и отрицательные качества, чтобы быть принятым в кругу сверстников.

Важнейшим фактором развития личности в этот период является собственная большая активность подростка, направленная на усвоение отдельных образцов и ценностей поведения. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нём закладываются основы, и намечается общее направление в формирование моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте их формирование продолжается.

Подростковый возраст считается трудным и критическим. Такая оценка обусловлена коренной ломкой прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, а также трудностями субъективного порядка и трудностями в отношениях со взрослыми. У подростка развивается по отношению к взрослым своего рода протест в виде грубости, строптивости, замкнутости и т.д.

Особое место в подростковом возрасте занимает переход от характерного для детства типа отношений взрослого и подростка качественно новому спецефическому для общения взрослых людей. Это создает большие трудности и для подростка и для взрослых. Благоприятная форма перехода к новому типу отношений возможно, если взрослый сам проявляет инициативу, или, учитывая требования подростка, перестраивает свои отношения к нему.

Важным фактором развития подростка является ориентация на определенные образцы в поведение взрослого тем, чтобы приобрести черты взрослого.

Они могут быть следующими:

1). Подражание внешним признакам взрослых (курение, особый лексикон, употребление спиртных напитков). Подростками усваивается то, что представляется им популярным (подражание определенной музыки и т. п.). образцами подражание могут стать старшие школьники.

2). Ориентация на определённое содержание « мужского идеала» - настоящего мужчины или женщины (физическая сила, привлекательность и т.п.)

3). Подражание взрослому как образцу в поведении (могут быть родители, учитель и т.п.)

4) Влияние познавательной деятельности на развитие взрослости.

Итак, развитие взрослости у ребёнка может происходить однобоко или сразу в нескольких направлениях. Происходит это через подражание, прямое заимствование, через самовоспитание и самообразование.

В подростковом возрасте в отношениях между сверстниками складывается положение принципиального равенства. Поэтому только общение подростка со взрослыми становится недостаточным и он активно ищет возможности больше общаться со своими сверстниками, где он находит понимание. В данном возрасте развивается очень важная для общения особенность – умение ориентироваться на требования сверстников и учитывать их. Подростки стремятся к общению и дружбе. Каждый подросток хотел бы иметь друга. Идеал друга у подростка – всегда всё вместе, всё пополам. С возрастом отношения дружбы приобретают новый смысл. Возникает первая любовь.

В учебной деятельности подростка, как и детей других возрастных групп, имеются свои трудности. Уменьшается поглощенность подростка ученьем. Наблюдается несоответствие между желанием что-то познать и своими возможностями, так как еще не владеет многими способами выполнения новых форм деятельности. Подростки не всегда умеют управлять своим вниманием. Не достигли своего совершенства процессы памяти. Для подростка очень важно осознать, для чего ему нужны те или иные знания.

Подростковый возраст отличается еще и тем, что в этот период бурно развивается самосознание и на её базе возникают такие образования как самооценка, самосовершенствование, самообразование. Свои особенности имеются в эмоционально-волевой сфере. Подростки отличаются вспыльчивостью, упрямством, бравированием недостатками. Им свойственно бурное проявление своих чувств. Именно эмоциям, а не воле принадлежит решающая роль в поведение подростка. Нередко чувства подростков бывают противоречивыми. Учитель должен быть чутким психологом, который мог бы увидеть, что делается в душе подростка. Только тогда он может помочь ему преодолеть отрицательные эмоции и укрепить положительные.

Особенностью данного возраста является желание видеть результат своего труда. Известно, что подростки любят всё делать своими руками этим они могут заниматься в кружке декоративно-прикладного творчества.









Литература


«Дети и народное творчество»/ Шевчук Л.В. – М., 1985г. /


«Дополнительное образование детей»/Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. – М.: Владос, 2002г./

«Дополнительное образование детей» /Под ред. Лебедева О.Е. – М.: Владос, 2003г./

«Дополнительное образование» (Словарь-справочник) /Яковлев Д.Е. – М., 2002г./

«Методика работы педагога дополнительного образования» /Фришман И.И. – М., 2001г./

«Педагогическая психология»/Выготский Л.С. – М., 1991г./

«Педагогика» Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – М.: Школа – пресс, 1997г. /

«Психология»/ Кузин В.С. – М., 1974г. /


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.