Выступление «Формирование этнокультурной компетентности на уроках окружающего мира»
А. В. Иванова (МОУ «Гимназия № 19» г. Саранск).
Формирование этнокультурной компетентности
на уроках окружающего мира.
Этнокультурная направленность процесса обучения – важная и актуальная задача современного образования. Включение материала о народной культуре Мордовии в школьный курс на начальном этапе становления личности способствует формированию национального сознания младшего школьника.
Что мы знаем о республике, в которой живём? Что известно нам о культурном, духовном наследии мордовского народа? Что каждый день наполняет наши сердца, сердца педагогов счастьем? Главное наше счастье – дети. Дети, ради которых в Мордовии созданы все условия для успешного обучения и становления деятельной, активной, здоровой личности. Дети, которых мы приобщаем к народной культуре, что в наши дни представляется очень важным. Ведь проявление грубости и зла, антигуманности среди людей явилось отлучение в прошлом учащихся от национальных традиций, обычаев и родной культуры. Без исторической памяти нет традиций, без национальных традиций нет культуры, без культуры нет гуманности, без гуманности нет воспитания, а без воспитания нет личности. Академик Д.С. Лихачёв отмечал: « …Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ». Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста. Поэтому задачей современной школы является передача будущим поколениям человеческого опыта в его национальной форме, воспитание высоконравственных, образованных, духовно богатых людей, обладающих чувством национального достоинства, гражданского долга и любовью к Родине, гуманностью и уважением к другим народам.
При изучении любого предмета в начальной школе особое внимание уделяется этнокультурному образованию. Трудно переоценить освоение данного материала в интегрированном курсе «Окружающий мир». Продуктивное использование оснований для интеграции в системе этнокультурного образования эффективно способствует этнокультурному развитию личности. Разработанность в классических предметных методиках системно – функционального и деятельностного подходов в обучении позволяет скорректировать содержание, насытить его новым материалом и способами познания, создать в обучении школьника целостную развивающую среду, способствующую освоению учебной программы и решению глубинных воспитательных задач. В качестве примера можно привести цикл уроков на тему: «Как жили наши предки», где задачами являлось – познакомить детей с различными видами народной культуры, промыслами мордовского народа, мастеровыми людьми, углубить восприятие фольклорных образцов. В ходе занятий дети знакомятся с особенностями традиционного быта, с проявлением языческой и христианской религии.
Чрезвычайно эффективен метод моделирования ситуации. Во время беседы о промыслах мордвы создаётся под руководством педагога определённая среда, которую мы соотносим с эпохой жизни наших предков. Ученики как бы «проживают» этап развития человечества на уроке – путешествии «В гости к мастеровым людям». Здесь и кузнец в национальной одежде того времени, ремесленные инструменты.
Вот и вышивальщица в панаре, украшенным мордовским орнаментом. Вышивальщица напевает старинную мордовскую песню. Побывали мы в гостях и у гончара, познакомились с его работами. Посетили резчика по дереву. Выставка работ резчика настолько заинтересовала ребят, что у них появилось желание самим попробовать вырезать какую – то фигурку. Завораживающая красота кружевных изделий надолго запомнилась детям.
В конце урока подвели итог – труден и благороден труд мордовских умельцев.
Воспели труд мордвы поэты.
Песни тоже есть об этом.
Промыслы народа знамениты.
Их знают в разных странах именитых.
Благодаря таким урокам, внутренней интеграции и нацеленности на творческий результат, достигается максимальная концентрация восприятия и проникновения в изучаемую тему, а приобретаемый жизненный опыт ярко запечатлевается в памяти. Важно, чтобы ученик имел возможность выразить себя в рамках народной традиции.
Можно включать сюжеты этнокультурного наследия, образы в учебную тему на уроках математики, русского языка.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что основной задачей этнокультурного образования должно стать воспитание национального самосознания. Достичь этого можно лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, язык, культуру. Ибо чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма.
Литература
1. Афанасьева А.Б. Народное творчество в эстетическом развитии ребёнка. Ростов на – Д, 2004.
2. Воюшина М.П. Культурное поле младшего школьника как объект методического исследования.
3.Лузгин А. Промыслы и мастеровые люди Мордовии/Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»: АНО «Дом народных ремёсел», 2009. – 48 с.:ил. – (Мой край мордовский).
4.Титова И.М. Метаметодический подход к модернизации обучения в общеобразовательной школе// Академические чтения. Вып.3. Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб., 2002
5. Мокшин Н. Мы – мордва! – Саранск: Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарёва, 2007. – 48с.:ил.