12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смоленцева Татьяна Григорьевна4486
Россия, Марий Эл респ.
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
16

Материал по УМК «Краеведческие задачи как средство формирования этнокультурной компетентности в начальной школе»


Краеведческие задачи
DOCX / 121.77 Кб

Краеведческие задачи как средство формирования этнокультурной компетентности в начальной школе


 

Автор: Смоленцева Татьяна Григорьевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Муниципальное образовательное учреждение «Казанская средняя школа»

Республика Марий Эл, с. Казанское.


В методической разработке представляется небольшой опыт работы по формированию этнокультурной компетентности на уроках математики в начальной школе. Решение краеведческих задач имеет обучающее и воспитательное значение. Конкретный краеведческий материал о малой родине, добытый в ходе решения задач, способствуют прочному усвоению знаний, мотивирует на дальнейшее изучение малой родины. Материал будет полезен учителям начальной школы.

 

В условиях введения нового ФГОС тема формирования этнокультурной компетенции приобретает особенное, актуальное значение. Воспитанию патриотических чувств, толерантных качеств, любви и бережному отношению к природе, культуре и традициям родного края нужно уделять большое внимание. На уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе предоставляются широкие возможности для изучения данной темы. В огромной многонациональной стране, как наша Россия, где каждый народ отличается друг от друга языком, культурой, традициями, социальными характеристиками, очень важно воспитывать толерантное отношение друг к другу, интерес к изучению истории и культуры родного края. Главную мысль, которую следует объяснять детям с самого раннего возраста, - не существует плохих и хороших наций. Хорошие и плохие люди есть у любой нации. Для изучения родного края практического материала пока маловато. Вовлечение детей в поисковую, исследовательскую деятельность, включение в уроки и внеурочную деятельность практических задач для изучения родного края - всё это способствует укреплению мотивации на изучение малой родины, позволяет в непринуждённой форме узнавать новое о родном крае, формирует нравственные качества личности. Новизна работы состоит в её практической значимости. Если знания о родном крае не преподносить в готовом виде, а предложить их добывать ребятам самим, решая математические задачи, разгадывая кроссворды, викторины, участвуя в творческих проектах, эти знания будут прочнее и глубже. В данной работе представляю примеры краеведческих задач.

 

Задачи для уроков математики в начальной школе

 

1. Пользуясь числовым лучом, занесите координаты точек в таблицу и узнайте фамилии людей, прославивших нашу республику. Информацию о этих людях прочитаете, расшифровав QR - коды

 

Ч

Т

Н

А

Д

В

М

У

Я

П

И

Л

Й

Ш

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

1

4

6

4

13

3

 

 

 

 

 

 

 

t1603211283aa.png Сергей Григорьевич Чавайн - основоположник марийской литературы. Марийский поэт, переводчик, драматург. Родился в деревне Малый Карамас, Моркинского района в 1888 году. Его имя носит национальная библиотека республики Марий Эл. Бульвар Чавайна – центральная пешеходная улица Йошкар - Олы.

 

10

4

12

4

3

2

4

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1603211283ab.png Ива́н Степа́нович Паланта́й — первый марийский композитор, основоположник марийской профессиональной музыки.  Родился 24 апреля 1886 г., в деревне Кокшамары Звениговского района, в 1886 году. Создал первый профессиональный марийский хор.

 

2. Вычислим. Каждому ответу соответствует буква, если это число повторяется несколько раз, буква тоже повторяется. Запишите буквы в таблицу, разгадайте два слова.

Сумма чисел 350 и 650 1000                 д

Разность чисел 38900 и 1 38 899          а

Частное чисел 72000 и 80 900             о

Сумма чисел 6400 и 80. 6480               к

Частное чисел 60000 и 10 6000            й

Сумма чисел 2591 и 9 2600                  н

Частное чисел 5400 и 90 60                 р

60

900

1000

2600

900

6000

 

 

 

 

 

 

 

6480

60

38 899

6000

 

 

 

 

 

3. Население республики Марий Эл в 2015 году составляло 687 435 человек, а в 2020 году составляет 679 094 человек. На сколько человек уменьшилось население республики за последние пять лет?

4. Площадь самого большого озера в республике – озера Яльчик - 128 га. Это составляет примерно 1/20 часть от общей площади озёр республики. Какую общую площадь занимают озёра в Марий Эл?

В Марий Эл насчитывается 689 озер, общая площадь которых превышает 2,5 тысячи гектаров.

5.Как называется самая высокая точка республики? Вычислите. Запишите ответы в строчку. Сумма самого большого и самого маленького чисел - будет ответом на вопрос.

 

2880: 40               20 450: 50                 21 200: 40

2160: 60              12 280: 40                  36 720: 90

Карман – Курык - 444

Аламнер - 586

Чукша – 566

Гора Чукша имеет высоту 278,8 м. над уровнем моря, находится на границе Моркинского и Куженерского районов. С неё открываются прекрасные виды на окрестности.  И неслучайно за этой местностью закрепилось название «Марийская Швейцария.»

6.Как называется священная марийская гора? Каждому ответу в примерах соответствует буква, которую вы найдёте в таблице. Правильно решив все примеры, вы узнаете название священной марийской горы.

 
 

7

5

2

3

40

а

м

п

и

60

ш

й

к

я

80

т

р

е

ы

90

н

о

у

с

80 - 18 45 + 17
34 + 13 69 + 23
27 + 58  79 + 6
54 + 22 100 - 17
25 + 22 81 - 19
88 + 9  

Священная марийская гора Карман-Курык находится в Моркинском районе Марий Эл. Это не только природный, но и исторический памятник. Когда на народы марийцев наступали враги, они прятались в некоторых горах; впоследствии эти горы были названы «Карманами». Название Карман- Курык переводится также, как «крепость-гора».

 

7. Как называется самое большое озеро нашей республики?

Вычисли значения выражений:

320 : 4 =       12 · 8 =            630 : 10 =            2 5 · 3 =           560 : 70  =             96 : 24 =

Сумма самого большого и самого маленького ответов будут ответом на вопрос.

102 - Кичиер

108 - Таир

100 - Яльчик

t1603211283ac.jpg

Яльчик — самое большое озеро в республике Марий Эл. Расположено на территории национального парка «Марий Чодра». Это охраняемая природная зона.

 

8. Какое животное изображено на гербе республики Марий Эл? Заполните таблицу, сумма вставленных чисел даст вам ответ на вопрос:

Множитель

 

 

50

30

Множитель

60

20

40

 

Произведение

480

600

 

2100

 

Лось – 2008

Кабан – 308

Медведь- 2108

 

Новый герб Марий Эл был утверждён в 2011 году. На нём изображён медведь - символ предусмотрительности и силы.

 

9. Волга – одна из крупнейших рек на Земле, самая большая по площади водного бассейна в Европе. На её берегах расположено множество городов. Длина реки 3530 км. Чтобы узнать, какую протяжённость эта великая река занимает на территории нашей республики, решите уравнение:

а ▪ 50 = 35000 : 10

 

10. В каком году был образован город Йошкар - Ола? Решите пример и узнаете ответ на вопрос:

320 + 704 + 406 +154=

Рождение города Йошкар-Ола связано с вхождением марийского народа в состав Российского государства в середине XVI века. Город был основан как крепость в 1584 году по приказу царя Фёдора Иоанновича, в глухих труднопроходимых лесах и болотах низменного левобережья Волги, на ее притоке - Малой Кокшаге. Первоначально крепость была известна под названием Кокшажск, позднее - Кокшацский городок, а потом - Царёвококшайск.

 

11. Запишите числа в таблицу так, чтобы каждое следующее было на 70 больше предыдущего. Каждому числу соответствует буква. Узнайте, как называется первая марийская опера.

 

150

570

290

430

500

360

220

а

р

п

т

ы

а

к

 

Премьера первой марийской оперы «Акпатыр» состоялась5 апреля 1963 года на сцене Марийского государственного театра им. Шкетана. Опера написана по исторической драме классика марийской литературы Сергея Чавайна и повествует о легендарном воине – гусляре Акпатыре.

 

12. Вычислите значение выражения, и вы узнаете площадь нашей республики:

19 575+ (240 • 3+ 4600 : 20) • 4

Площадь территории республики Марий Эл занимает 23 200 км². Наша республика граничит с Кировской и с Нижегородской областями, с Республиками Татарстан и Чувашия. Протяжённость территории республики с севера на юг достигает 150 км, с запада на восток 275 км.

 

13. Даны ряды с числами.

400      325      1000

570      675      175

1530    392      300

- В первой строке выберите наименьшее число (325)

- Во второй – наибольшее число. (675)

- В третьей – число, в котором 30 десятков. (300)

Найдите сумму всех трёх чисел и разделите её на 10. Вы узнаете длину бобра в сантиметрах.

Длина бобра достигает 130 см, а вес 32 кг. Бобры - самые крупные грызуны в России. Они предпочитают селиться по берегам медленно текущих речек и озер. Бобры приспособлены к полуводному образу жизни. Живут бобры в норах или хаткахНоры они роют в крутых и обрывистых берегах.

 

Таким образом, использование этнокультурного материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории и географии родного края, происхождению фамилий, имён, названию озёр, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала о родном крае на уроках математики воспитывает в учениках чувства любви, восхищения и гордости к малой родине, активную жизненную позицию, патриотизм.

 

Источники информации:

1.«50 интересных фактов о республике Марий Эл» [Электронный ресурс]: http://obshe.net/posts/id2477.html (дата обращения 3. 11.2019)

2.Большая прогулка по Йошкар-Оле. [Электронный ресурс]: https://cr2.livejournal.com/641734.html (дата обращения 3.11.2019)

3.Мифы и правда о самой высокой горе Марий Эл. [Электронный ресурс]: https://potokmedia.ru/kraj/55669/mify-i-pravda-o-samoj-vysokoj-gore-marij-jel/ (дата обращения: 20.11.2019)

4.Палантай И.С. [Электронный ресурс]: https://www.marimedia.ru/persona/7/ (дата обращения: 8.12.2019)

5.Первая Марийская опера [Электронный ресурс] : http://nbmariel.ru/content/pervaya-mari-0 (дата обращения: 8.12.2019)

6.Республика Марий Эл [Электронный ресурс] : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB (дата обращения: 5.01.2020)

7.Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». Краткая история [Электронный ресурс]: http://gor-sobry-ola.ru/city/history/ (дата обращения:5.01.2020)

8. Чавайн С.Г. [Электронный ресурс]: http://nbmariel.ru/content/sergey-grigorevich-chavayn-1888-1837 (дата обращения: 8.12.2019)

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Суслопарова Людмила Юрьевна, 20.10.20 в 20:36 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Григорьевна! Очень интересно!
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 21.10.20 в 20:27 1Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, приятно Ваше внимание!
Кияйкина Наталья Федоровна, 21.10.20 в 17:55 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный ресурс!
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 21.10.20 в 20:29 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Фёдоровна!
Максакова Наталья Михайловна, 21.10.20 в 18:41 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал!Спасибо!
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 21.10.20 в 20:30 0Ответить Пожаловаться
Рада быть полезной, Наталья Михайловна!
Панов Егор Игоревич, 21.10.20 в 18:49 1Ответить Пожаловаться
Интересно, познавательно, полезно!
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 21.10.20 в 20:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Егор Игоревич!
Трефилова Раиса Поликарповна, 21.10.20 в 22:30 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Григорьевна, Вам особая благодарность не только за прекрасную работу, но и за оформление списка использованных источников!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.