Выступление «Формирование метапредметных результатов на уроках математики»
Жизнь вокруг нас постоянно меняется. Для решения многих жизненных задач человеку , кроме способностей и каких- либо личностных качеств, необходимы различные умения. В жизни мы чаще сталкиваемся с задачами, для решения которых требуются метапредметные умения, которые в школьной практике называют общеучебными умениями и навыками- универсальными способами получения и применения знаний. Сейчас на первый план выходит способность самостоятельно решать встающие перед вступающими в новую жизнь молодыми людьми новые задачи, умение работать в коллективе, самостоятельно восполнять недостающие знания.
Именно эти способности необходимы для успешности в современном обществе. Поэтому мы сегодня говорим о важности формирования метапредметных умений и навыков, т.к. их можно применять как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Математика является одним из главных предметов в школе. Заниматься математикой необходимо для интеллектуального здоровья. Математика по своему содержанию, организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных УУД.
Приём- составная часть или отдельная сторона метода. В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении материала: постановка вопросов, при изложении учебной информации, отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей. К таким приёмам относятся дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы. К таким приёмам относятся: «Объясни, обоснуй своё мнение », «Сравни свою работу с работой других ребят», «Мозговой штурм », «Найди истинное высказывание», Кластер, «Корзина идей» , «Рыбный скелет» (фишбоун), Таблицы «Знаю, хочу, узнал», «Ромашка вопросов», «Проблемные вопросы».
Также с целью повышения активности учащихся на уроке используются различные методы: объяснительно иллюстративный, логический, метод самостоятельной работы, дидактическая игра, нестандартные виды уроков, тесты, проблемный метод , а так же различные формы учебной деятельности.
Сейчас мы с вами посмотрим 2 видеофрагмента уроков, где показан приём с использованием проблемной ситуации на этапе открытия новых знаний. Первый фрагмент это урок математики во 2 классе по теме «Знакомство с составной задачей», и второй фрагмент это урок математики в 3 классе по теме «Радиус окружности», с использованием приёма Игра «Верю- не верю».
Метод и приём могут меняться местам. Но независимо от этого, учитель обязан включить в структуру урока то или иной приём, метод. В результате у учащихся будет формироваться интерес к учебному процессу, повышаться активность, что имеет немаловажное значение для учителя в его работе.
В математике используются такие методы:
Математический диктант- хорошо известная форма контроля, которую целесообразно проводить систематически.(виды в электронном виде)
Работа с тренажёрами- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Её можно включать на различных этапах урока:
- во время устного счёта,
- при проведении самостоятельных или проверочных работ. (образцы тренажёров в электронном виде)
Результаты можно фиксировать в специальной «Таблице успехов» .
Схемы- опоры- это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Используются на этапе открытия новых знаний.(показываю образцы).
Моделирование- один из наиболее удачных приёмов для развития мыслительной деятельности младших школьников. Способствует развитию логического и абстрактного мышления, готовят к современной жизни. (показываю образцы)
Тесты, как приёмы активизации учащихся при обучении математики. Тестовые задания имеют целью эффективный контроль за формированием УУД. Материалы тестов способствуют развитию вычислительных навыков на этапе открытия новых знаний, на контрольно – обобщающих уроках, а так же для организации индивидуальной работы. Мини-исследования. Введение элементов исследовательской деятельности считаю необходимым начинать как можно раньше, так как в результате учащиеся приобретают навыки решения познавательных, поисковых, проектных задач. Этот вид деятельности является одним из наиболее действенных методов для формирования творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций и нестандартных задач.
Метапредметная олимпиада- это уникальная форма занятий способствует формированию матапредметных УУД. Задания на таких олимпиадах, как правило, зажигательные, волнующие каждого ученика, задевающие за живое. Их выполнение позволяет ребёнку осознать свой интерес, проявить свой потенциал и изобретательность в решении актуальных проблем и ситуаций . (Кенгуру, КИТ).
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижений метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ(как правило, тематических) по всем предметам.
Так в 4 классе мы выполняли ВПР по русскому языку, математике и по окружающему миру.
Назначение ВПР по предметам в начальной школе- оценит уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладение межпредметными понятиями.
Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Благодаря тому, что я использую различные приёмы формирования метапредметных УУД, обучающиеся стали активными участниками получения нового знания, развивается их самостоятельность, аналитическое и творческое мышления, познавательная активность, появляется осознанность, обеспечивается более прочное усвоение знаний.
Всё это делает учебную деятельность более привлекательно и для учащихся, ориентирует их на комплексное использование знаний. Они стали активнее не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.
Именно это важно сегодня, когда от современного ученика требуется мобильность, креативность, способность находить и применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.