Выступление «Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики»
Учитель физики и информатики: Бримбетова Айгуль Дуйсенбаевна
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики.
Подготовка школьников к жизни – один из приоритетов образования.
Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.
(Из послания Президента народу Казахстана)
Цель работы
Формирование и развитие метапредметных компетентностей учащихся.
Актуальность: Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Актуальность проблемы, связанна с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании:
в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;
в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;
в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;
в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства,
в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТ
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.
Метапредметные категории:
1.Определение и поняти
2.Рисунок и схема.
3.Знание и информация.
4.Цель и задача.
5.Роль и позиция.
6.Модель и способ.
7.Содержание и форма.
8.Знание и незнание.
9.Порядок и хаос.
10.Изменение и развитие.
11.Простое и сложное
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» — пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, а режиссёр!
Требования к результатам образования, имеющего универсальное,
метапредметное значение:
1. Умения организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: обобщенные способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками информации.
3. Готовность к профессиональному выбору: умение ориентироваться в мире профессий, в жизненной ситуации с учетом собственных интересов и возможностей.
Метапредметные технологии
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Интерактивная методика. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия). Применение на практике.
Личностно–ориентированные технологии обучения.
Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний. При остром дефиците уманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин.
В процессе интеграции формируются
метапредметные умения.
-аналитические,
-учебно-информационные,
-коммуникативно-речевые.
- сопоставлять явления и факты;
- выделять главное;
- составлять из отдельных элементов целую картину;
- формулировать общую проблему;
- умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Метапредметные учебно-информационные умения
1. извлекать информацию из различных источников;
2. составлять план;
3. отбирать материал по заданной теме;
4. составлять письменные тезисы;
5. подбирать цитаты;
6. составлять таблицы, схемы, графики.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций.