Выступление «Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики»

2
0
Материал опубликован 4 April 2016

Учитель физики и информатики: Бримбетова Айгуль Дуйсенбаевна

 

Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики.

 

Подготовка школьников к жизни – один из приоритетов образования.

Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.

(Из послания Президента народу Казахстана)

Цель работы

Формирование и развитие метапредметных компетентностей учащихся.

Актуальность: Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Актуальность проблемы, связанна с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании:

в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;

в требовании новых технологий организации  учебной и внеучебной деятельности;

в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;

в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;

в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства,

в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

 

МЕТАПРЕДМЕТ

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.

Метапредметные категории:

1.Определение и поняти

2.Рисунок и схема.

3.Знание и информация.

4.Цель и задача.

5.Роль и позиция.

6.Модель и способ.

7.Содержание и форма.

8.Знание и незнание.

9.Порядок и хаос.

10.Изменение и развитие.

11.Простое и сложное

Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» — пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

Учитель не актёр, а режиссёр!

Требования к результатам образования, имеющего универсальное,
метапредметное  значение:

1. Умения организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в  достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: обобщенные способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками информации.

3. Готовность к профессиональному выбору: умение ориентироваться в мире профессий, в жизненной ситуации с учетом собственных интересов и возможностей.

Метапредметные технологии

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Интерактивная методика. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия). Применение на практике.

Личностно–ориентированные технологии обучения.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний. При остром дефиците уманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. 

В процессе интеграции формируются

метапредметные умения.

-аналитические,
-учебно-информационные,
-коммуникативно-речевые.
- сопоставлять явления и факты;
- выделять главное;
- составлять из отдельных элементов целую картину;
- формулировать общую проблему;
- умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Метапредметные учебно-информационные умения

1.  извлекать информацию из различных источников;
2.  составлять план;
3.  отбирать материал по заданной теме;
4.  составлять письменные тезисы;
5.  подбирать цитаты;
6.  составлять таблицы, схемы, графики.


 

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Конфуций.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации