Древняя мудрость гласит:
можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя.
В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается. Изучение основ математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит, прежде всего, от желания учащихся овладеть основами науки. Как пробудить у ученика желание учиться, а если оно у него есть, то, как его сберечь? Как пробудить у учеников желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? Проблема мотивации поведения и деятельности человека является одной из наиболее актуальных и, в то же время, сложных в настоящий период. Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Да, можно усадить учеников за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
В связи с этим школа призвана обеспечить необходимые условия для развития мотивации учения. Именно формирование мотивационной компетентности обучающихся является одной из основных задач педагогов. Незаметно, ненавязчиво, из урока в урок.
В начале урока необходимо создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке.
В ходе урока создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценки, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения.
В конце урока создать условия для оценки достижения целей, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановки задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.
Т.е.мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.)
Чтобы реализовать формирование указанной компетентности, добиться развития мотивации учения, учителя в своей деятельности применяют различные педагогические средства ее воспитания. Я остановлюсь лишь на некоторых. Это:
содержание учебного материала;
современные информационно-коммуникационные технологии; формы и методы организации работы учителя;
стиль общения педагога и учащихся.
1. Содержание обучения определяется в первую очередь государственными образовательными стандартами. Я в своей преподавательской деятельности стараюсь дополнить его интересными фактами из истории математики, из современных исследований и достижений человечества. Это очень увлекает ребят, так как в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Этот материал интересен всем, но особенно тем, кто увлекается не только математикой, но и историей, им любопытно, что у них есть возможность решать те задачи и доказывать те теоремы, которыми занимались люди много лет назад, реализовывать их современными способами. Формируя, таким образом, содержание обучения, мне удалось заинтересовать обучающихся в изучении тем математики: «Теорема Пифагора», «Натуральные числа» и т.д. Это говорит о том, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, то есть способствует формированию положительной мотивации учения.
Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетаются. Для моих школьников этот стимул наиболее значим, так как он способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их познавательной и практической деятельностью, и подводит их к осознанию необходимости теоретических знаний. Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. В своей работе я придерживаюсь этой рекомендации.
Например, изучение темы «Нахождение неизвестного компонента действия сложения и вычитания» (5 кл.) начинаю с демонстрации рисунка к задаче: "На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2кг, а на правой чаше - гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?
Рассмотрение темы «Нахождение числа по его дроби» (5 кл.) начинаю с задачи "Расчистили от снега 2/5 катка, что составляет 80 кв. м. Найдите площадь всего катка".
Урок «Параллельные прямые» (7 кл.) начала с демонстрации действия слесарного прибора рейсмуса, который предназначен для разметки прямой, параллельной краю деревянного бруска.
Чтобы у учащихся не возникало представление о "сухости" математики, оторванности от её жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.
Так при изучении темы «Действия с десятичными дробями»(5 кл) использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги.
При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.
5 класс. Тема «Диаграммы». Удивительный получается эффект от принесен -ных рабочих диаграмм какого-либо предприятия или фермерского хозяйства. Рассматривая их в виде раздаточного материала, мы с учениками почерпнули настолько богатейшую информацию о предприятии, что ребята сами захотели отразить работу нашей школы в виде диаграмм. Ученики предлагали: “Давайте отобразим процесс питания в школе”. “Давайте сравним количество учеников, посещающих начальную школу, среднее звено, старшее звено”. “А успеваемость? “А кто какие секции посещает? А сколько девочек, сколько мальчиков?” И много других предложений.
Тема «Масштаб». Объявляется конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе. Задумки ребят просто поражают.
Алгебра. 9 класс. Тема «Последовательности» приобретает совершенно другое качество после лекции, в которую включен материал о завещании Франклина потомкам, о легенде о шахматах, о глупом купце.
2. Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения вижу в деятельностном подходе при организации процесса обучения, в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
Важно, чтобы все, что учитель делает на уроке, было значимо ребенку, а потребности учеников 5-го класса отличаются от потребностей старшеклассников. Пятиклассникам очень важно занять достойное положение в коллективе – это ведущий мотив поведения младшего подростка, и поэтому с ним надо организовывать как можно больше коллективных дел, игровых моментов, причем для них важны даже не сами игровые действия, более значим результат игры. А вот у старших подростков появляются другие потребности – быть популярным, ему важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую личность. Эта система дает право ребенку самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи.
Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Учеба - это нелегкий труд, но при правильной организации он способен приносить радость творческих открытий.
Для повышения мотивации учащихся на своих уроках использую приемы проблемного обучения.
В своей практике использую групповую работу и работу в паре. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации.
Интеграция школьных предметов на современном этапе является одним из направлений активных поисков новых решений, способствующих формированию положительной мотивации учащихся.
Решению данной проблемы может помочь проведение интегрированных уроков (математика и физика, математика и химия, математика и биология, математика и информатика, математика и черчение), ненавязчивое постоянное убеждение их в том, что математические знания являются крайне необходимыми при изучении смежных дисциплин. Для этого на уроках математики необходимо формировать целостное восприятие решаемой задачи, учить делать выбор методов решения, переносить и использовать знания, умения и навыки с одного предмета на другой, узнавать и применять информацию из смежных дисциплин.
Например, в курсе геометрии изучается тема «Векторы». При ее изучении можно пользоваться знаниями, полученными в курсе физики по теме «Сила – векторная величина», «Сложение двух сил, направленных по одной прямой». Использование знаний по физике помогает развитию у учащихся умений для применения математического аппарата в решении прикладных задач, формирует представление о месте математики в окружающем мире, помогает увидеть разницу между реальностью и идеалом, вызывает дополнительный интерес и мотивацию к учению.
При изучении темы «Подобие» можно использовать материалы из курса географии (темы: « Измерение расстояний на местности», « Изображение направлений и расстояний на чертеже», «Составление схематического плана участка местности способом полярной съёмки»). Данная связь математики и географии помогает вывести новые математические понятия, доказывать теоремы, а также применять математические действия в географии.
Когда изучается тема «Масштаб», можно использовать задания, в которых условием является определение по плану или карте расстояние между двумя пунктами. При этом целесообразно использовать географические карты.
Уникальны уроки, вызвавшие удивление, когда удается математику соединить с биологией в теме «Симметрия».
Очень тесная связь существует между геометрией и черчением. Цель геометрии – ознакомить учащихся со свойствами фигур на плоскости, развить их пространственные представления и пространственное воображение. Параллельно с этим учащимся необходимо приобрести практические навыки и умения, чтобы решать практические геометрические задачи. Подобные задачи есть в курсе черчения, поэтом возникает необходимость взаимосвязи преподавания черчения и геометрии, чтобы подготовить детей к практической деятельности.
Помимо этого, в геометрии дети изучают теоретические основы для черчения, а навыки чертежного построения применяются на уроках геометрии.
Особый интерес вызывает у учащихся использование на уроках математики компьютерных программ. Обучающие или контролирующие программы можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы. Они развивают логику учащихся, их память, формируют мотивацию учения.
Создание презентаций процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют старшеклассники. Так для подготовки проекта ученик сначала проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красочным и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет мне развивать у моих учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. К тому же, вовлекая учащегося в творческую работу, я развиваю у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.
Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. Решение занимательных задач очень важно в период, когда еще формируются, а иногда определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Стоит отметить преимущества в этом плане учебников « Математика» авторов О. В. и Г. К. Муравиных, где к каждому пункту дается набор занимательных задач по конкретной теме. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики перед всеми учащимися, используя для этой цели все возможности.
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным» — сказал Б.Паскаль. Сделать математику немного занимательной помогает внеклассная работа: математические кружки, факультативные занятия, экскурсии, математические олимпиады, математические вечера и многое другое.
Занимательный материал многообразен, но его объединяет следующее:
1) способ решения занимательных задач неизвестен. Для их решения характерно применение метода проб и ошибок. Эти поисковые пробы могут закончиться догадкой, которая представляет собой нахождение пути искомого решения;
2) занимательные задачи способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся. Необычность сюжета, способа подачи задачи находят эмоциональный отклик у детей и ставят их в условия необходимости ее решения;
3) занимательные задачи составлены на основе знаний законов мышления.
Систематическое применение задач такого типа способствует развитию указанных мыслительных операций и формированию математических представлений детей.
Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.
А особенно интересны детям игровые уроки, которым отводится немаловажная роль для развития у учащихся чувства любознательности и познавательного интереса. Вот тут-то и имеется возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме, объяснить новый материал.
6 класс. Тема «Координатная плоскость». Начинаю с построения всевозможных фигур: самолет, бегун, петух. Учителями годами накапливаются подобные рисунки для уроков. Часть материала я нахожу на страницах газеты “Математика”, а часть ребята придумывают сами. И только после этого мы с ребятами переходим к учебнику: строим точки, отрезки, треугольники, но делается это уже легко и со знанием дела.
Очень полезны уроки-семинары. На этих уроках ученики обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина.
3. Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока.
Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.
Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:
- создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса;
- создание нестандартных ситуаций на уроке;
- демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке;
- умение создать ситуацию для каждого учащегося проявить себя;
- умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.
«Нужно, чтобы ум учителя искрился остротой мысли, и душа его была охвачена любовью к своему предмету и тогда преподавание неизбежно окажет возбудительное электризующее влияние на работу мысли большинства учеников!»
Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь. Кроме того необходимо развитие таких характеристик, как умение управлять дыханием, тембром голоса, темпом речи, правильная дикция. Роль учителя имеет свои функции: обеспечение полноценной передачи знаний; обеспечение эффективной учебной деятельности школьников; обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.
Роль педагога призвана обеспечить:
- положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности;
- полноценное восприятие, осознание, закрепление знаний в процессе обучения;
- рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
Знание особенностей актерского мастерства помогает учителю совместить природный талант и приобрести мастерство с целью достижения наилучших результатов в педагогической деятельности. А.С.Макаренко писал «Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть …».
Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
Развитию мотивации учебной деятельности, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Как учителям повышать учебную мотивацию школьников
1. Предоставление частичной свободы выбора .
2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения
3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.
4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.
7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
10. Изменять методы и приемы обучения.
11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только учить, а и развивать мышление ребенка средствами своего предмета.
14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.
16. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.
19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).
20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
22. Необычная форма преподнесения материала.
23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.
26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
28. Применение новых информационных технологий.
Как родителям повышать учебную мотивацию школьников
Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.
Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что он тратит, по крайней мере, 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.
Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.
Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.
Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.
Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.
Так как ведущая деятельность подростка – общение, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
Любите ребенка.