Творческая деятельность в этнокультурных объединениях – как учебная мотивация школьников и основа формирования этнокультурной компетентности учащихся
«Творческая деятельность в этнокультурных объединениях – как учебная мотивация школьников и основа формирования этнокультурной компетентности учащихся »
А.Н.Колбина
Республика Казахстан и Российская Федерация являются полиэтническими государствами, в котором проживает много народов, отличающихся многочисленностью этнического состава, социально-экономическими характеристиками, языком и культурой, духовным складом, национальным характером.
Поэтому возникает потребность в воспитании социально ответственного подрастающего поколения, которое может успешно действовать в полиэтническом пространстве, способствовать возрождению культуры разных этносов, сохранению их культурного своеобразия.
Значимость этнокультурной составляющей в современном обществе отражена в «Законе об образовании РК» и «Законе об образовании РФ» , в послании Президента РК Н.А. Назарбаева «Стратегия Казахстан-2050» и ежегодном обращении президента РФ В.В. Путина, «Законе о культуре в РК» и «Законе о культуре в РФ» , в Положении об Ассамблее народа Казахстана и Стратегии Ассамблеи.
Общемировой опыт показывает, что оптимальной моделью аккультурации является интеграция, сохранение своей культуры и овладение культурой других этносов. Отсюда появляется необходимость воспитания высококультурных и образованных личностей, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. Именно поэтому формирование в обществе этнокультурной компетентности сейчас приобретает особенную актуальность.
Этнокультурную компетентность как единое свойство личности, которое выражается в совокупности представлений, знаний о своей, а также об иной этнокультурах, их значимость в мировой культуре, способности к диалогу культур, рассматривает в своих работах А.Б. Афанасьева и другие ученые [4, с.193]. Анализ содержания понятия «этнокультурная компетентность» у разных исследователей, позволяет сделать вывод, что человек, обладая данной компетентностью, является активным носителем опыта взаимодействия и принятия различных этнокультур.
Одной из форм развития этнокультурной компетентности личности является деятельность подростающего поколения в этнокультурных объединениях.
Этнокультурные объединения начали свою историю в конце XX века, но именно за последние десять лет они обрели наибольшую популярность и значимость. Работа этнокультурных объединений содействует развитию социально-культурной активности человека, поэтому связана с проблемами этнокультурного образования.
Деятельность этнокультурных общественных объединений есть не только творческий, но и педагогический процесс, направленный на:
воспитание подрастающего поколения согласно приоритетам этнических ценностей;
сохранение этнического языка и связанного с ним фольклора;
ознакомление с культурно-историческим наследием прошлого;
освоение празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры;
обучение принципам и приемам этнического воспитания и образования.
Процесс формирования этнокультурной компетентности личности в условиях Ефремовской средней общеобразовательной школы в тесном сотрудничестве с сельским Домом культуры организуется на основе многообразия этноориентированных форм работы:
1) социально-ориентированные формы («круглые столы», конференции, митинги, встречи с представителями различных этнических диаспор, историками, этнографами, деятелями культуры и искусства, стенная печать и др.);Здесь можно отметить традиционные встречи – выезды представителей этнокультурных объединений на юбилейные даты или фестивали различных этносов: в г.Новосибирск к белорусам «В гостях у Лявонихи» или же к украинцам в Рождественский сельский округ, встреча чрезвычайного посла Беларусии в Черноярском сельском округе, а так же участие в областных фестивалях и концертах Корейской культуры.
2) познавательные формы (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, Дни культуры и фестивали, устные журналы, викторины, тематические вечера, музейная деятельность, студии, кружки, выставки и др.);
3) практико-ориентированные формы (мастер-классы, ролевые игры);
4) развлекательные формы (утренники и вечера, народные праздники, «Посиделки», «Ярмарка», фольклорные концерты и театральные представления, соревнования по национальным видам спорта и народным играм и т.п.). Ярким примером в Ефремовской школе являются традиционные празднования славянской Масленицы и Нового года по лунному календарю.
Ведущими методами работы в области межэтнического общения и формирования этнокультурной компетентности учащихся являются:
Кросскультурный (сравнительно-исторический, сравнительный, компаративный) метод, представляющий собой параллельное изучение этнокультур и позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран, культур и искусства народов мира, причины этих сходств и различий.
2. Особый интерес представляет метод проектов, предполагающий организацию исследовательской деятельности, направленной на сбор, изучение, анализ и использование материалов, раскрывающих особенности культуры, искусства, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, Казахстане, своем населенном пункте.
3. Изучение теоретико-информационных основ национального и межнационального может быть осуществлено с помощью методов моделирования и реконструкции. Например, воспроизведение различных сторон быта, обычаев, принятых у разных народов в разные времена, моделирование отдельных сторон жизни, типичных ситуаций, возникающих в процессе межэтнического взаимодействия. Или обыгрывание каких либо исторических событий в виде устных рассказов или сценок. Таким примером является музыкально-театральная постановка «На пути к Независимости», приуроченная к празднованию Дня независимости РК.
Представители этнокультурных объединений русских и корейцев Павлодарского района, компактно расположились на территории Ефремовского сельского округа. В состав этнокультурных объединений входят учащиеся и учителя нашей школы, где с огромным интересом можно наблюдать процесс приемственности и приобретения жизненного опыта между поколениями. Деятельность этих объединений направлена на укрепление мира, дружбы и согласия в регионе, содействие социально-экономического развития и достижение уставных целей и задач ЭКО. Среди них, приоритетными являются: формирование казахстанского патриотизма, освоение государственного языка, внутриэтнической консолидации общества при полном сохранении традиций, обычаев, изучением родного языка, расширением связей с исторической родиной.
Деятельность этнокультурного объединения охватывает три важнейшие сферы: язык, историю и культуру. В диаспорной среде оно имеет те же цели и те же задачи, что школа или вуз, отличаются лишь формы и методы его исполнения.
Большая работа по формированию и развитию этнокультурной компетенции учащихся проводится совместно с этнокультурными объединениями Павлодарского района и области. Результаты сотрудничества подтверждаются активным участием в деятельности Ассоциации корейцев области и проводимых ею мероприятиях: концертные выступления; организация выставок прикладного искусства на площадках Павлодара, Успенского района; дружеских встречах на сцене города Новосибирска, в мероприятиях «Книга скорби», посвященной депортации корейцев; встреча нового года по лунному календарю; изучение традиций и обрядов корейского и русского народа; организация выставок, посвященных жизни корейцев страны; сотрудничество с республиканской газетой «Коре ильбо» и многое другое.
Показателем плодотворной деятельности высокая оценка, данная Ассоциацией корейцев Республики Казахстан: медали, грамоты и благодарственные письма Ассоциации РК и областной Ассамблеи народа Казахстана.
Большим преимуществом этнокультурных объединений Казахстана является многолетнее существование национальных театров, газет, телевещания. Это важнейшие очаги этнической культуры и языка, которые всегда получали государственную поддержку, помощь с исторической родины. Особое внимание уделяется привлечению в свою этническую среду представителей всех национальностей, кому интересны культура, язык, обряды и обычаи народов. Такой интерес явно существует среди представителей казахской и славянской национальности, которые видят много общего между культурами народов. Примером тому является многонациональный состав творческих коллективов этнокультурных объединений. Все это дает новый импульс для дальнейшего развития.
Надо отметить, что начатая работа находится на этапе становления, у самых истоков. Знание национальных истоков – это не только шаг вперед в познании истории, языка, культуры народа, но и возможность формирования этнокультурной компетентности учащихся на основе диалога культур.
Литература
1. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-bschestvennye-etnokulturnye-obedineniya-kak-sotsialnyy-institut#ixzz3vWrKUF1r
2. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дисс... доктора пед. наук. – М.:МГУ, 2010. – 38 с.
3. Лебедева Н.М. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. - М.: РУДН, 2003.- 278 с.
4. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А.Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3 - С.189-195.