12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Альбина Михайловна60
Россия, Московская обл.
0

Доклад «Формирование научной картины мира у младших школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №30 г. Химки
 

Доклад

по самообразованию

на тему «Формирование научной картины мира у младшего школьника»

Учитель начальных классов

Шарипова Альбина Михайловна

2018

В 1982 г. на симпозиуме по проблемам мировоззрения М.И. Лисина так обосновала актуальность проблемы мировоззрения: «Мировоззрение - важнейшее качество личности. Научное мировоззрение позволяет человеку трудиться, участвовать в культурном процессе на уровне передовых достижений своего времени и вместе с тем обогащать культуру, способствовать дальнейшему прогрессу человечества. Вот почему так актуален сегодня вопрос об условиях целенаправленного формирования научного мировоззрения у детей».

Формирование целостной научной картины мира, как наиболее важного качества гармоничной личности, — конечная цель современного образования. Это свидетельствует о высокой значимости проблемы развития мировоззрения у детей в целом и той его области, которая включает естественнонаучные воззрения, в частности.

Мировоззрение начинает формироваться с первых лет жизни. С раннего детства ребенок взаимодействует с объектами природы (домашние животные, растения, люди), биологическими явлениями (наблюдает процессы зарождения организмов, развития, угасания, гибели), ощущает собственные физиологические состояния (болезнь, реакции на факторы среды), прослеживает процессы дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ с окружающей средой. Возникает субъективный опыт - личное восприятие явлений Живого и отношение к ним. К моменту систематического изучения в школе биологии как науки о Жизни у детей складываются достаточно обширные представления о биологической реальности.

Начиная с Л.С. Выготского большинство авторов справедливо замечают, что научная картина мира как системное личностное новообразование заявляет о себе в начале подросткового периода (Л.С. Выготский, Э. Эриксон). Но целенаправленно она начинает формироваться с первых дней поступления ребенка в школу. Это приводит к необходимости разработки проблемы формирования целостной научной картины у детей младшего школьного возраста.

Формирование основ научного мировоззрения, целостной картины мира, интегрирующей весь опыт младшего школьника, позволяющей индивиду становиться личностью, субъектом общественных отношений, осуществлять регуляцию различных форм своей деятельности является сверхзадачей для нашей системы образования и воспитания. «В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание производит социальный отбор нужной личности. В основе формирования мировоззрения должна лежать система, характеризующаяся стремлением к созданию теории мира как целого, опирающейся на все многообразие опыта человека: чувственного, нравственного, интуитивного.

Основу научного мировоззрения составляют усвоенные учащимися в процессе учебной деятельности теоретические понятия и теоретическое мышление. Естественнонаучное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получать факты и строить объяснительные модели.

Успешное формирование научной картины мира у младших школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе учитывается наиболее близкий для каждого конкретного ребенка тип «миродействия» (по Л. С. Выготскому) и уровень развития его понятийного мышления.

Работа по формированию научной картины мира у младших школьников требует не только знаний и с учетом возрастных особенностей, но и их индивидуальные различия.

Проанализировав сложившиеся тенденции в образовании, была сформулирована тема самообразования «Формирование научной картины мира у младшего школьника».

Дидактические цели:

1. Формирование научного мышления;

2. Развитие аналитического мышления школьников путем решения задач проблемного и исследовательского характера.

Методические задачи:

Способствовать развитию творческих способностей и научного мышления, интеллектуальных умений;

Способствовать формированию таких черт личности, как гуманизм и трудолюбие.

Таким образом, формировать познавательный компонент я решила по следующим критериям:

1) Давать знания, соответствующие современной научной картине мира;

2) Формировать УУД, соответствующие научному стилю мышления;

3) Формировать общенаучные понятия.


 

1 этап работы над темой

На этом этапе проводилось накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Использование игровых технологий” и “Использование тестовой проверки знаний”. Изучалась литература по теме исследования. Дети с первых уроков, каждый день делают открытия, только с той разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека. Очень важно и дальше развивать эту познавательную активность. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает.

2 этап работы над темой

Развитие интереса —   задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, лабораторные работы, экскурсии, игры, которые никогда не оставляют детей равнодушными, они будят познавательный интерес к науке.

Я использовала игровые технологии, что позволяло создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и мной. Школьники не испытывали внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта.

Одним из эффективных методов формирования научной картины мира является метод наблюдения. Наблюдать предметы и явления можно в помещении или в самой природе. Наблюдение - важнейший источник знаний об окружающем мире. Поэтому оно является важным средством развития мышления детей. В течение четырех месяцев мы проводили научные эксперименты. Дети наблюдали, как растут кристаллы из соли и сахара. На уроках-экскурсиях дети изучали свойства снега.

Физика - удивительная наука и ее проявления встречаются везде. Вообще очень трудно представить нашу жизнь без физических знаний.

На уроке-экскурсии в кабинет физики дети ознакомились с новым предметом школьного курса. Познакомились с понятием физики как науки. Рассмотрели физические явления. Ученики провели опыты по изучению силы трения, равномерно перемещая брусок с грузами по горизонтальным поверхностям с помощью динамометра. Познакомились с основами первого закона термодинамики. Посмотрели, как происходит обмен энергией между двумя соединенными маятниками. Дети провели эксперимент с плотностью масс и узнали, как можно заставить яйцо плавать.

Таким образом происходит начало формирования фундаментальных физических понятий и идей у школьников. В дальнейшем планируется урок-экскурсия в кабинет химии и биологии.

В процессе формирования научной картины мира важным источником знаний является словесный метод. Часто он иллюстрировался различными наглядными пособиями.

Немаловажное значение в формировании научной картины мира в учебном процессе имеют задачи, проблемные ситуации, включенные в урок. Решая задачи, учащиеся искали правильный ответ; как можно поступить, что можно сделать. Дети обращались за помощью  к дополнительной литературе, знакомились самостоятельно с определенными понятиями. Задания, включенные в урок, отражали взаимодействие в природной среде («Почему снег тает?», «Как образуется снежинка?). Все задания были направлены на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей.

3 этап работы над темой

Проверка результата моей работы заключалась в выявлении уровня сформированности научного мировоззрения младших школьников. На уроках использовалась гибкая неформальная система контроля: использование тестовых заданий.

Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи изучаемых объектов.

Весь накопленный и изученный материал найдет применение в моей дальнейшей деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.