12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хазиева Ирина Масгутовна401 Россия, Курганская обл., Курган Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! » |
Формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин общетехнического цикла как средство закрепления сформированности компетенций при реализации ФГОС
Формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин общетехнического цикла как средство закрепления сформированности компетенций при реализации ФГОС
Хазиева Ирина Масгутовна, преподаватель ГБПОУ КГК
Наполнить жизнь ученика добром и красотой,
Раскрыть и углубить его сознанье,
Он в жизнь приходит не пустой –
С потенциалом скрытых знаний.
Из прошлых жизней он несёт с собой
Способности, возможности, таланты,
И мы должны с любовью, добротой
Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты.
Н. Комисаренко.
Независимо от стажа и категории каждый преподаватель мечтает о том, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались изучением наук, творчески осваивали информацию. Но часто мы констатируем: «умна голова, да не тому досталась», «не хочет учиться», «мог бы заниматься на 4 и 5, а желания нет». В этих случаях мы сталкиваемся вновь и вновь с отсутствием интереса к учению, то есть с отсутствием мотивации к изучению предмета.
Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели всех предметов - это отсутствие должного интереса к учению, получению знаний и развитию навыков. Информация, даваемая на уроках, не получая должной обработки в сознании студента, так и остается информацией, которая не трансформируется в знания; а навыки, которые учитель пытается формировать непосредственно на уроках, как правило, остаются всего лишь заученной инструкцией, что не способствует эффективности учебного процесса и освоению студентом компетенций. Эта ситуация возможна даже в том случае, когда преподаватель способен заинтересовать студентов, и полученная информация толкает их к дальнейшему исследованию и осмыслению темы, однако механизм качественного развития навыка использования и применения полученных знаний и здесь остается не реализован.
Для того чтобы обучаемый по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли отклик и опорную точку в его переживании.
Студента невозможно успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у ребят положительной мотивации к учебной деятельности.
Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их студентом и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Преподаватель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически и дидактически продуманных приемов, совершенствуясь в этом направлении сам.
Мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека, является ведущим звеном в структуре личности и определяет эффективность любой деятельности субъекта, в том числе, деятельности, направленной на получение образования. Наличие актуальной мотивации изучения учебной дисциплины является необходимым условием продуктивного обучения студента.
В природе человека заложено стремление учиться. Учение, овладение новыми навыками, знаниями является деятельностью с большим мотивационным потенциалом. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется
Учебная мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов:
самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
организацией образовательного процесса;
субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
спецификой учебного предмета.
Невысокий уровень мотивации может быть обусловлен несколькими причинами:
1.Неосознанный выбор профессии.
2.Недостаточность самоидентификации.
3.Недисциплинированность пропуски занятий пробел в знаниях потеря интереса к учению.
4.Отсутствие привычки добывать знания, учиться.
В преподавании общетехнических и специальных дисциплин мной используются способы и методы, обеспечивающие оптимальные условия для развития у студентов способности к самообразованию, самоопределению, к самостоятельности и самореализации, раскрывающие и развивающие способности студента. Моя цель - помочь будущему специалисту выйти в режим развития, поверить в себя. Для реализации этой цели, для решения дидактических и развивающих задач каждого этапа занятия, закрепления сформированности общих и профессиональных компетенций применяю следующие приемы:
сочетание общегрупповой, групповой, индивидуальной работы;
составление логических цепочек;
применение разноуровневых заданий («стандарт», «хорошо», «отлично»);
различные формы опроса (фронтальный, «цепочка»);
творческие задания (составление кроссвордов, ребусов, загадок, создание презентаций, участие в конференциях и олимпиадах);
закрепление теоретических знаний с помощью практикоориентированных заданий;
участие студентов в презентации нового материала (создание слайдов);
работа с наглядными пособиями и макетами;
работа с учебной литературой (составление конспекта темы);
работа с карточками (составление различных заданий студентами).
В виде логической цепочки формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин общетехнического и любого цикла можно представить так:
Низкая мотивация студентов к изучению дисциплин общетехнического цикла
Применение активных методов и форм в преподавании
Опора на имеющийся багаж знаний и умений, личный опыт
Практико-ориентированные разноуровневые задания
Создание траектории развития и ситуации успеха для каждого студента
Повышение мотивации студентов к изучению информации
Если систематизировать информацию о проблеме мотивации к учению в виде таблицы, то получим следующее:
Проблема | Причины возникновения | Способы решения | Источники помощи | Критерии решения проблемы |
Низкая мотивация студентов к изучению дисциплин общетехнического цикла | 1.Неосознанный выбор профессии 2.Недостаточность самоидентификации 3.Недисциплинированность-пропуски занятий - пробел в знаниях - потеря интереса 4.Отсутствие привычки добывать знания, учиться | 1.Применение активных методов и форм в преподавании 2.Демонстрация связи с жизнью 3.Мотивирование студентов через создание траектории развития и ситуации успеха | 1. Методическая служба колледжа 2.Программное обеспечение 3.Интернет-ресурсы, литература 4.Инновационные курсы 5.Взаимопосещение занятий | 1.Абсолютная успеваемость – 100% 2.Качественная успеваемость – более 50% 3.Создание электронной базы материалов, созданных вместе со студентами |
Работая над приемами, методами и способами повышения мотивации студентов колледжа к вдумчивому и осознанному освоению информации, всегда приходишь к пониманию о необходимости собственного развития, повышения уровня педагогического мастерства. Для этого пригодятся регулярные выступления на совещаниях и конференциях различного уровня, участие в работе ресурсного центра, проведение мастер-классов и открытых мероприятий, участие в педагогических чтениях и проектно-исследовательской деятельности, в творческом объединении педагогов.
самодиагностика мониторинг методического личностного опыта создание портфолио создание банка положительного опыта лист карьеры педагога аттестация | самоопределение саморазвитие самовоспитание формирование инновационного банка изучение передового педагогического опыта курсы повышения | школа мастерства творческое объединение педагогов коллективное творческое дело проектно-исследовательская деятельность участие в работе ресурсного центра проведение мастер-классов педагогические чтения |
Список источников
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. —536 с. —(Психология: Классические труды). ISBN 5-7155-0747-2. —Текст: электронный [Электронный ресурс]. — URL:
Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 395 с.
Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с.
Образцов, П. И. Преподавание по программам профессионального обучения: профессиональная дидактика : учеб. пособие для СПО / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с.
Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры : учеб. пособие для СПО / И. В. Патрушева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 130 с.
Педагогическая психология : учеб. пособие для СПО / В. А. Гуружапов [и др.] ; под ред. В. А
Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для СПО / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры : учеб. пособие для СПО / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 223 с.
Шульга, И. И. Педагогическая анимация : учеб. пособие для СПО / И. И. Шульга. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 150 с.
Интернет-версия журнала Вестник образования России [Электронный ресурс]. – Режим доступа
Интернет-версия журнала Журнал Качество. Инновации. Образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Утемов, В. В. Креативная педагогика: учебное пособие для вузов / В. В. Утемов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 237 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08258-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: