12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хазиева Ирина Масгутовна401
Россия, Курганская обл., Курган
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
2

Формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин общетехнического цикла как средство закрепления сформированности компетенций при реализации ФГОС

Формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин общетехнического цикла как средство закрепления сформированности компетенций при реализации ФГОС

Хазиева Ирина Масгутовна, преподаватель ГБПОУ КГК


Наполнить жизнь ученика добром и красотой,

Раскрыть и углубить его сознанье,

Он в жизнь приходит не пустой –

С потенциалом скрытых знаний.

Из прошлых жизней он несёт с собой

Способности, возможности, таланты,

И мы должны с любовью, добротой

Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты.

Н. Комисаренко.


Независимо от стажа и категории каждый преподаватель мечтает о том, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались изучением наук, творчески осваивали информацию. Но часто мы констатируем: «умна голова, да не тому досталась», «не хочет учиться», «мог бы заниматься на 4 и 5, а желания нет». В этих случаях мы сталкиваемся вновь и вновь с отсутствием интереса к учению, то есть с отсутствием мотивации к изучению предмета.

Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели всех предметов - это отсутствие должного интереса к учению, получению знаний и развитию навыков. Информация, даваемая на уроках, не получая должной обработки в сознании студента, так и остается информацией, которая не трансформируется в знания; а навыки, которые учитель пытается формировать непосредственно на уроках, как правило, остаются всего лишь заученной инструкцией, что не способствует эффективности учебного процесса и освоению студентом компетенций. Эта ситуация возможна даже в том случае, когда преподаватель способен заинтересовать студентов, и полученная информация толкает их к дальнейшему исследованию и осмыслению темы, однако механизм качественного развития навыка использования и применения полученных знаний и здесь остается не реализован.

Для того чтобы обучаемый по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли отклик и опорную точку в его переживании.

Студента невозможно успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у ребят положительной мотивации к учебной деятельности.

Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их студентом и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Преподаватель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически и дидактически продуманных приемов, совершенствуясь в этом направлении сам.

Мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека, является ведущим звеном в структуре личности и определяет эффективность любой деятельности субъекта, в том числе, деятельности, направленной на получение образования. Наличие актуальной мотивации изучения учебной дисциплины является необходимым условием продуктивного обучения студента.

В природе человека заложено стремление учиться. Учение, овладение новыми навыками, знаниями является деятельностью с большим мотивационным потенциалом. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется

Учебная мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов:

самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

организацией образовательного процесса;

субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

спецификой учебного предмета.

Невысокий уровень мотивации может быть обусловлен несколькими причинами:

1.Неосознанный выбор профессии.

2.Недостаточность самоидентификации.

3.Недисциплинированность t1697447800aa.pngпропуски занятий t1697447800aa.pngпробел в знаниях t1697447800aa.pngпотеря интереса к учению.

4.Отсутствие привычки добывать знания, учиться.

В преподавании общетехнических и специальных дисциплин мной используются способы и методы, обеспечивающие оптимальные условия для развития у студентов способности к самообразованию, самоопределению, к самостоятельности и самореализации, раскрывающие и развивающие способности студента. Моя цель - помочь будущему специалисту выйти в режим развития, поверить в себя. Для реализации этой цели, для решения дидактических и развивающих задач каждого этапа занятия, закрепления сформированности общих и профессиональных компетенций применяю следующие приемы:

сочетание общегрупповой, групповой, индивидуальной работы;

составление логических цепочек;

применение разноуровневых заданий («стандарт», «хорошо», «отлично»);

различные формы опроса (фронтальный, «цепочка»);

творческие задания (составление кроссвордов, ребусов, загадок, создание презентаций, участие в конференциях и олимпиадах);

закрепление теоретических знаний с помощью практикоориентированных заданий;

участие студентов в презентации нового материала (создание слайдов);

работа с наглядными пособиями и макетами;

работа с учебной литературой (составление конспекта темы);

работа с карточками (составление различных заданий студентами).

В виде логической цепочки формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин общетехнического и любого цикла можно представить так:

Низкая мотивация студентов к изучению дисциплин общетехнического цикла

t1697447800ab.gif

Применение активных методов и форм в преподавании

t1697447800ac.png

Опора на имеющийся багаж знаний и умений, личный опыт

t1697447800ac.png

Практико-ориентированные разноуровневые задания

t1697447800ac.png

Создание траектории развития и ситуации успеха для каждого студента

t1697447800ac.png

Повышение мотивации студентов к изучению информации



Если систематизировать информацию о проблеме мотивации к учению в виде таблицы, то получим следующее:

Проблема

Причины возникновения

Способы решения

Источники помощи

Критерии решения проблемы

Низкая мотивация студентов к изучению дисциплин общетехнического цикла

1.Неосознанный выбор профессии

2.Недостаточность самоидентификации

3.Недисциплинированность-пропуски занятий - пробел в знаниях - потеря интереса

4.Отсутствие привычки добывать знания, учиться


1.Применение активных методов и форм в преподавании

2.Демонстрация связи с жизнью

3.Мотивирование студентов через создание траектории развития и ситуации успеха

1. Методическая служба колледжа

2.Программное обеспечение

3.Интернет-ресурсы, литература

4.Инновационные курсы

5.Взаимопосещение занятий

1.Абсолютная успеваемость – 100%

2.Качественная успеваемость – более 50%

3.Создание электронной базы материалов, созданных вместе со студентами



Работая над приемами, методами и способами повышения мотивации студентов колледжа к вдумчивому и осознанному освоению информации, всегда приходишь к пониманию о необходимости собственного развития, повышения уровня педагогического мастерства. Для этого пригодятся регулярные выступления на совещаниях и конференциях различного уровня, участие в работе ресурсного центра, проведение мастер-классов и открытых мероприятий, участие в педагогических чтениях и проектно-исследовательской деятельности, в творческом объединении педагогов.





Траектория решения проблемы

t1697447800ad.gif

t1697447800ae.gif



















самодиагностика

мониторинг методического

личностного опыта

создание портфолио

создание банка

положительного опыта

лист карьеры педагога

аттестация



самоопределение

саморазвитие

самовоспитание

формирование

инновационного банка

изучение передового

педагогического опыта

курсы повышения

школа мастерства

творческое объединение

педагогов

коллективное творческое дело

проектно-исследовательская

деятельность

участие в работе ресурсного

центра

проведение мастер-классов

педагогические чтения




Список источников

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. —536 с. —(Психология: Классические труды). ISBN 5-7155-0747-2. —Текст: электронный [Электронный ресурс]. — URL: https://studylib.ru/doc/792531/pedagogicheskaya-psihologiya-vygotskij-l. (дата обращения: 22.09.2023).

Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 395 с.

Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с.

Образцов, П. И. Преподавание по программам профессионального обучения: профессиональная дидактика : учеб. пособие для СПО / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. 

Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры : учеб. пособие для СПО / И. В. Патрушева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 130 с.

Педагогическая психология : учеб. пособие для СПО / В. А. Гуружапов [и др.] ; под ред. В. А

Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для СПО / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. 

Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры : учеб. пособие для СПО / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 223 с.

Шульга, И. И. Педагогическая анимация : учеб. пособие для СПО / И. И. Шульга. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 150 с. 

Интернет-версия журнала Вестник образования России [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttp://www.vestniknews.ru/ , свободный. – Загл. с экрана

Интернет-версия журнала Журнал Качество. Инновации. Образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.quality-journal.ru/ , свободный. – Загл. с экрана

Утемов, В. В. Креативная педагогика: учебное пособие для вузов / В. В. Утемов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 237 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08258-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516832 (дата обращения: 22.09.2023).

Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514334 (дата обращения: 22.09.2023).









Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.