Статья «Формирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся как основа личностного и профессионального самоопределения выпускников»
Формирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся как основа личностного и профессионального самоопределения выпускников.
Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Для достижения поставленной задачи используется индивидуализация. Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория.
Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.
Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:
Индивидуальная – не означает только «один на один» с учителем. Важно организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.
Образовательная – значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.
Траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.
В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:
- траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;
- траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;
- траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.
Таким образом, индивидуальные образовательные траектории напрямую влияют на личностное и профессиональное самоопределение выпускников.
Основная задача педагога – создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор с помощью процесса самопознания и приобретения знаний, умений; формирование компетенций, необходимых при выборе профессии; формирование и раскрытие своего образа «Я».
Для реализации данной задачи необходимо раскрытие четырех практических блоков, содержание которых основывается на возрастных особенностях обучающихся. Блоки частично пересекаются друг с другом и реализуются не строго последовательно, а по мере появления индивидуальных показаний (зоны актуального и ближайшего развития). В отношении каждого учащегося осуществляется плавный переход от доминирования видов и форм деятельности, специфичных одному этапу к постепенному доминированию видов и форм деятельности, специфичных следующему этапу:
1 блок: Профессиональное информирование учащихся (1-4 класс)
Работа направлена на создание наглядной основы развития профессионального самосознания младших школьников. В ходе реализации этого этапа формируется уважительное, сознательное отношение к труду и людям труда, чувство долга при
выборе профессии, бережное отношение к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде, актуализируются потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.
2 блок: Профессиональный поиск учащихся (5-7 классы)
Работа направлена на формирование системы образов отдельных профессий, создание ситуации самопознания.
3 блок: Профессиональное самопознание учащихся. (8-9 классы)
Работа направлена на развитие профессиональных компетенций путем соотнесения информации о мире профессий с личностными особенностями, возможностями и потребностями.
4 блок: Профессиональное самоопределение учащихся (10-11 классы)
Работа направлена на создание ситуаций и мест Социальных Проб. Ориентация на свои реальные профессиональные возможности, интересы, направленность.
Основные элементы создания траектории:
- Ориентиры - определение предполагаемого конечного результата деятельности учащихся и педагогов в качестве ориентиров для осуществления образования. Формулировка целей.
- Образовательная среда - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.
- Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя (мотивация), связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.
- Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного образовательного движения.
- Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных потенциалов и способностей.
- проект - эта технология обучения тесно связанна с жизнью, практикой, стимулирует учащихся к процессу самореализации. Такая форма деятельности увлекает детей, вызывает интерес к изучению предмета, дает возможность обмениваться информацией и помогать друг другу.
Данные элементы позволяют так организовать работу с учащимися, что возрастет интерес к учебным предметам, повышается ответственность как выбора профиля обучения так и профессии, а урочная и внеурочная деятельность по формированию профессионального самоопределения школьников приносит им удовлетворение, в результате чего старшеклассники составляют обоснованный личный профессиональный план и запасные варианты выбора профессии.
В современной школе важно не только важно дать ребенку большой багаж знания, сколько вооружить таким умением, как уметь учиться.