12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Широбокова Лариса Владимировна46

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Региональный институт непрерывного образования

Факультет повышения квалификации преподавателей ВУЗов

Программа профессиональной

переподготовки

«Менеджмент и экономика

образовательной организации»

Выпускная работа (проект)

Предпрофильная подготовка – основа самоопределения школьников

Разработчик:

Широбокова Лариса Владимировна

МБОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»,

директор.

Куратор проекта:

Факторович Владимир Петрович

 

Пермь, 2014

Содержание стр.

Введение. Актуальность проекта………………………. ……………. 3

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения…………………………………………………………………… 6

Цели и задачи проекта…………………………………….........................8

Анализ предпрофильной подготовки в школе………………… ………10

Основные направления работы по организации предпрофильной подготовки в школе……………………………………………………………………..15

Организация управления проектом и контроль за ходом его реализации…………………………………………………….. …………23

Оценка эффективности, ожидаемые результаты……………………….25

Нормативно-правовое обеспечение проекта………………………….. 26

План-график предпрофильной подготовки……………………………. 27

Заключение ……………………………………………………….............. 34

Список использованной литературы…………………………………….. 35

Приложение………………………………………………………………. 38

Введение. Актуальность проекта.

В последних нормативных документах образования определены приоритеты школьного образования, ориентированные на раскрытие способностей учащихся в образовательном процессе, на поиск и поддержку талантливых, одаренных детей, на психолого-педагогическое сопровождение личностного развития учащихся. В русле данных идей авторы Федерального государ­ственного образовательного стандарта общего образования определяют целевые установки национальной системы образования сле­дующими словами: «В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е., становиться на деле самостоятельным, ини­циативным и креативным. Необходимо, во-первых, формировать средства и способы самостоятельного продвижения ученика в учебном пред­мете, во-вторых, инициировать внешкольные и внеурочные образовательные достижения школьников, в третьих, обогащать педагогический и управленче­ский арсенал, в-четвертых, создавать условия институциональной гибкости и пластичности образования»

В соответствии с указанными позициями, перед системой общего образования российским государством и обществом ставятся совершенно новые требования, выполнение которых остаётся невозможным в прежней школе – конвейере по передаче знаний, умений и навыков. Современная школа должна предоставить учащимся ком­плекс психолого-педагогических условий, способствующих станов­лению и развитию индивидуальности, психологически и социально зрелой личности, готовой к жизненному и профессиональному самоопределению.

Профориентации и профессиональному самоопределению уделяется много внимания, но для каждого человека индивидуально вопрос остается сложным, а зачастую не решаемым. Нередко выбор происходит случайно, без достаточной мотивации.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Можно сказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и многосторонностью самой ситуации выбора профессии.

Мы выбираем профессию в школе, выбираем после школы, выбираем по окончании вуза и редко знаем, в каких областях деятельности, на каких должностях могут быть востребованы знания, которые мы получили. Какими знаниями, качествами и компетенциями необходимо обладать, чтобы получать моральное и материальное удовлетворение от выбранной работы (должности)? Можно ли развить в себе эти качества и компетенции, и каких ресурсов это требует?

 

Актуальность проекта обусловлена тем, что в рамках введения ФГОС его реализация рассматривается как один из приоритетов инновационного развития ОУ. Существующая сейчас в нашей школе работа по профориентации не способствует эффективному развитию способностей детей к выбору, снижает результативность деятельности школы в вопросе подготовки учащихся к жизненно важному решению. Дети рано заканчивают школу, социальная зрелость низка, а им предстоит сделать один из самых серьезных выборов в их жизни, выбор их будущей профессиональной деятельности.

 

1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.

Несмотря на декларирование предпрофильной подготовки "как комплексной подготовки к жизненно важному выбору" подростков, в реальной модели организации этой подготовки на данный момент мы видим лишь возможности для знакомства учащихся с существующим спектром профессий, а также приобретения еще большего объема знаний по предметам. Но целенаправленного формирования умений, связанных с ответственным выбором, мы не наблюдаем, что не приводит к настоящей готовности школьников к выбору профиля. Предпрофильная подготовка по сути своей сегодня представляет облегченную версию профильного обучения, в котором процедура пробы и выбора явно не представлена - и это главная проблема.

«Концепция профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования» предполагает, что обучение на старшей ступени должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию, определяемую самим учащимся. В нашей школе в течение семи лет организовано профильное обучение. Профильные группы формируются на основе изучения способностей и интересов учащихся и их родителей. Но каждый год идет процесс перехода учащихся из одной профильной группы в другую, у некоторых учащихся этот процесс происходит и в начале 11 класса. Если даже учащиеся и определяются с выбором профиля, у многих есть проблемы с выбором будущей профессии, сферы профессиональной деятельности, выбора учебного заведения для продолжения обучения после школы.

С одной стороны в школе накоплен большой опыт подготовки учащихся на профильном уровне, более 70% учащихся поступают в ВУЗы г.Перми, с другой стороны ежегодно 10% учащихся не определяются с дальнейшим профилем обучения. В системе в школе организуется предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов, но при этом она носит больше формальный характер, педагоги школы не владеют технологиями, направленными на организацию самоопределения и саморазвития учащихся, представления детям свободы выбора разных видов деятельности. Существует проблема организации системной работы по профессиональному самоопределению учащихся, начиная с начальной школы. Сегодня в школе преобладает классно-урочная система организации предпрофильной подготовки, что не позволяет решить вопрос о создании условий для широкого выбора разнообразных видов деятельности, где ученик имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои достоинства и недостатки.

2.Цели и задачи проекта

В предыдущей главе мы определили, что подросток не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответственного выбора на практике. Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 5-9 классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

Цели проекта:

Подготовка детей к осознанному выбору профиля обучения, формирование способностей учащихся к осуществлению выбора деятельности в соответствии с их интересами и способностями.

Разработка модели предпрофильной подготовки учащихся.

Задачи проекта

Создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями.

Разработать, апробировать, адаптировать, осуществить корректировку образовательных программ в области профессионального самоопределения школьников.

Сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру через проектирование подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Предоставить детям возможности попробовать свои силы в различных социальных ролях, реализовать свой интерес к выбранному предмету.

Наладить деловые связи с работодателями и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;

Повысить профессиональный уровень, творческое мастерство педагогического коллектива в использовании деятельностных технологий.

3.Анализ предпрофильной подготовки в школе

Образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения новых образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Эти личностные качества могут развиться и появиться лишь при деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. Образовательная программа школы становится ключевым документом для обеспечения и гарантии качества образования. Она объединяет основную и дополнительную образовательную программу, учебную и внеучебную деятельность для достижения стратегической цели-раскрытия и развития потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями в разных видах деятельности.

Решение задач предпрофильной подготовки в полной мере невозможно в традиционных формах обучения и образования. Традиционная система образования в условиях классно- урочной системы для решения задач выбора профиля является неэффективной. Это связано, на наш взгляд, со следующими обстоятельствами:

Во-первых, несоответствие содержания деятельности ребенка, организуемого на данный момент нашей школой, деятельности, в которой происходит его развитие.

Во-вторых, отсутствие событийности в традиционном образовательном процессе, отсутствие тех конкретных изменений, по которым подросток может фиксировать свое взросление.

В условиях введения в действие Закона «Об образовании», который требует обязательного введения профильного обучения, соблюдая индивидуальную траекторию образования учащегося, необходимо создать такую модель предпрофильной работы, при которой у ребенка будет возможен выбор разных форм и видов деятельности, где он будет успешен не по факту оценок, а по опыту своей деятельности, по факту своих достижений и успеха.

В “Концепции профильного обучения” записано: “Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора, предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки в основной школе, задача профилизации которой – создать такие условия, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.

Наиболее трудное время для подростка – переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, когда человек принимает решение о выборе профессии. В связи с переходом старшей ступени общего образования на профильное обучение, школьникам и их родителям становится необходимо обязательно осуществлять профессиональное определение в выпускном классе основной школы, т. е. выбирать среднее специальное учебное заведение или профиль для продолжения обучения в старшей профильной школе.
С позиции исследователей С.Н.Чистяковой и Н.Ф.Родичева, самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций, овладение которыми позволяет действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам.

Наш выпускник 9 класса не обладает ключевыми компетенциями, необходимыми для выбора профессиональной сферы деятельности, умения, качества готовности перехода учащегося в старшую школу и способности совершения им осознанного выбора в следующем обобщенном виде:

Испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, способности к построению собственного будущего.

Знание того, через какие виды предметной, профессиональной и социальной деятельности это будущее может быть осуществлено.

Ставить профессиональную и образовательную цели и двигаться к их достижению.

Участвовать в создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб.

Владеть разнообразными способами деятельности, помогающими выбору продолжения образования, знание своих возможностей и недостатков.

Наличие этих новообразований личности можно, по мнению исследователей, считать показателями психологической зрелости и готовности перехода в старшую или профессиональную школу.

Многие из наших выпускников 9-х классов не готовы к осознанному выбору своей будущей профессии.

Очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки, - он и так, во всем винит себя, и так знает о своих многочисленных возрастных трудностях – но  и научить понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности и характера.
Необходимо предоставить ребенку как можно больше возможностей для развития его сильных сторон, его задатков и способностей.

Однако, мы не всегда учитываем основное положение психологии о том, что ведущая деятельность подросткового возраста – социальное экспериментирование и проектирование.

Исходя из этого основой системы предпрофильной подготовки является ориентация подростков на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, творческой, социальной, межличностной, личностной, что приведет к формированию универсальных компетенций:

способность к исследованию;

способность к коммуникации и организации взаимодействия;

способность к умению принимать решения и осуществлять их;

способность постоянно осваивать новые типы деятельности.

Все это возможно лишь при реализации   системно-деятельностного метода, который сегодня используют не все педагоги в нашей школе.

Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности, при этом согласно личностно-ориентированному, личностно-деятельностному подходу, наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.

Предпрофильное обучение сегодня не в полной мере способствует формированию у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, формированию готовности школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, то есть высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю. 

В процессе деятельности и благодаря усилиям самого человека формируется структура его особенностей, необходимая в данной деятельности.

До включения в такую деятельность способности ребенка не проявляются. И сам человек не знает, сумеет ли он «найти себя». Вот почему очень важно на этапе предпрофильного обучения предоставить возможность учащемуся «попробовать себя» в различных направлениях деятельности.

Профиль – не то, что готовит к Вузу, а то, что развивает ребенка в определенном направлении.

Основанием зрелого выбора является наличие у школьников информационной готовности, мотивационной готовности («хочу») и практической готовности к продолжению образования в выбранном направлении.

Все это требует организации образования на основе субъект - субъектного подхода, при котором учащийся рассматривается как полноправный субъект учебной и тем более внеурочной деятельности. Это в первую очередь означает, что он, опираясь на собственные мотивы, самостоятельно ставит цели своей деятельности, являясь не исполнителем ее, но автором, отвечающим за ее результат. Согласно субъект - субъектному подходу, отношения учителя и учащегося строятся не как иерархические, а как партнерские, учитель выступает консультантом ученика, проектирующего и реализующего собственный образовательный маршрут.

В школе имеется достаточно хорошо развитая материально-техническая база для реализации программ предпрофильного и профильного обучения. Оборудованы кабинеты для обучения по общеобразовательным и профильным дисциплинам. Имеется компьютерный класс, все школьные кабинеты объединены в локальную сеть с выходом в Internet. Все кабинеты школы оборудованы ТСО, в большинстве кабинетов используются мультимедиапроекторы. Кабинеты биологии, химии, иностранного языка и физики имеют всё необходимое оборудование для проведения лабораторных и практических работ.

Оснащенность кабинетов по профильным направлениям

Название профиля

Характеристика мат. технической базы

Физико-математический

Кабинет математики, оснащенность на 90%, ИКТ

Кабинет физики + лаборантская, оснащенность на 100%

Кабинет информатики+лаборантская, оснащенность на 100%, ИКТ

Химико-биологический

Кабинет биологии + лаборантская, оснащенность 90% ИКТ

Кабинет химии + лаборантская , оснащенность 100% ИКТ

Гуманитарно-филологический

Кабинет английского языка , оснащенность 100% ИКТ

Кабинет истории и обществознания, оснащенность на 75%, ИКТ

Социально- экономический

Кабинет математики, оснащенность на 90%, ИКТ

Кабинет истории и обществознания, оснащенность на 75%, ИКТ

4. Основные направления работы по организации предпрофильной подготовки в школе

Предпрофильное образование – совокупность образовательных программ предпрофильного образования, развернутых параллельно образовательной программе основного общего образования. Предпрофильное образование обеспечивает, в широком смысле, формирование социально-образовательных компетенций ответственного выбора жизненного пути; а, в частности, способствует осознанному самоопределению учащихся основной школы в отношении выбора образовательной программы общего среднего образования (универсальной или профильной).

Важным для нас является утверждение Э.Эриксона, английского психолога, о неготовности подростка к совершению окончательного выбора и самоопределения. Он выносит требование о создании условий, в которых подросток мог бы опробовать себя в разных ролях. Прежде чем совершить окончательные социальный и профессиональный выбор условий, в которых он мог бы совершать как бы возврат назад, возможность пробы и исправления ошибок3.

В связи с реализацией проекта в школе реализуется организационно-содержательная модель педпрофильной подготовки учащихся, которая делится на периоды: 1-4 классы-занятия в рамках внеурочной деятельности, 5-7 классы- вертушка краткосрочных курсов, внеурочная деятельность,8-9 классы-курсы по выбору, внеурочная деятельность.

Реализация предпрофильной подготовки осуществляется на основе школьного и ученического компонента учебного плана, а также через  систему воспитательной работы школы  и работу классного руководителя.

Организация образовательного процесса направлена на создание в школе условий для реализации проектной и исследовательской деятельности подростка, где творческие проекты учеников выступают как результат учебной и внеучебной работы. Для этого необходимо:

отказаться от классно-урочной системы как единственной и основной системы обучения подростков, параллельно с этим вводить такие формы организации учебных занятий, как практикумы, лабораторные занятия, семинары, проектные уроки, образовательные путешествия;

ввести в расписание краткосрочные курсы в 5-8 классах, курсы по выбору в 9-х классах, ориентированные на личный интерес подростка;

в учебных и тематических планах специально выделять место и определять содержание учебного материала для самостоятельной работы подростка, а также те виды деятельности, которые формируют практическую составляющую образования подростка, УУД;

совершенствовать методическую компетентность педагогов школы,

современное техническое обеспечение процесса обучения (оснащенность школы необходимыми техническими средствами обучения, расширение школьной видеотеки, достаточная оснащенность компьютерных лабораторий и открытый доступ к ним подростков и учителей.);

четкое определение в школе мест, позволяющих подростку осуществлять свои проектные замыслы (это может быть библиотека, компьютерная, физическая, химическая, лингвистическая и другие предметные лаборатории);

обсуждение и введение новой системы оценивания, обеспечивающей открытость критериев оценки для учащегося, предусматривающей само- и взаимооценивание и стимулирующей действия подростка на результат; составление «портфолио»;

введение в практику работы с подростками индивидуальных учебных программ, личных образовательных программ.

Во внеучебном образовательном пространстве необходимо решить задачу

создания места (пространства) для детской пробы, проверки своих знаний и умений, полученных на учебных занятиях, на прочность, значимость и практическую целостность; создание условий для реализации подростком собственного социального действия.

Для этого необходимо:

расширить условия для выбора подростком интересных для него кружков, мастерских, секций, клубов по интересам (речь идет о насыщенности и многообразии внеучебной образовательной среды) через дополнительное образование в школе, при Домах культуры, Доме детского качества, сельской библиотеки.

развивать насыщенную культурную среду через реализацию совместных творческих проектов учителей и учеников (литературная и музыкальная гостиная, детский или детско-взрослый хор, театр, школьный музей.);

поддерживать собственные традиции школы (празднование дня рождения школы, вечера встречи с выпускниками, вечера прощаний с выпускным классом, фестивали проектов) и создавать новые традиции;

совершенствовать деятельность детского самоуправления,

использовать возможности социума для создания и реализации детьми социальных проектов, развивать опыт общественно-значимой деятельности учащихся.

Внеучебное пространство, представленное разнообразием форм, методов, средств деятельности подростков, – это есть «пространство опыта».

Пространство подготовки – это учебное образовательное пространство школы:

уроки;

курсы по выбору;

проектная и исследовательская деятельность;

практикумы по биологии, химии, физике;

технологические мастерские;

совет школы.

Пространство опыта – это внеучебное пространство, представленное разнообразием форм, методов и средств деятельности подростков:

предметные лаборатории;

библиотека, медиатека;

компьютерная лаборатория;

интеллектуально-творческие игры;

школа юного журналиста и школа юного медика;

НОУ, совет старшеклассников;

театральная мастерская;

-тренинги «Мои возможности»

кружки;

-школьная видеостудии;

-учебные, социальные практики;

-профессиональные пробы;

- летний профильный лагерь;

- работа в районном молодежном парламенте;

- работа в отряде вожатых на летних площадках, в классах.

Пространство презентации – места предъявления и презентации результатов детского проектирования:

школьный конкурс учебно-исследовательских работ;

- научно-практическая конференция;

интеллектуально-творческие игры;

экзамен по защите творческих работ;

фестиваль проектов;

публикации в школьной газете;

участие в выставке;

участие в предметном конкурсе;

участие в школьном спектакле или празднике;

презентация книги (в библиотеке).

Предпрофильную подготовку учащихся предполагается проводить на основе базовой модели учебного плана. Базовая модель плана разработана на основе типового учебного плана массовой школы БУП-2004. Ее реализация является условием сохранения единого образовательного стандарта.

На предпрофильную подготовку может быть затрачено примерно от 68 до 272 часов учебного времени в год. Базовой моделью предусматривается, что предпрофильная подготовка должна составить 102 часа из расчета 3 учебных часов на 34 учебных недели в году. На предпрофильную подготовку предполагается задействовать часы школьного компонента и предмета «Технология». Из 102 часов рекомендуется 2/3 (2 часа в неделю) отводить на курсы по выбору. Предполагается, что содержание этих курсов будет, прежде всего, способствовать самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.

1/3 объема предпрофильной подготовки (30-35 часов в год) предполагается отводить на информационную работу  (знакомство с учреждениями, в которых можно продолжить образование после 9 класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема и т.д.), а также на мероприятия профориентационного характера: пробы, психолого-педагогическую диагностику, консультирование.

Курс предпрофильной подготовки – обязательный для посещения учебный курс по выбору учащихся, направленный на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения и (или) пути дальнейшего образования; реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Наименьшая продолжительность курсов должна равняться 8 часам, наибольшая – 36 часам. Таким образом, учащиеся в течение года могут пройти несколько учебных курсов. Не исключается такая возможность, как одночасовые курсы, а также курсы другого формата: от 4 и более часов в неделю, например, при проведении тренингов или реализации учебных проектов. Предполагается возможность сессионного изучения курсов в течение учебного года, например, по неделе три раза в год.

Элективные курсы не оцениваются. Допускается смена курса.

Учебный план должен быть достаточно гибким. То есть содержание учебного плана будет непрерывно развиваться. Предполагается, что неэффективные курсы будут исключаться из содержания образования и заменяться более эффективными.

Важным моментом обучения становится временное группирование учащихся для занятий. Каждый учащийся в рамках общешкольного плана будет выстраивать свой собственный учебный план предпрофильной подготовки и свою образовательную траекторию обучения. По окончании 9 класса учащимся выдаются сертификаты с отметкой о пройденных курсах.

Программы курсов могут быть государственными или разрабатываться педагогами самостоятельно.

Профессиональные пробы – это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая обоснованному выбору профессии.

Профессиональные пробы не носят обучающего характера, и это не программа профильного обучения. Они более мобильны по своему подходу, содержанию, методике проведения и позволяют школьникам за короткий срок осознать свои возможности, что придаёт им уверенность и свободу выбора будущей профессиональной деятельности.

Одной из задач профессиональных проб является осознанный выбор старшеклассником профиля обучения, выявление интересов, склонностей, способностей, направленных на развитие определенных умственных операций для овладения профилирующими учебными дисциплинами.

В ходе пробы моделируются основные элементы разных видов деятельности. Учащиеся в ходе выполнения профессиональных проб включаются в деятельность по различным типам взаимодействия с предметом труда: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ.

Например, если проба соответствует гуманитарному направлению, то она может предполагать выполнение серии заданий, в которых учащийся выступает в роли эксперта книжной, журнальной продукции, видеофильма по предложенному алгоритму. Если же проба соответствует естественно-научному направлению, то ее эвристические задания могут предполагать изучение особенностей ведения экспериментов, профессиональной компетентности медицинских работников, приготовление травяных чаев, помощь в сельской аптеке и прочее.

Целью учебных практик является развитие первоначальных навыков экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности.

У обучающихся есть возможность реализовать свои способности при прохождении учебных практик, которые обеспечивают каждому обучающемуся возможность обратиться к наукам, смежным с предметом его профиля. Ежегодно в школе создается летний профильный лагерь. Специфические условия в период летних профильных практик обусловлены рядом особенностей, которые позволяют эффективно использовать их преимущества:

работа в новых группах - объединениях школьников;

погружение в нестандартную ситуацию;

возможность коммуникации в условиях, отличных от учебных;

изменение ролевых отношений в малой исследовательской группе;

ответственность ребят за тот объект, исследователями которого они являются

Структурировать такую деятельность, придать ей целенаправленный характер помогает оформление “продукции”, которую участник обязан сдать в банк. Учителя – предметники – кураторы групп представляют в установленные сроки программы проведения практики и итоговые отчеты обучающихся. Формы отчетов разнообразны: рефераты и репортажи, рецензии на ту или иную книгу, справочные пособия, создания WEB – страниц, сборник сочинений разных жанров, презентации.

Организация социальных практик.

   Социальные практики осуществляются через систему дополнительного образования и направлены на выбор учащимися того вида деятельности, который им нравится. Внеурочная деятельность, являющаяся социально-значимой для учащихся, способствует раннему определению в выборе профиля. Далеко не все, прошедшие через студию журналистики, выбирают в будущем профессию журналиста, но приобретенные умения становятся социально-значимыми для каждого учащегося.

  Социальные пробы старшеклассников, включающие опыт публичной деятельности (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), опыт участия в социально-значимых программах различного уровня — находят свое продолжение в ученическом самоуправлении. С этой целью в школе работает система ученического самоуправления. Новое понимание социализации — активное включение детей и подростков в жизнь на  демократических принципах сотрудничества — позволяет увидеть в социализации активную деятельность по созданию новой социокультурной среды школы. Это достигается за счет предоставления учащимся определенных прав и обязанностей, реальной включенности их в совершенствование норм общественной жизни.

Еще одно преимущество социальных практик заключается в том, что они предполагают самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка.

5.Организация управления проектом и контроль за ходом его реализации.

Управление и контроль реализации проекта осуществляет администрация школы и методический совет. Ход выполнения проекта в целом и составляющих его мероприятий периодически рассматриваются на заседаниях педагогического совета, управляющего совета, методического совета школы, в подготовке которых принимают участие все заинтересованные исполнители проекта.

     

1.

Директор

Осуществляет контроль за реализацией профильного обучения.

Взаимодействует с методическим советом , управляющим советом.

Выносит вопросы на рассмотрение педагогического совета

Взаимодействует с внешними организациями для организации профильных проб, практик

2.

Зам. директора по УВР

Составляет учебный план с учётом профилизации.

Анализирует состояние успеваемости.

Составляет расписание уроков и элективных курсов, курсов по выбору

Контролирует посещение занятий.

Участвует в комплектовании профильных классов (групп).

3.

Зам. директора по НМР

Формирует нормативно-правовую базу по ППП и ПО.

Осуществляет работу методического совета.

Оказывает методическую помощь при составлении рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Оказывает методическую помощь педагогам.

4.

Зам. директора по АХЧ

Обеспечивает наглядно-методическими пособиями по заказам учителей - предметников.

Следит за санитарно-гигиеническими требованиями в кабинетах.

Следит за состоянием оборудования в кабинетах.

5.

Методический совет

Заслушивает творческие отчёты обучающихся.

Участвует в научно-исследовательской конференции.

Решает вопросы о зачислении обучающихся в профильные классы.

6.

Ответственный за профильное обучение

Проводит тестирование.

Формирует профильные классы (группы).

Формирует группы на элективные курсы, спецкурсы.

Совместно с обучающимися составляет индивидуальный план обучения на два года.

Выступает на родительских собраниях.

Организует защиту творческих работ.

Организует научно- исследовательскую конференцию.

Консультируют обучающихся и их родителей.

Разрабатывает рекомендации для обучающихся

Отражает деятельность на школьном сайте и школьной газете.

Готовит информацию для администрации школы и методического совета

7.

Классный руководитель

Помогает в составлении портфолио.

Проводит классные часы.

Следит за посещаемостью обучающихся.

8.

Учитель - предметник

Составляет рабочие программы учебных курсов и дисциплин в соответствии с нормативными требованиями

Осуществляет обучение по предмету на профильном уровне.

Следит за посещаемостью и успеваемостью обучающихся по своему предмету

9.

Педагоги-психологи

Проводят диагностику обучающихся 5-9 классов (3 раза в два года)

Консультируют обучающихся и их родителей

6. Оценка эффективности, ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий проекта в 2014-2019 годах будет содействовать позитивным изменениям в системе работы МБОУ «МСОШ» и приведёт к следующим положительным результатам:

разнообразие профилей обучения в старших классах, учитывающих особенности и способности школьников;

создание системы предпрофильной подготовки в основной школе;

пропедевтика профильного обучения на первой и второй ступенях обучения;

возможность выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории;

повышение качества образования на старшей и основной ступенях образования;

наличие индивидуальной накопительной оценки достижений (портфолио);

создание условий для индивидуализации обучения и социальной адаптации выпускников;

повышение рейтинга выпускников нашей школы при обучении в вузах на бюджетной основе;

успешная профессиональная карьера наших выпускников;

удовлетворенность выпускников своей работой.

7.Нормативно-правовое обеспечение программы.

Устав МБОУ «М СОШ»

Программа «Методическая работа как фактор повышения педагогического мастерства педагога».

Программа развития школы.

Локальные акты:

Положение об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

Положение о порядке организации профильного обучения учащихся школы.

Положение об организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Положение о социальных практиках


 


 

8.План-график

предпрофильной подготовки

Для реализации проекта ежегодно составляется План-график мероприятий, который рассматривается на методическом совете, совещаниях при директоре и утверждается директором школы. Директором школы назначаются ответственные по реализации этого плана. План может корректироваться в течение учебного года.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Ожидаемый результат

1. Информационная работа

1.1.

Проведение презентационного семинара для педагогов школы по ознакомлению с проектом и документами, регламентирующими организацию предпрофильной подготовки.

апрель

 

Нагоева Э.Г.

Информированность участников образовательного процесса

1.2.

Подготовка и распространение информационных бюллетеней о возможностях дополнительного образования, о возможностях дальнейшего получения образования после 9 класса.

Март- апрель

Паздникова Г.Е.

Информационный бюллетень

1.3.

Проведение информационной работы с учителями, учащимися и их родителями по процедуре итоговой аттестации и зачислению на следующую ступень общего образования.

 в течение

учебного года

 

Балуева Т.В.

Информированность участников образовательного процесса

1.4.

Проведение индивидуального консультирования всех участников эксперимента.

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г.

 Своевременное решение затруднений

1.5.

Размещение информации о проекте и ходе его реализации на школьном сайте.

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г.

 Статьи

1.6.

Создание «Карты образовательной среды школы» и ее размещение на сайте.

в течение

учебного года

Балуева Т.В.

«Карта»

1.7.

Создание банка данных о предпрофильной подготовке и его пополнение:

- нормативно-правовые документы (федерального, краевого,  муниципального уровня);

 - программно-методическое обеспечение;

 - каталог курсов по выбору;

 - создание «портфолио»;

 - методические разработки.

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г.

Банк данных

1.8.

Создание «библиотечки» учебно-методической литературы в помощь учителям и учащимся в предпрофильной подготовке.

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г.

 Информационные ресурсы

1.9.

Организация  образовательных путешествий на предприятия Карагайского района и Пермского края.

в течение

учебного года

Паздникова Г.Е. классные руководители 8 и 9 классов

Каталог

1.10

Совместная работа школы с  Карагайским центром занятости населения по информированию учащихся о «рынке труда» района, края.

в течение

учебного года

Паздникова Г.Е.,

 Связи с социальными партнерами

1.11

Проведение родительских собраний с целью информирования родителей о предпрофильной подготовке в щколе

В течение учебного года

Классные руководители

Информированность родителей

         

2. Организационно – методическая  работа

         

2.1.

Разработка  и утверждение плана реализации проекта на учебный год.

Июнь.

Нагоева Э.Г.

Проект плана,

приказ

2.2.

Организация работы проблемной группы по предпрофильной подготовке

сентябрь

Нагоева Э.Г.

Состав КС

План-график работы

2.3.

Подготовка и утверждение приказа о составе проблемной группы.

сентябрь

Нагоева Э.Г.

Приказ

2.4.

Выявление образовательных потребностей учащихся по изучению предпрофильных курсов по выбору.

апрель

Нагоева Э.Г.

Выявление потребностей

2.5

Анализ программ курсов по выбору на учебный год.

август

Нагоева Э.Г.

Рекомендации программ курсов

2.6

Проведение фестиваля проектных команд (педагоги и учащиеся)

Февраль-март

Нагоева Э.Г.

Повышение профессиональной компетентности педагогов школы

2.7.

Использование технологии и процедуры формирования портфолио учащегося.

сентябрь - декабрь

 

Нагоева Э.Г., руководители ШМО

Результаты мониторинга достижений учащихся

2.8.

Создание электронных "портфолио" учащихся и учителей.

 

январь – март

Нагоева Э.Г., руководители ШМО

Электронное Портфолио

2.9.

Проведение проектных дней. Приложение №1 к плану.

В течение года

Нагоева Э.Г., руководители ШМО

Реализация замысла плана

проекта

2.10

Совещания при директоре, ознакомление с нормативными и организационными документами, регламентирующими предпрофильную подготовку.

По мере поступления документов.

Широбокова Л.В., Нагоева Э.Г., Балуева Т.В.

 Информированность участников проекта

2.11

Совещания с педагогами:

Организация работы по выполнению школьного плана мероприятий в рамках предпрофильной подготовки.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях предпрофильной подготовки.

 3. Подготовка к проведению проектных дней и образовательных событий в 5-9 классах.

4. Подготовка учащихся 9-х классов к защите индивидуального учебного плана.

5. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки.

6. Итоги проведения проектных дней и событий

7.Проведение итоговой аттестации выпускников 9-х классов в формате ГИА.

  

 

сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

 

 

Апрель 

 

Май

Июнь

Нагоева Э.Г.

Балуева Т.В.

Классные руководители

 Координация,

корректировка

плана работы и

деятельности педагогов

 

 

2.12

Составление примерного списка профильных групп в школе и корректировка выбора учащимися профильных предметов.

апрель – сентябрь

Нагоева Э.Г.

Балуева Т.В.

Список профилей

2.13

Организация участия в районной и краевой ярмарке учебных и рабочих  мест.

апрель

Паздникова Г.Е., классные руководители

 Информированность участников проекта

2.14

Заседание проблемной группы по организации предпрофильной подготовки «Особенности преподавания в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе».

Ноябрь  январь, март

Нагоева Э.Г.

 Рефлексия и анализ организации предпрофильной подготовки

2.15

Работа администрации школы по подготовке выпускников 9 классов  к итоговой аттестации.

Март

Балуева Т.В.

Справка

2.16

Проведение конкурса календарно-тематических и поурочных планов курсов по выбору и кружковых занятий в рамках предпрофильной подготовки.

Апрель

Нагоева Э.Г., руководители ШМО

Обмен опытом

Повышение компетентности

и статуса педагогов 

2.17

Проведение конкурса педагогических проектов «Развиваю действием»

Апрель

Администрация школы

Обмен опытом

Повышение компетентности

и статуса педагогов

2.18

Организация работы проблемной группы учителей по проблемам предпрофильной подготовки.

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г.

Разработка рекомендаций

2.19

Совещание при директоре: «Итоги предпрофильной подготовки за год».

июнь

Широбокова Л.В.

Балуева Т.В.

Нагоева Э.Г.

Выработка дальнейшей стратегии развития школы

2.20

Организация летнего профильного лагеря

июнь

Суп А.В.

Реализация практик учащихся

3. Кадровое обеспечение

3.1.

Проведение семинаров с учителями-предметниками, классными руководителями школы по использованию активных форм и методов предпрофильной подготовки

сентябрь  - октябрь

Нагоева Э.Г.

Рекомендации

3.2.

Проведение мастер-классов педагогов по использованию активных форм и методов в предпрофильной подготовке.

ноябрь

Нагоева Э.Г.

Повышение профессиональной компетентности педагогов школы

3.3.

Подготовка кадров к реализации модели предпрофильной подготовки:

- проведение проектных семинаров, деловых игр и т. д.;

- консультирование всех педагогов

в течение

учебного года

Широбокова Л.В.

Балуева Т.В.

Нагоева Э.Г.

Повышение квалификации

3.3.

Участие педагогов в разработке актуальных проблем предпрофильной подготовки (разработка индивидуального учебного плана учащимися 7, 8, 9 классов, создание условий для проведения предметных и социальных практик, профессиональных проб).

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г.

Повышение методической

компетентности

педагогов

3.4.

Организация прохождения курсов повышения квалификации для педагогов, участвующих в проекте. 

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г.

Повышение квалификации

4. Мониторинг и аналитическая деятельность

4.1.

Изучение, обобщение и распространение ППО по реализации проекта.

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г., руководители ШМО

Представление опыта педагогов 

4.2.

Анкетирование и опрос уч-ся 8-х классов и их родителей в отношении выбора дальнейшего обучения.

апрель

Нагоева Э.Г.,

Паздникова Г.Е.

Результаты опроса, мониторинг

4.3

Анкетирование и опрос уч-ся 9-х классов, прошедших предпрофильную подготовку (выбор планируемого профиля и места дальнейшего обучения, отношение к организации предпрофильной подготовки в школе).

май

Нагоева Э.Г.,

Паздникова Г.Е.

Результаты опроса, мониторинг

4.4

Анализ выполнения школьного плана мероприятий по введению предпрофильной подготовки.

июнь

Нагоева Э.Г.

Отчеты

4.5.

Анализ результатов итоговой аттестации выпускников 9 классов.

июль

Балуева Т.В.

Таблица результатов

4.6.

Проведение диагностики профессиональных затруднений и информационных потребностей педагогов.

По результатам посещенных уроков, индивидуальным запросам, на основании анкетирования детей и родителей

Нагоева Э.Г.

Оформление акцент. перечней проблем, профессиональн. запросов и предполаг. форм методической работы

4.7.

Формирование банка данных творческих  достижений учащихся  (участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, конференциях и др.).

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г.

Соколова Т.В.

Банк достижений

4.8.

Формирование банка данных профессиональных достижений педагогов по направлению «Предпрофильная подготовка» (участие в конкурсах, конференциях, фестивалях и др.).

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г.

Банк данных

4.9.

Формирование школьного банка передового педагогического опыта по направлению «Предпрофильная подготовка».

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г.

Банк ППО

4.10

Формирование банка данных  используемых УМК для предпрофильной подготовки.

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г., Балуева Т.В.,

банк данных

4.11

Анкетирование учащихся 9 классов и их родителей «Профессиональное самоопределение учащихся».

в течение

учебного года

Нагоева Э.Г., Паздникова Г.Е.

 Результаты для

анализа работы

и корректировки методов работы

формирования прфильных групп

4.12

Сбор информации о наполняемости групп краткосрочных курсов.

В конце учебной четверти

Кл. руководители

Данные для мониторинга реализации проекта

4.13

Анкетирование учащихся и родителей по вопросам организации предпрофильной подготовки.

В конце учебного года

Нагоева Э.Г., Паздникова Г.Е

Результаты для

анализа работы

и корректировки методов работы


 

 


 

Заключение

Организация предпрофильной подготовки, описанная нами выше, говорит нам о том, что, несмотря на декларирование предпрофильной подготовки "как комплексной подготовки к жизненно важному выбору" подростков, в реальной модели организации этой подготовки мы видим лишь возможности для знакомства учащихся с существующем спектром профессий, а также приобретения еще большего объема знаний по предметам. Но целенаправленного формирования умений связанных с ответственным выбором мы здесь не наблюдаем, что не приводит к настоящей готовности школьников к выбору профиля. Предпрофильное обучение по сути своей сегодня представляет облегченную версию профильного обучения, в котором процедура пробы и выбора явно не представлена - и это главная проблема. Следовательно, необходимо понять как возможно настоящее самоопределение подростков, и за счет каких методов и средств мы можем достигнуть настоящих целей предпрофильной подготовки.

Учащиеся и их родители заинтересованы в том, чтобы данный выбор был для них оптимальным. Они хотят быть уверены, что именно это образование станет основой дальнейшего движения по пути к успешной карьере. Эта уверенность может быть осуществлена только при соблюдении принципа профессионального самоопределения

Реализация данного проекта позволит нам помочь учащимся как можно раньше понять, где и каким образом можно проверить свои способности и попробовать силы в разных видах деятельности.

Модель предпрофильной подготовки представляет систему работы в рамках сельской школы по предпрофильной подготовке учащихся школы.


 

Список использованной литературы

1.  Адамский А.И. Сетевое партнерство в образовании. Книга 21, М., 2004.

2.  Артюхова И.С. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. // Школьный психолог, 2005, №20.

3.  Введение в педагогику самоопределения (вып.3) Томск, 2001.

4.  Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. - 1995, №3.

5.  Гинзбург М.Ю. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопр. психол., 1994, №3.

6.  Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. С-Пб., 2000. - С.256-269

7.  Головаха Е.И., Кроник Н.С. Психологическое время личности. Киев, 1984

8.  Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976.

9.  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

10.  Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под. ред. Дубровиной И.В. - М., 1987.

11.  Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. / Пер. с англ. Н.М. Никольский. - М.: Совершенство, 1997.

12.  Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы. // Народное образование. 2004. №7 (1340).

13.  Информационное письмо МОРФ №585/11-13 от 12.04.2000г.

14.  Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы/ А.Г. Каспражак, Л.Ф. Иванова, К.Г. Митрофанов и др. - М.: Просвещение, 2004.

15.  Карспржак А.Г. Свобода к выбору как фактор мотивации к учению.М., 2003.

16.  Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: Учебное пособие. - М: Просвещение, 1989 г.

17.  Крылова Н., Александрова Е. Как обеспечить индивидуальное образование // Народное образование, 2002, №9.

18.  Куган Б.А. Образование в начале нового тысячелетия. // Гармония и здоровье, 2002, № 1 (16).

19.  Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвящение, 1989

20.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - №6.

21.  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - №3.

22.  Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении. // Профильная школа №6, 2002.

23.  Лебедев О. Модернизация управления образования. // Народное образование. 2004. №6 (1339).

24.  Лукина А.К. Формирование жизненной перспективы у старшеклассников // Журнал практического психолога. М, 2001, №3-4.

25.  Лукина А.К., Краснобровкина И.Н. Образовательная модель Школы социальной деятельности подростка // Перемены, 2002, №1.

26.  Лукина А.К. Проведение профинформационной и профконсультационной работы в рамках предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ. // Кр-ск, 2004.

27.  Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях // Педагогика, 2002, №1.

28.  Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? // Школьные технологи №4, 2004.

29.  Пинский А.А. Итоги первого года эксперимента по введению профильного обучения. // Вестник образования. 2004. №3.

30.  Подласый И. Будим учить основательно и продуктивно. // Народное образование. 2004. №7 (№1340).

31.  Основное общее образование. Пояснительная записка. Профильное образование учащихся: опыт и перспективы развития. / Под ред. Поташниковой Г.И., Самара, 2004.

32.  Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.

33.  Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - №5.

34.  Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образования. М. 2003.

35.  Чистякова С.Н. Самоопределение личности школьника в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. // Народное образование. 2003. №4.

36.  Эриксон Э. Детство и общество. - ИЗД.2-Е, перераб. и доп. Пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ, 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: "Прогресс" 1996.

37.  Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001.

 

Приложение

Проектные дни и события

в условиях предпрофильной подготовки

Класс

Проектные дни, события

5 класс Вертушка краткосрочных курсов:

Литература

История

Природоведение

ИЗО, технология

Проектный день:

«Моя любимая книга»

«Моя Родина – Карагайский район»

«Удивительное рядом»

«Коллаж – мое увлечение»

Образовательное путешествие

6 класс Вертушка краткосрочных курсов, реализация педагогических проектов:

Математика

Литература

История

Иностранный язык

Проектный день:

«Профессии моей семьи»

Образовательное путешествие

7 класс Курсы по выбору, реализация педагогических проектов

Математика

Физика

Биология

География

Литература

История, обществознание

Иностранный язык

ИЗО, технология

Тренинги

События: конференция «Первые шаги в науку», защита портфолио «Парад достижений», образовательное путешествие

8 класс Курсы по выбору, реализация педагогических проектов

Математика

Физика

Биология

География

Литература

История, обществознание

Иностранный язык

Химия

Информатика

Тренинги

События: Исследовательский форум,

Дискуссионная площадка

«Мир профессий», образовательное путешествие, учебные предметные практики

9 класс Курсы по выбору, реализация педагогических проектов

Математика

Физика

Биология

География

Литература

История, обществознание

Иностранный язык

Химия

Информатика

Тренинги «Построение профессиональной карьеры»

Проектный день «Калейдоскоп профессий», Событие - образовательное путешествие всей параллели

Во всех классах организуются социальные практики, деловые клубы встреч с интересными людьми.

 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Москва. Просвещение, 2012 г. С 25

 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - №3.

 Эриксон Э. Детство и общество. - ИЗД.2-Е, перераб. и доп. Пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ, 1996

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.