Статья «Формирование ключевых компетенций на уроках в начальной школе»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Табулгинская средняя общеобразовательная школа
имени П.Д.Слюсарева»
Чистоозерного района Новосибирской области
Концепция
педагогической деятельности
учителя начальных классов
Маст Полины Васильевны
Тема: «Формирование ключевых компетенций
на уроках в начальной школе»
п. Табулга, 2020 г.
«Если вы не представляете, с какими
ситуациями могут сталкиваться ваши
ученики в будущем, учите их тому,
что они могут применить в любых
ситуациях»
Р. Мартен
Концепция (от лат. conception - понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, точек зрения, система взглядов на явления в мире, обществе.
Следовательно, педагогическая концепция учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Концепция складывается и изменяется на протяжении всей педагогической деятельности и саморазвития педагога.
Выбирая учительский путь, каждый из нас берет на себя ответственность за своих учеников. Центр тяжести этой нелегкой ноши ложится на плечи того, кто первым встречает ребенка в школе – его первого учителя. Учитель начальных классов является своего рода строителем фундамента будущего человека.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни в будущем.
Начальная школа – важная ступень непрерывного образования, имеющая самостоятельные задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательной работы. Она призвана обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявление и целостное развитие его способностей. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью себя реализовать, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Все выше сказанное оказало влияние на выбор темы моей педагогической деятельности: формирование ключевых компетенций на уроках в начальной школе.
Я глубоко убеждена, что учить необходимо способам деятельности. Знания должны подчиняться умениям. Знание – сила, но знание – и средство. Иметь знания и уметь их использовать – разные вещи.
Целью своей педагогической деятельности считаю формирование ключевых компетенций младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность.
Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:
-стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых через мотивацию обучения;
-формирование умений работать с информацией, использование информационных технологий в процессе изучения;
-формирование проектно-исследовательских умений и творческих способностей.
Поставленные цели и задачи считаю особенно актуальными. На сегодняшний день в России уже появились теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман, А.В. Баранников и др., а также зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия).
Каким же в идеале должен быть ученик начальной школы?
Образ (портрет) выпускника начальной школы:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру
народов своей страны;
любящий свою Родину;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий
свое и чужое мнение;
готовый действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки;
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.
Какими же ключевыми компетенциями должны обладать выпускники начальной школы? Обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.
Работая с младшими школьниками, я особое внимание уделяю формированию таким компетенциям как:
- учебно-познавательные
Формируя данную компетенцию, учебные занятия строю так, что ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, овладевает приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных) ситуациях.
Примеры таких суждений: "– Мне жалко Братца Опоссума, – сказала Маша. – Он пострадал из-за Братца Кролика!" "– А мне его не жалко! – сказал Миша. – Он пострадал из-за своей жадности". А тебе чья точка зрения ближе?;
"Оба эти стихотворения об одном и том же, – сказала Мальвина. – И там, и здесь герой жалуется, что окружающая природа приносит ему неудобства". Ты тоже так думаешь?... "Оба эти стихотворения о красоте! – выпалил Миша". Ты разделяешь Мишино мнение?";
"– Дениска – вот богатый человек!" – сказал Барсук. "– Какой же Дениска богатый, если у него нет ни собачки, ни лани, ни слонёнка?" – спросил Миша. С кем ты соглашаешься?;
"– Получается, что и сын говорит неправду, и отец обманывает," – сказала Мальвина. "– Мальчик просто фантазёр! А папа с уважением относится к его фантазиям!" – возразила Маша. А тебе чья точка зрения ближе?
Также в качестве примера приведу урок по окружающему миру. Тема «Золотое кольцо России». Обобщающий урок. На этапе подготовки урока класс делю на 6 групп. Каждая из групп к уроку подбирает материал по заданной теме. В ходе урока на воображаемом автобусе ребята отправляются на заочную экскурсию по «Золотому кольцу» России, где экскурсоводами являются представители групп.
В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, школьники учатся выбирать из общего материала главное и приводить в систему. (приложение 1)
- ценностно-смысловые компетенции
При формировании данной компетенции развиваю ценностные ориентиры ученика, его способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
В качестве примера могу привести один из классных часов, проведенный по плану воспитательной работы – «Красная книга. Крик Планеты о помощи», проведенный во 2 классе.
В ходе этого занятия дети должны оценивать экологическую ситуацию не только в мире, но и внимательно смотреть вокруг себя и понимать свою роль в мире; иметь свое мнение, ощущать себя не только членом маленького своего классного коллектива, но и человеком, ответственным за природу своего двора, улицы, города, страны, Земли. (приложение 2)
- коммуникативные компетенции
В ходе формирования компетенции школьники приобретают навык работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задавать вопрос, вести дискуссию. На моих уроках русского языка, математики работают ученики - консультанты. Они проверяют сделанную работу других учащихся, исправляют ошибки.
Также на уроках использую задания, требующие распределения работы с соседом по парте, учёт позиции собеседника; задания типа: «Миша сказал, что в предложениях разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?», «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему», «Как ты ответишь Маше?». Или:
- Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач.
- Составь и запиши 5 верных числовых равенств и 5 верных числовых неравенств. А сосед по парте проверит их…
Такой вид деятельности оказывает большую помощь мне как учителю, способствует развитию у детей навыков работы в парах, группах, осуществлению взаимопомощи, взаимопроверки.
- информационные компетенции
Для формирования данной компетенции использую следующие упражнения:
перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек;
задания «Проверь по словарю», «Произноси правильно», «Как надо произносить выделенное слово», «Открой обратный словарь на - А и найди группу слов на –вка»;
обращение к дидактической иллюстрации для выбора нужного слова (иллюстрации для заданий «если буква заблудилась») или выяснения значения омонимов, многозначных слов, переносных значений слова, смысла предложения;
«Найди в Словаре происхождения слов слово СОКРОВИЩЕ. Расскажи, что интересного тебе удалось узнать»; «Прочитай в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» описания этих животных», «Сочини и запиши предложения с любым из этих слов (слова выписаны из Обратного словаря)», «Найди слово «снегирь» в Словаре происхождения слов. Какое слово дало ему жизнь? Как оно помогает проверить и запомнить написание слова «снегирь»?»;
задание: Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера? Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле.
В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуясь различной справочной литературой, выступают на уроках с сообщениями по изучаемой теме, успешно применяется Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес учеников к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем.
-компьютерные технологии на уроках - главные помощники! Ученики применяют их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволяет:
повышать эффективность обучения;
организовать проектную деятельность учащихся;
совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
вырабатывать навык работы с различными источниками информации (приложение 3)
- здоровьесберегающие компетенции
Организация работы в данном направлении позволяет приобщать учащихся к знанию и соблюдению норм здорового образа жизни, знанию и соблюдению личной гигиены, развитию физической культуры человека, быть ответственным в выборе образа жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются мною как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе, так как, на мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех моих этапах урока, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить ребенку оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног.
Столы в классе практикую ставить так, чтобы удобно было проводить групповые формы работы, в то же время это создает дополнительные предпосылки для двигательной активности ребенка. Изменение рабочей позы во время урока оказывает полезное действие на функции организма, что благотворно влияет на получение качественного образования. (приложение 4 )
Самостоятельная работа школьников является одной из эффективных форм учебной деятельности. Переоценить значение самостоятельной работы попросту невозможно. В связи с этим большое внимание уделяю организации самостоятельной деятельности на уроках.
В ходе ее реализации у младших школьников формируется умение работать с научной литературой, самостоятельно приобретать новые знания, получать новые результаты. Если учитель ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации, то он искусственно сдерживает развитие познавательной активности обучаемого, наносит ему непоправимый вред в интеллектуальном и нравственном отношении. «Заставляя детей непомерно слушать и смотреть и не давая им собственной деятельностью закреплять и усваивать упражнениями полученные впечатления, мы лишаем детей радости действия, жизни, притупляем остроту восприятия впечатлений, отбиваем желание добывать знания и совершенствовать умения, прививаем интеллектуальную лень. Самую страшную разновидность лени» В.Н. Терсков. В своей практике для организации самостоятельной работы на разных этапах урока широко использую различного рода памятки
Таким образом, основным результатом моей деятельности является система знаний, умений и навыков вместе, набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
На первый план выдвигаю не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. Наиболее удачны в практике следующие методы, приёмы и формы:
- Удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);
- Отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом);
- Лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку);
- Круглый стол, обсуждение;
- Идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).
-Мозговой штурм, поиск общего, найди объяснения, посмотри чужими глазами, театрализация и т.д.
Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Один из наиболее часто применяемых мною методов является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
Индивидуальные и групповые проекты мои ученики выполняют как на уроках, так во внеурочной деятельности. В течение двух лет с предыдущим моим классом я вела элективный курс «Юный исследователь». Результаты работы школьников в рамках данного курса были представлены ими на школьной ученической конференции «Шаг в будущее». (приложение 5)
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (портфель учебный достижений). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, позволяющим соединять в себе все возможные варианты оценки, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя. Это возможно, поскольку:
- учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;
- портфолио, его содержание и ведение оцениваются мной;
- портфолио может быть презентовано перед классом, родителями.
Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся является важным компонентом учебного процесса. Своевременная проверка результатов позволяет внести изменения в содержание и методы обучения и осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков учащихся.
По данным мониторинга можно сделать вывод о стабильности успеваемости учащихся класса. Хочу отметить, что результаты, полученные мною за 4 года обучения прошлого класса, подтвердились результатом диагностической работы, проведенной Новосибирским центром мониторинга (октябрь 2012).
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя следующие формы родительских собраний:
собрание-лекторий;
"круглый стол";
тематическая дискуссия с приглашением специалистов.
На собраниях осуществляется знакомство родителей со спецификой обучения в начальных классах; вместе обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности). В своей работе использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными. Дополнительные возможности появились в связи с включением нашего образовательного учреждения в проект « Дневник.ru».
Для успешного сотрудничества с учащимися считаю необходимым постоянно поддерживать свой профессиональный уровень.(приложение 6)
С 2012 года в рамках реализации ФГОС НОО (наша школа включилась в проект в пилотном режиме в 2010г.) работаю по УМК «Перспектива».
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта «Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников. Уникальность УМК «Перспектива» в том, что он создавался параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
На мой взгляд, учебные пособия комплекта «Перспектива» очень продуманные, создают все условия для развития и обучения ребёнка, позволяют учителю рационально организовать работу на уроке. УМК соответствует учебному плану, Основной образовательной программе начальной школы, основному педагогическому назначению – обучить ребёнка, создать условия для всестороннего развития личности. Это – целостная система, объединённая единой методикой подачи материала, единым языком авторов, единой системой обозначений. УМК способствует успешной самореализации и мне как учителю в педагогической деятельности. Компоненты УМК достаточно связаны между собой. Очень красивый и продуманный авторами комплект, удобен в работе. Мне он очень нравится. Я просто в восторге!
Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка». Путь к методическому мастерству длинный, сложный и трудный. У меня еще небогатый опыт педагогической деятельности. Тем не менее, я считаю, что в работе учителя всегда есть место творчеству, которое выступает в тесном единстве с нормой, опирается на разработанные методикой научные положения по организации учебного процесса с учетом особенностей школьной программы. Творчество в работе учителя предполагает его умение работать с научно-методической литературой. О значении самостоятельной научной деятельности учителя говорил еще Н. Н. Баранский: «Эта работа нужна для того, чтобы учитель не превратился в «человека в футляре», чтобы он продолжал деятельно работать, потому что учитель без творческой работы неизбежно превращается в схоласта не только не полезного, а, по существу, прямо-таки вредного для умственного развития врученной ему молодежи».