«Формирование ключевых компетенций на уроках изобразительного искусства"

                                                           Бычкова Елена Анатольевна

Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №24»

                 Иркутская область .г.Братска

Аннотация:  Целью данной статьи является - применение образовательных компетенций на уроке изобразительного искусства. Развивать единую систему универсальных знаний,умений и навыков, а также развивать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть это те ключевые компетенции, которые определяют современное качество образования

Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - это уже существующая совокупность качеств личности ученика и наименьший опыт деятельности в определенной сфере. В настоящее время в процессе обучения учащиеся могут овладеть набором теоретических знаний в достаточной степени, при этом испытывают незначительные трудности в образовательной среде, которая требует использование данных знаний для решения конкретных проблемных ситуаций или учебных задач. Под компетентностью понимают - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его работы в определенной общественно и личностно-значимой среде.

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, которое выражается в совокупности взаимообусловленных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта работы школьника по отношению к определенному кругу объектов истинной действительности, для реализации продуктивной деятельности.

Образовательные компетенции:

1.Название компетенции(ключевая, общепредметная, предметная компетенция);

2. Окружение действительных объектов реальности, по отношению к которым вводится компетенция;

3. Общественная и практическая значимость компетенции;

4. Смысловые ориентации школьника по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции;

5. Знания о круге объектов реальности;

6. Умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;

7. Способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;

8. Минимально необходимый опыт деятельности учащегося в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);

9.Индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).

Ценностно-смысловые компетенции, связанны с ценностными ориентирами учащегося, способностью видеть, понимать и ориентироваться в окружающим мире, понимать свое место и предназначение, уметь выбирать цель и смысл своих поступков, а также правильно принимать решения

Общекультурные компетенции обеспечивают познание национальной культуры, общей для всех людей, и приобретение опыта в этих областях;

- сюда же относятся духовно-нравственный фундамент жизни человека, отдельно взятого народа и всецело человечества;

- культурологические основы явлений и традиций таких, как семейные, социальные, общественные;

- важная роль науки и религиозного составляющего в жизни человека;

- компетенции в бытовой, культурной и досуговой

Учебно-познавательные компетенции. К ним относится совокупность компетенций учащегося в области самостоятельной поисково-познавательной деятельности, включающей в себя логические, методологические, общеучебные элементы деятельности.

Информационные компетенции. Здесь выделяют навык работы с информацией в учебных дисциплинах и образовательных областях, а так же во всем окружающем мире - это овладение современными средствами информации, информационными технологиями.

Коммуникативные компетенции. К данным компетенциям относят: знание различных языков, знание приемов взаимодействия с окружающими людьми и недавними событиями; приобретение навыков работы в группе, коллективе, умение владеть различными социальными ролями.

Компетенции личностного самосовершенствования обращены на знакомство и использование видов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает видами деятельности в его интересах и возможностях, которые выражаются в непрерывном познании себя, развитии важных современному человеку качеств личности, формировании психологической грамотности, мыслительной и поведенческой культуры.

На уроках изобразительного искусства можно формировать:

- ценностно-смысловые компетенции, т.к. изобразительная деятельность предполагает формирование у учащихся способности видеть и понимать окружающий мир;

- общекультурные компетенции, т.к. изобразительное искусство является одним из источников духовно-нравственной основы жизни человека, является носителем традиций народа;

- компетенции личностного самосовершенствования, т.к. через изобразительное искусство достигается духовное саморазвитие, а также эмоциональное саморегулирование.

В определении компетенции подчеркивается умение решать задачи некоторого круга, при этом правильно используя доступные информационно коммуникационные технологии.

Формы применения объектов на уроке изобразительного искусства могут быть всевозможные:

1. Демонстрация на большом экране для всего класса репродукции картин. Учащиеся анализируют предложенную репродукцию, обсуждают изображение, композицию.

2. Групповая работа учеников (Игра-соревнование: Кто сложит больше картинок за 5 минут).

3. Фронтальная работа. (Учитель демонстрирует материал на экран и ведет беседу на его основе):

- Как называется полотно, на которой изображена живая природа? (Пейзаж)

- На которой изображена мертвая природа? (Натюрморт)

- Что изображено на репродукции К. Петрова-Водкина «Черемуха в стакане»?

- Что изображено на картине И. Грабаря «Груши»?

4. Задание на уроке ученику для самостоятельной работы. (Выполнение учебных упражнений).

5. Отработка навыков. (Учитель имеет возможность организовать индивидуальную форму обучения, используя при этом тесты и учебные упражнения).

6. Применения для подготовки к другим урокам (чтение, трудовое обучение, окружающий мир и т.д.).

7. Использование учащимся для самостоятельных заданий (включая подготовку докладов художника).

8. Организация исследовательской и проектной работы.

На уроках изобразительного искусства формируются такие предметные компетенции, как

1.умение использовать в работе фантазию, воображение, отражать в рисунке собственные мысли и чувства;

2.умение изображать предметы на плоскости и в объеме;

3.уметь выявлять и передавать форму, движение, пропорции предмета в изображении;

4.уметь использовать навыки художественной деятельности в различных её видах (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и т.д.);

5.уметь распознавать и использовать в своей изобразительной деятельности выразительные возможности художественных материалов (краски, мелки, уголь, карандаш, пластилин и т.д.);

6.уметь решать колористическое оформление рисунка;

7.уметь анализировать произведения искусства;

8.уметь активно использовать художественную терминологию.

Приобщение учеников  к миру искусства - важнейшая задача образовательной области «Искусства». Среди ее главных целей - воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности , формирование художественного вкуса и образно-ассоциативного мышления. Учитель должен максимально использовать жизненные аналогии, больше внимания уделять содержательным, тематическим аспектам, художественный материал должен быть доступен и нагляден.

К общим предметным компетенциям по изобразительному искусству относятся:

- умение раскрывать тему и основную мысль картины;

- умение собирать и группировать материал, на основе которого будет построено высказывание (это умение предполагает умение обдумывать содержательный план текста);

- умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, в форме портретных зарисовок и т.д.;

- умение отбирать наилучшие с точки зрения речевой задачи и описываемой картины языковые средства;

- умение исправлять, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи). Развитие предметных компетенций учеников в процессе работы над описанием картины приобретает особое значение. Необходимость формирования отмеченных выше предметных компетенций объясняется тем, что без особой работы ученики не овладевают ими в должной мере. Программа преподавания ИЗО, составленная под руководством Б.М.Неменского, направлена на духовное развитие личности ученика, а также развитие у него художественного восприятия и самовыражения, что соответствует концепции формирования базовых образовательных компетенций. Программа подразумевает широкий спектр межпредметных связей, всестороннее развитие творческой, духовной и личностных сфер в развитии каждого ребенка. Работа по картине на уроке русского языка предшествует беседа на уроке изобразительного искусства. Беседа проводится по картине, аналогичной по жанру, характеру и сложности той картине, которую отобрал учитель для сочинения. Цель беседы заключается в том, чтобы вооружить учащихся необходимыми сведениями искусствоведческого характера (например, понятие о натюрморте, картинах анималистического жанра и т.п., о средствах замысла художника и т.д.), которые помогут учителю более эффективно провести подготовку к сочинению, уделяя основное внимание развитию речи учащихся.

Беседы по картине способствуют:

- закреплению у ребят индивидуальной и коллективной беседы;

- обогащению и активизации словарного запаса учеников;

- совершенствованию словесно-логического мышления

- приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами;

- развитию понимания смысла и содержания картин;

- формированию объяснительной и доказательной речи;

- конкретизации знаний о явлениях природы и об окружающих предметах;

- закреплению умения ориентироваться в пространстве;

- приобретению умения высказывать свои мысли, чувства, переживания о предмете, собственное мнение.

​​​​​​​Картина – это часть художественной культуры, с помощью которой учащийся приобщается к искусству. Беседы по картинам помогаю ученику понять не только содержание описываемого и средства художественной выразительности, но и мотивы поступков героев, красоту окружающей его природы, все то, что было задумано художником, а это в свою очередь ведет учеников к формированию собственных высказываний. В ходе каждого урока изобразительного искусства во время беседы обращать внимание учащихся на те средства художественной выразительности, которые позволили художнику показать красоту изображенного, делать сравнения, противопоставления. Учитель должен в своей работе заинтересовать учащихся с помощью творческих заданий, упражнений, носящих поисковый характер над описанием картины. На каждом уроке необходимо учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать увиденное. Наряду с уроком, как основной формой организации учебного процесса, в рамках данной программы рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Формирование ключевых компетенций главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Заключение: Формирование предметных компетенций учеников в процессе работы над описанием картины на уроках изобразительного искусства способствует повышению эффективности работы по развитию речи, формированию навыков самостоятельной работы, содействует эстетическому воспитанию, приобщению учеников к миру искусства.

Литература:

1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. 2-е изд. - М., 1986.

2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10

3. . Хуторской А.В. Компетенции в образовании // Опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007.

4. . Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Под рук. Неменского Б.М. - М.: МДО, 1995

5. Горохова И.Ф. Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования // www.1-september.ru.

6. Гусарова Н.Н. Беседа по картине: Времена года // Худ. И.Ф. Дукк. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 1999.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации