Выступление «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность обучающихся»

1
0
Материал опубликован 28 May 2018 в группе

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике Рос­сии на современном этапе» говорится: «Развивающемуся обще­ству нужны современно образованные, нравственные, предпри­имчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ре­шения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».

Как видно, в этом отчетливо представленном социальном за­казе говорится преимущественно о

деятельно-творческом аспек­те образованности, тогда как существующее предметно - знаниевое образование может в лучшем случае обеспечить реа­лизацию ориентировочного компонента творческой активности, но не более того.

Метод проектного обучения не новый метод, но в современных условиях образования он наполнился новым содержанием.

В понимании Н. В. Матяш (Матяш Н.В.,2002,с.38-43) метод проектов (с греч. путь исследования) - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса ориентированная на самореализацию личности обучающегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде (Чечель И. 1998,с.11-15)

Учебный проект — работа обучающихся, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство общества.

Проектная деятельность для реализации педагогического потенциала должна строиться на принципах индивидуализации, доступности, проблемности, самодеятельности и сотрудничества.

Можно выделить несколько отличительных черт проектного метода, например, такие, как:

-участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

-участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

-участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

-участники проекта организуют себя на дело;

-участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

участники проекта вступают в дискуссии и т. д.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Таким образом, технология проектного обучения - это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа обучающихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство социума.

В ней отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (то есть относя­щихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, кем-то предложенное к усвое­нию, а прослеживаются условия происхождения данного зна­ния. Подразумевается, что обучающийся сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится пред­метом усвоения.

Компетентностный подход в сфере общего образования - новое явление для отечественной дидактики.

Современные образовательные технологии позволяют сделать учебный процесс более эффективным. Решить проблему прочности знаний и повысить мотивацию обучения можно включая в процесс обучения проектную деятельность.

Работая над проектом, обучающиеся приобретают следующие компетенции:

Компетентность информационная - способ­ность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при по­мощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Компетентность коммуникативная- способ­ность личности к речевому общению и умение слушать. В каче­стве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко форму­лировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуж­дать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к воз­можностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Компетентность в сфере личностного самоопределения - способности, знания и умения, по­зволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор цен­ностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.

Компетентность образовательная - способ­ности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку обучающихся в од­ной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые — межпредметные, общепред­метные и предметные компетенции.

Компетентность общекультурная - совокуп­ность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способно­стью ориентироваться в пространстве культуры.

Компетентность профессиональная - спо­собности и умения эффективно действовать в рамках своей про­фессии и квалификации.

Компетентность социально-трудовая - спо­собности и умения, обеспечивающие человеку возможность эф­фективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.

При изучении темы «Сезонные изменения в природе» детям предлагалось провести небольшое исследование характерных изменений, произошедших с органическим миром в течение года.

Цель: выяснить причины смены времен года и характерные изменения органического мира в течение года

Наблюдая за внешним видом растений в различные времена года, обучающиеся получают информацию о состоянии листового покрова, их окраски весной, летом, осенью и устанавливают характерные сезонные изменения органического мира

Используя знания географии о вращении Земли вокруг Солнца, школьники отмечают положение Солнца на небосводе в течение года, устанавливают зависимость количества поступающего тепла на земную поверхность от наклона солнечных лучей.

При этом у них формируются информационная и образовательная компетенции.

Дети работали в группах, обсуждали и комментировали сообщения собеседников, они высказывали свои мысли, учились слушать, тем самым у них формировалась коммуникативная компетенция.

Кроме непосредственной работы в природе, дети подбирали пословицы и поговорки о временах года, народные приметы, загадки, стихотворения, рисовали пейзажи природы в разные времена года.

При этом у них формировалась общекультурная компетенция.

По результатам исследований была составлена презентация «Краски времен года», которая затем была отправлена на областной фотоконкурс «Источник вдохновения - природа» в категории «Мир красок и цветов» и была отмечена грамотой.

Проектная деятельность в географии начинается с анализа географических карт. Дети определяют название карты, затем изучают условные знаки, определяют к какой группе относится карта по масштабу, охвату территории, по содержанию. Пользуясь условными знаками, обучающиеся дают характеристику любого географического объекта. Таким образом школьники приобретают умения работать с картой не в готовом виде, а сами формулируют понятия, выступают в роли исследователей. При этом развиваются информационная и образовательная компетенции.

Наиболее удачным межпредметным проектом был проект обучающихся 8 класса «Уголок соловьиного края - деревня Басово».

Цель:создание комплексной характеристики своего населенного пункта

Изучение природных условий нашей местности проводилось по принципу игровых проектов. Дети выступали в роли климатологов, почвоведов, ботаников, зоологов и др. Они изучали рельеф, полезные ископаемые, особенности климата, воды, почвы, органический мир, историю, население нашей деревни.

Итогом всей работы было составление доклада на тему «Уголок соловьиного края - деревня Басово»

В ходе работы над проектом, используя знания по географии о рельефе, климате, водах, органическом мире, почвах, дети самостоятельно определяли формы рельефа нашей местности, вели наблюдения за погодой, проводили анализ наблюдений за месяц и определяли средние температуры каждого месяца, устанавливали зависимость выпадающих осадков от преобладающих ветров.

Дети изучали видовой состав растений, пользуясь при этом определителем.

Изучая местную реку Рать, дети определяли ее ширину, глубину, скорость течения.

В ходе такой работы над проектом у детей формировались информационная и образовательная компетенции.

Обучающиеся узнали об истории, народных промыслах, традициях нашей деревни. При этом развивалась общекультурная компетенция.

Дети в ходе игрового проекта знакомились со сферами деятельности ботаников, зоологов и др. При этом формировалась профессиональная компетенция.

Кроме долгосрочных проектов можно проводить мини-проекты на уроках.

Можно предложить темы мини-проектов:

-« Урал! Опорный край державы»;

-«Что в имени твоем, Байкал» ;

-«Дальний Восток. Край контрастов»

Проектную деятельность можно осуществлять и во внеклассной работе.

Обучающиеся 8-9 классов работали над проектом «Мониторинг пришкольного участка». При выборе темы учитывалась актуальность проблемы. Основной целью являлось выяснение экологической обстановки пришкольного участка и мер по ее улучшению.

Совместно были разработаны задания и вопросы для поисковой деятельности.

Одна группа изучала роль зеленых растений пришкольного участка, вторая группа работала над определением роли газонной травы в улучшении микроклимата пришкольной территории, третья группа определяла загрязненность воздуха в районе школы, четвертая группа определяла наличие в почве нитратов и устанавливала механический состав почв.

По всем вопросам детьми были проведены исследования, сделаны выводы и предложения по улучшению экологического состояния пришкольного участка.

В ходе проекта удалось установить, что пришкольный участок благоприятно расположен относительно автострады, жилых домов, промышленных предприятий. Территория пришкольного участка обнесена живой изгородью из деревьев и кустарников. Используя информацию о количестве пыли, оседающей на листовой поверхности взрослого растения, дети подсчитали количество пыли, задержанной зелеными растениями. Проводя измерения температуры над газоном и над асфальтовой дорожкой в жаркий летний день, установили, что над газоном температура ниже, чем над асфальтом. Все это говорит о том, что дети умеют активно использовать свои знания для анализа полученных результатов.

Все исследования в природе дети смогли провести на основе тех знаний, которые были получены при изучении школьных предметов. На основе знаний по химии, биологии, географии формировались умения и навыки по определению механического состава почв, кислотности почв, по выявлению нитратов, определению видового состава растений и др.

При этом формировалась образовательная компетенция.

Работая над проектом, дети самостоятельно искали необходимую литературу по теме, анализировали результаты исследований, отбирали и обрабатывали необходимую информацию.

Такая работа формирует информационную компетенцию.

В ходе работы обучающиеся обсуждали методы исследования, наблюдения, варианты оформления конечных результатов, готовили сообщения, давали им критическую оценку, аргументировали свое мнение, учились слушать и совместно работать в группах.

Так формировалась коммуникативная компетенция.

Выясняя в ходе исследований влияние человека на окружающую среду, дети учились осмысливать свое место в мире, рассуждали, как они ведут себя и будут вести себя в окружающей среде.

Здесь, в какой - то степени, формируется компетентность в сфере личностного самоопределения.

В практической работе дети соприкоснулись с особенностями работы эколога, почвоведа, климатолога, т.е. формировались профессиональная и социально-трудовая компетенции.

По результатам исследований был составлен доклад, с которым дети выступили на «Неделе географии в школе», а также работа была направлена на областной конкурс «Юные исследователи окружающей среды» в номинации: «Ландшафтная экология и геохимия»

Таким образом, выполняя творческие проекты, обучающиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их

Список используемой литературы

1.Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования/ Н.В. Матяш // Педагогика.-М.: «Педагогика».-2002.-№4.-С.38-43

2.Чечель И. « Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула/ И.Чечель// Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования.-1998.-№3.-С.11-15

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации