Формирование креативности у детей подготовительной к школе группы в процессе реализации роли дизайнера
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 223
Формирование креативности у детей подготовительной к школе группы в процессе реализации роли дизайнера.
Для тех родителей, которые принимают ребенка с его творческими способностями или для тех, кто видит будущее своего малыша в креативном направлении.
Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Согласно психологу Маслоу, креативность как творческая направленность, врожденно и свойственна всем. Она может потеряться под воздействием воспитания и социальной практики.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя предметы необычно.
Для оценки креативности можно воспользоваться Тестом Пола Торренса
Творчество предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. По мнению Д.Б. Богоявленской, развитие деятельности по инициативе личности и есть творчество.
В.Н. Дружинина считает, что для формирования креативности необходимы следующие условия:
• отсутствие образца регламентированного поведения;
• наличие позитивного образца творческого поведения;
• создание условий для подражания творческому поведению;
• социальное подкрепление творческого поведения
Как пример креативности – дизайн в широком его понимании. Дизайнер — творец окружающего мира. Он стремится охватить все сферы жизни современного человека, причем его интересует не только внешний вид (оболочка) предметов, но и их внутренняя суть и функциональная взаимосвязь.
Существует несколько направлений дизайна и множество специализаций в каждом из них. Например,
1. Дизайн среды - оформление зданий, интерьеров, света и других объектов окружающей среды.
2. Дизайн процессов: «описательного дизайна»: бизнес-планы, презентации.
Оформление идеи: дизайн церемоний, программ и фирменных стилей.
3. Графический дизайн — рекламы.
4. Полиграфический – дизайн-макетов баннеров, веб-дизайн и др.
5. 3D-дизайн - компьютерного дизайна: анимация, презентации, мультимедиа.
6. 6. Ландшафтный дизайн
7.7. Архитектурный дизайн объектов.
8.Дизайн имиджа человека – в сфере моды: одежды, обуви, аксессуаров.
9. Звуковой — создание звукошумовых эффектов для фильмов, игр и др.
Для освоения дизайнерского мастерства нужно: сочетание технической и художественной одаренности, практический интеллект, развитое наглядно-образное мышление, богатое воображение, хороший эстетический вкус, чувство стиля, развитое цветоощущение и точный пространственный глазомер.
Алгоритм действий:
- знакомство с общей идеей проекта (выслушивание пожелания заказчика или внесение своих предложений).
- процесс визуализации идеи (прорисовывание эскизов; моделирование и конструирование макетов)
- процесс воплощения идеи (организация рабочей площадки, распределение обязанностей и ролей, осуществление авторского контроля за правильной реализацией проекта).
Чтобы сохранить творческую способность у дошкольников, разработан федеральный государственный образовательный стандарт, основанный на принципе сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Предлагаем родителям в домашних условиях использовать игровую ситуацию – родитель – заказчик, ребенок – дизайнер. В организации игры применять прием
«Проблемные ситуации»:
1. Идея - дизайн интерьера комнаты на каждый день.
- Задание - с пространствами: для игры с игрушками с местом хранения игрушек; для творчества со столом и принадлежностями; для отдыха с местом хранения творческих изделий.
- Процесс визуализации идеи – зарисовка комнаты на бумаге с дизайнерским решением или моделирование пространственных расположений в форме схемы комнаты
- Процесс воплощения идеи – сотрудничество с ребенком по визуальному дизайнерскому проекту.
2. Идея – дизайн процесса оформления праздничного интерьера (к Новому году, к дню рождения и т.п.)
- Задание – настенное украшение, на окне, потолочное
- Процесс визуализации идеи
- Процесс воплощения идеи
3. Идея - дизайн предметов
- Задание – игрушки на елку (подарки к дню рождения, к празднику)
- Процесс визуализации идеи – рисование различных образов игрушек, выбор наиболее удачных.
- Процесс воплощения идеи – совместный и самостоятельный творческий труд ребенка.
4. Идея – дизайн ландшафта летом на огородном участке; зимой во дворе
- Задание – летом в огороде высокие украшения вдоль забора. Варианты: посадка вьюнов, окраска в тон природы, скульптурные изделия из бросового материала. Задание зимой - во дворе соорудить архитектурные объекты из снега: предметы мебели, лабиринты; скульптурные постройки из снега: елку, снеговиков с разными настроениями и названиями, игрушки на елку.
- Процесс визуализации идеи – летом выбор картинок с цветами, игрушек, рисунки окраски; зимой моделирование вариантов елок на выбор заказчика (родителя), рисование снеговиков с разными настроениями
- Процесс воплощения идеи в совместном взаимодействии и частичной помощи ребенку
5. Идея – дизайн имиджа
- Задание – выбрать из гардероба наряды маме, папе, себе на семейный праздник
- Процесс визуализации идеи – рисунки моделей одежды, аксессуаров
- Процесс воплощения идеи – примерка одежды, украшений с показом.
6. Идея – информационный дизайн
- Задание – оформить презентацию «Я – домашний дизайнер», где рассказать о всех дизайнерских результатах
- Процесс визуализации – выбрать видео- и фото- материал для презентации
- Процесс воплощения идеи в форме сотрудничества, где ребенок и контролирует правильность реализации процесса, и частичной проявляет самостоятельность.
Таким образом, игровая роль дизайнера может использоваться по формированию креативности может использоваться, как в ДОУ, так и дома, реализуясь во всех видах детской деятельности: художественно-эстетической (рисунки, архитектурные и скульптурные объекты); познавательной (моделирование, изучение свойств и функций предметов); социально – коммуникативной (трудовые действия, ознакомление с профессией дизайнера).
Воспитатель:
Гришина Е.Н.
Мажова Светлана Александровна