Конспект занятия по формированию речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков С-Ш»
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе на тему:
«Дифференциация звуков С-Ш»
Программное содержание:
1. Способствовать развитию умения дифференцировать звуки С - Ш на слух и в произношении.
2. Создать условия для совершенствования навыков аналитико-синтетической деятельности.
3. Способствовать развитию навыка определять место звука в слове, умения делить слова на слоги.
Оборудование: схема характеристики звуков, картинки на звуки С, Ш, д/и рыбалка, карточки для звукового анализа, 2 куклы – мальчик Саша и девочка Шура, подарочный пакет с раскрасками.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
По звонку колокольчика дети встают рядом со своими стульчиками. Затем на свои места сначала садятся девочки, затем мальчики.
Сегодня к нам в гости пришли Саша и Шура. Для того, чтобы узнать, о каких звуках он хотят с вами поговорить, предлагаю вам определить первые звуки в их именах. (Мы сегодня будем говорить о звуках «С» и «Ш».)
Основная часть
Саша и Шура приготовили для вас сюрприз, но чтобы получить его, они предлагают вам поиграть с ними и выполнить задания, которые они для вас приготовили. Готовы поиграть с Сашей и Шурой? (да, готовы)
1.Повтор характеристики звуков «С», «Ш».
Сначала Саша и Шура хотят проверить, как хорошо вы знаете звуки С и Ш. Расскажите им характеристику этих звуков.
С - согласный (язычок за нижними зубами), твердый, глухой. Обозначение: синим цветом
Ш - согласный (язычок вверху, чашечка), твердый, глухой. Обозначение: синим цветом
Определить различие в положении языка при произношении звуков.
2. Д/и «Рыбалка». Различение звуков «С», «Ш».
Наши гости предлагают вам немного порыбачить, а рыбки, которые вы поймаете – не простые – на них нарисованы картинки, в названии которых есть звук «С» или «Ш». Все рыбки со звуком «С» мы отдадим Саше, а со звуком «Ш» - Шуре. Давайте поиграем.
3. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Саша и Шура очень любят спорить и делать все наоборот. И вам они предлагают сыграть в такую игру. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слово или слог со звуком «С» или «Ш». Ваша задача – бросить мяч мне, заменить звук «С» на «Ш» (или «Ш» на «С») и назвать получившееся слово.
Са - ша; аш - ас; со - шо; ос - ош; шу - су; ус - уш;
Сы - ши; ыс - ыш; уши - усы; шины - сыны; маска – Машка;
Мишка - миска; мышь - мыс; касса - каша; шутки- сутки;
крыса-крыша;
4.Физ. минутка «Сыщики» - работа в командах.
Саша и Шура немного устали и предлагают вам тоже отдохнуть и превратиться в настоящих сыщиков. Для этого Саше нужна команда мальчиков, которые будут искать в группе предметы со звуком «С», а Шуре – команда девочек, чтобы найти в группе предметы со звуком «Ш».
(Дети ищут предметы, называют их.)
5. Составь схему слова - звуковой анализ слов.
Саша и Шура приготовили для вас еще одно задание. Посмотрите какие красивые картинки они для вас принесли. (картинки, в названии которых есть звуки «С», «Ш») Они предлагают вам выбрать ту картинку, которая вам больше всего нравится, назвать ее и составить схему этого слова с помощью карточек. Не забудьте определить количество слогов в слове.
6. Игра с мячом «Собери слово»
Вы знаете, ребята, пока вы так чудесно составляли схемы слов, Саша и Шура сказали мне, что они сломали слова! Все слова рассыпались на звуки. Давайте поможем им починить их и поиграем в игру «Собери словечко». Я буду бросать каждому из вас мяч и назову звуки, а вы составьте из них слово, назовите его и бросьте мяч мне обратно:
Ш-У-Б-А – ШУБА; С-О-К – СОК; С-У-Ш-А – СУША. И т.д.
Итог.
Давайте подведем итог.
Кто пришел к нам гости? (Саша и Шура)
С какими звуками мы сегодня играли? (Со звуками «С» и «Ш»)
Какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями Саши и Шуры. Они очень рады этому и дарят вам небольшой сюрприз. (Подарочный пакет с раскрасками) Они обязательно придут к нам в гости еще раз!